Абрахам Вальд родился в 1902 году в Венгрии и вырос в глубоко религиозной еврейской семье. Он отличался блестящими способностями в математике, но долгое время обучался на дому, так как из-за веры не мог посещать школу по субботам. Получив базовое образование и окончив колледж, Вальд поступил в Венский институт и в 1931 году вышел из него со степенью доктора философии по математике.
«Ошибка выжившего»: как венгерский математик спас жизни сотен летчиков во времена Второй мировой войны

Когда Австрия оказалась оккупирована нацистской Германией, ученый был вынужден переехать в США и продолжить свою научную деятельность в Нью-Йорке, заняв должность профессора в Колумбийском университете. На новом месте он присоединился к Группе статистических исследований (SRG) — к засекреченной военной программе американских статистиков. В центре прикладной математики десятки ученых выявляли формулу оптимальной траектории полета, которой истребитель должен был придерживаться в воздухе, чтобы не упускать из поля зрения вражеский самолет. В другой группе команда исследователей разрабатывала протоколы стратегических бомбардировок, а рядом находилось колумбийское отделение проекта по созданию атомной бомбы.

Состав одной из групп SRG пополнил Абрахам Вальд. Но даже несмотря на то, что коллеги «по цеху» считали его авторитетным ученым, доверять ему не торопились. Вальду запрещалось просматривать секретные отчеты, а секретари каждый раз вырывали блокнот из его рук, как только он заканчивал писать.
Вскоре военные пришли к ученым и попросили подсказать, в каких частях лучше укреплять корпус самолета, чтобы сделать его «живучее». Вдобавок летчики поделились статистикой, которую сами посчитали полезной: данные показывали, где чаще всего располагались пулевые отверстия на подбитых истребителях, вернувшихся с заданий. Летчики не сомневались в том, что в первую очередь обеспечивать броней стоило самые уязвимые места — те, куда снаряды попадали чаще всего. Меньше всего пробоин было в областях двигателя и топливного бака, а основные удары приходились как раз на крылья и хвостовую часть.

Абрахам Вальд быстро понял, что логика военных экспертов в корне неверна. Ученый указал на погрешности в предоставленных ему аналитических данных — в них содержалась так называемая «систематическая ошибка выжившего». То есть вся имеющаяся аналитика базировалась на показателях, получаемых с тех самолетов, которым с повреждениями удалось уцелеть и вернуться на аэродром. Отверстия в одних и тех же местах демонстрировали частые попадания, но только те, что были наименее опасными — раз с ними можно было совершить посадку, долетев до базы. Получалось наоборот: усиливать бронирование нужно было там, где находились самые «чистые» зоны , не пострадавшие в ходе обстрелов. Ведь именно после попаданий в них самолеты не возвращались.
Руководство прислушалось к мнению статистика и приказало усовершенствовать конструкцию истребителей, что существенно повысило их выживаемость. Так, благодаря математической точности, потерь у американской авиации стало значительно меньше.
Но как только не шутит злая судьба. Вскоре после окончания войны, в 1950 году, самолет Air India, на котором ученый летел вместе с женой после лекционного тура, потерпел крушение на юге Индии.
Однако о научной деятельности Вальда не забыли и после его смерти: его научные труды продолжали критиковать и хвалить, а ВМС и ВВС США пользовались идеями математика на войне в Корее и во Вьетнаме.