Зачем военно-морскому флоту США понадобились самолеты F-14... И почему их вскоре списали

Решения американского командования зачастую оказываются абсурдными и глупыми. Эта история — тому подтверждение.
Зачем военно-морскому флоту США понадобились самолеты F-14... И почему их вскоре списали

Далеко не все инициативы военных США оказываются успешными. ВМС и ВВС долго спорили насчет этого самолета, но в итоге его пришлось списать

F-14 вырос из проекта F-111, продвигаемого министром обороны Робертом Макнамарой как истребитель одновременно для ВМС и ВВС. Однако потребности ВВС США и ВВС США отличались: военно-морской флот хотел иметь палубный перехватчик большой дальности, чтобы избежать советских крылатых ракет воздушного базирования. Советские бомбардировщики могли наносить удары по американским авианосным боевым группам с большого расстояния, не входя в зону действия ни корабельных ЗРК, ни истребителей малой дальности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но F-111 не подошел - слишком много возможностей было заложено в основу, в результате чего истребитель стал слишком большим для нужд ВМС и не особенно хорошо подходил для того, чтобы завоевывать превосходство в воздухе. К середине 1960-х годов ВМС начали работу над альтернативным проектом, который в конечном итоге стал F-14. Он стал идеальным для ВМС, однако и у него нашлись проблемы.

Проблемы истребителя

В первые годы существования Tomcat сам столкнулся с проблемами. Двигатели были темпераментными, а истребитель был тяжелым и дорогостоящим. Конструктивные решения, в том числе стреловидные крылья, сделали Tomcat сложным для управления. Конгресс выразил недовольство, сравнив характеристики Tomcat с новым тяжелым истребителем ВВС F-15 Eagle. С общим сокращением численности армии после Вьетнама, Томкэт мог стать просто ненужным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что заняло бы место Tomcat? F-14 начали поступать на вооружение в 1974 году; F/A-18 поступят на вооружение Военно-морского флота только в 1983 году. Это привело бы к девятилетнему разрыву, не говоря уже о существенном разрыве в возможностях между двумя самолетами. Как бы военно-морской флот заполнил его?

Одной из альтернатив было бы просто сохранить F-4 в качестве перехватчика и превосходства в воздухе. Phantom был более чем адекватен для таких миссий, хотя ему не хватало дальности и возможностей Tomcat. Действительно, F-4 оставались на службе ВМС до тех пор, пока не появились F / A-18, в значительной степени из-за необходимости заполнить палубы американских авианосцев. Но, конечно, F-4 не был так хорош, как Томкэт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой альтернативой была бы разработка военно-морской версии F-15 Eagle. В начале 1970-х годов этому было уделено много внимания, и на чертежной доске появились различные концепции. После значительных модификаций для работы с авианосцами и использования ракеты «Феникс» большой дальности «Морской орел» мог бы стать хорошим истребителем, хотя и он не превзошел бы Tomcat. И военно-морской флот последовательно сопротивлялся попыткам заставить его купить те же самолеты, что и ВВС.

Военно-морской флот в конечном итоге решил проблемы с F-14, и Tomcat стал основным истребителем противовоздушной обороны. Однако темпераментный характер конструкции, распад Советского Союза и успех Super Hornet сделали Tomcat ненужным к 2000-м годам, и в настоящее время Военно-морскому флоту не хватает перехватчика дальнего действия. Основные угрозы для авианосных боевых групп больше не исходят от полетов бомбардировщиков, а скорее от баллистических ракет, и ни один истребитель еще не продемонстрировал многообещающих результатов в миссии по ПРО. Тем не менее, Tomcat обеспечил обороноспособность в один из критических периодов развития военной отрасли США.