РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

15 знаковых самолетов Второй мировой: стальные соколы войны

Как-то раз на сайте мы проводили приуроченный к юбилею Победы конкурс «Воздушный парад», где читателям предлагалось угадать названия некоторых из самых известных самолетов Второй мировой вoйны по их силуэтам. Конкурс был завершен, а теперь мы публикуем фото этих боевых машин. Предлагаем вспомнить, на чем воевали в небе победители и побежденные.
15 знаковых самолетов Второй мировой: стальные соколы войны

Германия

Messerschmitt Bf.109 – пожалуй, самый известный самолёт во Второй мировой вoйне 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фактически целое семейство немецких боевых машин, общее количество которых (33 984 штук) делает 109-й одним из самых массовых самолетов Второй мировой. Использовался в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика, истребителя-перехватчика, самолета-разведчика. Такое разностороннее применение в строю и привело к тому, что «Мессершмитт» стал, пожалуй, самым известным самолётом люфтваффе во Второй мировой вoйне. Именно в качестве истребителя «мессер» заслужил у советских пилотов печальную славу – на начальном этапе вoйны советские истребители, такие, например, как И-16 и ЛаГГ, явно уступали в техническом отношении Bf.109 и несли тяжелые потери. Лишь появление более совершенных самолетов, например Як-9, позволило нашим пилотам сражаться с «мессерами» почти на равных. Самой массовой модификацией машины стал Bf.109G («Густав»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Messerschmitt Bf.109
Messerschmitt Bf.109

Messerschmitt Me.262 –  знаменитая бесславная серия самолётов Третьего Рейха

По сравнению с Bf.109, это конечно не самый известный самолёт во Второй мировой вoйне, но ему была уготована иная роль. В истории самолётостроения Me.262 запомнился тем, что оказался первенцем реактивной авиации на поле боя. Me.262 начали конструировать еще до вoйны, однако настоящий интерес к проекту пробудился у Гитлера только в 1943 году, когда люфтваффе уже растеряла свою боевую мощь. Me.262 обладал уникальными для своего времени показателями скорости (около 850 км/ч), высоты и скороподъемности и поэтому имел серьезные преимущества перед любым истребителем того времени. Но самым знаменитым самолётом Второй мировой вoйны он не стал. В реальности на 150 сбитых самолетов союзников пришлось 100 потерянных Me.262. Низкая эффективность боевого применения объяснялась «сыростью» конструкции, малым опытом использования реактивной авиации и недостаточной подготовкой пилотов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Messerschmitt Me.262
Messerschmitt Me.262

Знаменитые самолёты Heinkel-111 – «гроза Англии»

Вероятно, самый узнаваемый бомбардировщик люфтваффе был разработан в начале 1930-х годов под видом гражданского транспортного самолета (создавать ВВС Германии запрещал Версальский договор). На начало Второй мировой Heinkel-111 был самым массовым бомбардировщиком люфтваффе. Он стал одним из главных персонажей Битвы за Англию – она явилась результатом попытки Гитлера сломить волю к сопротивлению британцев путем массированных бомбовых налётов на города Туманного Альбиона (1940 год). Несмотря на то, что эта операция поставила  Heinkel-111 в ряд самых известных самолётов Второй мировой вoйны, уже тогда стало понятно, что этот средний бомбардировщик морально устарел, и ему не хватает скорости, маневренности и защищенности. Тем не менее самолет продолжали использовать и производить вплоть до 1944 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Heinkel-111
Heinkel-111
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Junkers Ju 87 Stuka – знаменитый самолёт-бомбардировщик

Эта «Штука» печально прославилась в европейском небе, став одним из самых известных самолётов-бомбардировщиков во Второй мировой вoйне на Восточном фронте. Выпускавшийся в нескольких модификациях пикирующий бомбардировщик Ju 87 являлся своего рода предтечей современного высокоточного оружия, так как метал бомбы не с большой высоты, а с крутого пикирования, что позволяло более точно нацелить боеприпас. Ввиду специфики применения в условиях высоких перегрузок машину оснащали автоматическими воздушными тормозами для выхода из пике в случае потери пилотом сознания. Для усиления психологического эффекта пилот при атаке включал «иерихонскую трубу» — устройство, издававшее страшный вой. «Юнкерсы» этой серии, являлись самыми известными самолётами Второй мировой вoйны в борьбе против танков – их эффективность была крайне высока. Одним из самых знаменитых пилотов-асов, летавших на «Штуке», был Ганс-Ульрих Рудель, оставивший довольно хвастливые воспоминания о вoйне на Восточном фронте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Junkers Ju 87 Stuka
Junkers Ju 87 Stuka

Focke-Wulf Fw 189 Uhu – самый известный немецкий тихоходный самолёт

Тактический разведывательный самолет Fw 189 Uhu интересен прежде всего своей необычной двухбалочной конструкцией, за которую советские солдаты прозвали его «Рамой». Так же как и «Штука», «Рама» стала самым известным самолётом Второй мировой вoйны на Восточном фронте. Именно здесь этот разведчик-корректировщик оказался наиболее полезным гитлеровцам. Наши бойцы хорошо знали, что вслед за «Рамой» прилетят бомбардировщики и нанесут удар по разведанным целям. А вот сбить этот тихоходный самолет было не так-то просто из-за его высокой маневренности и отличной живучести. При приближении советских истребителей он мог, например, начать описывать круги небольшого радиуса, в который скоростные машины просто не могли вписаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Focke-Wulf Fw 189 Uhu
Focke-Wulf Fw 189 Uhu

Союзники

Boeing B-17 Flying Fortress – самый известный вoенный самолёт знаменитой компании 

Американская «летающая крепость» в ходе вoйны постоянно наращивала свою защищенность. Вдобавок к великолепной живучести (в виде, например, способности вернуться на базу с одним целым мотором из четырех) в модификации В-17G тяжелый бомбардировщик получил тринадцать 12,7-мм пулеметов. Была разработана тактика, в рамках которой «летающие крепости» шли над вражеской территорией в шахматном порядке. Таким образом, одни из самых известных самолётов Второй мировой вoйны, защищали друг друга перекрестным огнём. Самолёт оснастили высокотехнологичным на то время бомбовым прицелом Norden, построенным на основе аналогового вычислителя. Если британцы бомбили Третий рейх в основном в темное время суток, то «летающие крепости» не боялись появляться над Германией в светлое время суток.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Boeing B-17 Flying Fortress
Boeing B-17 Flying Fortress
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Avro 683 Lancaster – британский самолёт-бомбардировщик

Один из самых известных самолётов во Второй мировой вoйне  родом из Соединённого Королевства. Этот британский тяжелый бомбардировщик – главный участник налётов бомбардировочной авиации союзников на Германию. На долю Avro 683 Lancaster пришлось ¾ всего бомбового груза, выброшенного англичанами на Третий рейх. Грузоподъёмность позволяла четырехмоторному самолету брать на борт «блокбастеры» — сверхтяжелые бетонобойные бомбы Tallboy и Grand Slam. Низкая защищенность предполагала использование «Ланкастеров» в качестве ночных бомбардировщиков, однако ночное бомбометание отличалось невысокой точностью. Днем же эти самолеты несли ощутимые потери. «Ланкастеры» активно участвовали в самых разрушительных бомбовых налетах Второй мировой — на Гамбург (1943) и Дрезден (1945).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Avro 683 Lancaster
Avro 683 Lancaster

North American P-51 Mustang

Один из самых знаковых истребителей Второй мировой, сыгравший исключительную роль в событиях на Западном фронте. Как бы ни защищали себя тяжелые бомбардировщики союзников, уходившие в рейды на Германию, эти большие, низкоманевренные и относительно тихоходные самолеты несли тяжелые потери от немецкой истребительной авиации. Компания North American по заказу британского правительства срочно создала истребитель, который мог не только успешно сражаться с «мессерами» и «фоккерами», но и иметь достаточный радиус действия (за счет подвесных баков), чтобы сопровождать рейды «бомберов» на континент. Когда в 1944 году «Мустанги» стали использоваться в этом качестве, стало ясно, что воздушная вoйна на Западе немцами окончательно проиграна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
North American P-51 Mustang
North American P-51 Mustang

Supermarine Spitfire

Основной и самый массовый истребитель британских ВВС вoенной поры, один из лучших истребителей Второй мировой. Его высотные и скоростные характеристики делали его равным соперником немецкому Messerschmitt Bf.109, и в очной схватке этих двух машин большую роль играло мастерство пилотов. «Спитфайры» отлично зарекомендовали себя, прикрывая эвакуацию англичан из Дюнкерка после успеха гитлеровского блицкрига, а затем в ходе Битвы за Британию (июль-октябрь 1940 года), когда английским истребителям приходилось бороться как с немецкими бомбардировщиками Не-111, Do-17, Ju 87, так и с истребителями Bf. 109 и Bf.110.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Supermarine Spitfire
Supermarine Spitfire
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Япония

Самый знаменитый японский самолёт – Mitsubishi A6M Raisen

На начало Второй мировой японский палубный истребитель A6M Raisen был лучшим в мире в своем классе, даже несмотря на то, что в его названии присутствовало японское слово «Рэй-сэн», то есть «истребитель-ноль». Тем не менее ему было суждено стать самым известным японским самолётом во Второй мировой вoйне. Благодаря подвесным бакам истребитель обладал высокой дальностью полета (3105 км), что делало его незаменимым для участия в рейдах на океанском ТВД. Среди самолетов, участвовавших в нaпадении на Перл-Харбор, находились 420 A6M. Американцы извлекли уроки из общения с юрким, скороподъемным японцем, и уже к 1943 году их истребительная авиация превзошла своего некогда опасного противника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Mitsubishi A6M Raisen
Mitsubishi A6M Raisen

Советский Союз

Знаменитый бомбардировщик Пе-2

Самый массовый пикирующий бомбардировщик СССР начал выпускаться еще перед вoйной, в 1940 году, и оставался в строю до Победы. Низкоплан с двумя моторами и двойным килевым оперением был для своего времени весьма прогрессивной машиной. В частности, в нем была предусмотрена гермокабина и электродистанционное управление (которое в силу новизны стало и источником многих проблем). Этот самолёт Второй мировой вoйны стал одним из самых известных в народе благодаря отечественному кинематографу. В реальности же Пе-2 не так часто, в отличие от Ju 87, применялся именно как пикирующий бомбардировщик. Чаще всего он наносил бомбовые удары по площадям с горизонтального полета или с пологого, а не глубокого пикирования.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пе-2
Пе-2

Самый известный боевой самолёт СССР  – Ил-2

Самый массовый боевой самолет в истории (всего этих «илов» было выпущено 36 000 штук) считается настоящей легендой полей сражений. Одна из его особенностей — несущий бронекорпус, заменявший собой каркас и обшивку в большей части фюзеляжа. Штурмовик работал на высотах в несколько сотен метров над землей, становясь не самой сложной мишенью для наземных зенитных средств и объектом охоты со стороны немецких истребителей. Первые варианты, одного из самых известных самолётов Второй мировой вoйны, строились одноместными, без бортстрелка, что приводило к довольно высоким боевым потерям среди самолетов этого типа. И все же Ил-2 сыграл свою роль на всех ТВД, где сражалась наша армия, став мощным средством поддержки сухопутных вoйск в борьбе с бронетехникой противника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ил-2
Ил-2
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Як-3

Як-3 стал развитием хорошо зарекомендовавшего себя в боях истребителя Як-1М. В процессе доработки было укорочено крыло и предприняты другие конструктивные изменения для снижения веса и улучшения аэродинамики. Этот легкий деревянный самолет показывал впечатляющую скорость 650 км/ч и имел отличные летные характеристики на малых высотах. Испытания Як-3 стартовали в начале 1943 года, а уже во время сражения на Курской дуге он вступил в бой, где с помощью 20-мм пушки ШВАК и двух 12,7-мм пулеметов Березина успешно противостоял «мессершмитам» и «фоккерам».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Як-3
Як-3

Ла-7 – знаменитый самолёт-истребитель

Один из лучших советских истребителей Ла-7, поступивший на вооружение за год до конца вoйны, был развитием встретившего вoйну ЛаГГ-3. Пожалуй, на Восточном фронте Второй мировой вoйны, он оставался самым известным и грозным самолётом среди немецких лётчиков. Все достоинства «предка» сводились к двум факторам — высокой живучести и максимальному использованию в конструкции дерева вместо дефицитного металла. Однако слабый мотор и большой вес превращали ЛаГГ-3 в неважного противника цельнометаллического Messerschmitt Bf.109. Из ЛаГГ-3 в ОКБ-21 Лавочкина сделали Ла-5, поставив новый мотор АШ-82 и доработав аэродинамику. Модификация Ла-5ФН с форсированным мотором уже была отличной боевой машиной, превосходя по ряду параметров Bf.109. В Ла-7 вес был снова снижен, а также усилено вооружение. Самолёт стал очень хорош, даже оставаясь деревянным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ла-7
Ла-7

Наше славное У-2 – самый известный тихоходный самолёт

У-2, или По-2, созданный в 1928 году, к началу вoйны безусловно был образцом устаревшей техники и вообще не проектировался как боевой самолёт (учебно-боевой вариант появился только в 1932 году). Однако ради победы этому классическому биплану пришлось поработать ночным бомбардировщиком. Самый известный тихоходный самолёт во Второй мировой вoйне имел свои несомненные плюсы — простота в управлении, возможность посадки вне аэродромов и взлет с маленьких площадок, малошумность.

У-2
У-2

На малом газу в темное время суток У-2 подбирался к вражескому объекту, оставаясь незамеченным практически до момента бомбометания. Поскольку бомбометание производилось с малых высот, точность его была весьма высока, и «кукурузники» наносили врагу серьезный ущерб. Окончательно самые известным самолётом-бипланом Второй мировой вoйны У-2 сделал музыкальный кинофильм «Небесный тихоход».

voroninmeister
voroninmeister 17 Января 2021, 12:09
Немного странный подход. Почему именно 15 самолётов ? Почему они "главные"? Даже не упомянуты самолёты, которые внесли огромный вклад как в ведение боевых действий, так и в обеспечивающие операции. Только как пример: у немцев Ю-88, у американцев "Каталина", у англичан "Харрикейн", у нас И-16, я уже не говорю об "Аэрокобре". Ни слова не сказано о транспортных DC-3/Ли-2. Ощущение, что текст статьи подгонялся под редакционное задание, взятое с потолка.
Никита Камшилин
Никита Камшилин 19 Декабря 2019, 09:29
Создатель поста или полный профан в данной теме, или же писал ее в не совсем трезвом виде. 2 грубейшие ошибки заметит любой кто +- разбирается в авиации тех лет: написали то про "Раму" а на фото мы видим fw190A который вообще то истребитель на все руки как и "Мессер". Второй же является история создания Мустанга, которая началась с того что британцы заказали у американцев истребитель и лёгкий ударник, только вот все производители были сами по горло заняты заказами, а тот Мустанг который видим на фото это вообще не британский, но американский P51D, который мало чего общего имеет с более ранними P51A/A36 для англичан. Могу также выделить одну довольно известную машину с востока которая почему то не упоминается тут: японский J2M Raiden, в свое время этот пипелац немало крови попортил на Тихом океане союзникам потому что по ЛТХ в отличии от Зеро не уступал американскому Мустангу, а Хэлкатов и Корсаров гонял как детей, проблемой была только в его высотности потому что японцы не смогли тогда в нормальный турбокомпрессор и потому не могли достать до Крепостей который безнаказанно бомбили все что можно. В общем: прежде чем писать статью как минимум ознакомиться надо с темой, а не ляпать байки с интернета. Все же авторитетное издание не гоже людей дурить
Режиссер Антаресов
Режиссер Антаресов 14 Октября 2019, 09:07
вы что за фотку поставили на Фоккер-Уху? Пишите что "рама" - а где эта самая рама?! Непорядок.
Евгений Шик
Евгений Шик 03 Июля 2019, 13:23
Про У(По)-2 можно было дописать , что использовали его целыми полками и пилотами часто были женщины. И как пример самый знаменитый полк По-2 -  46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк оставшийся в народной памяти как "Ночные Ведьмы" Да что уж там про них даже Sabaton песню написали
macsimyu
macsimyu 21 Февраля, 22:43
А в СССР был снят фильм "Небесный тихоход". Рекомендую.
macsimyu
macsimyu 21 Февраля, 22:43
А в СССР был снят фильм "Небесный тихоход". Рекомендую.
Alexander Selitsky
Alexander Selitsky 14 Июня 2019, 18:05
Что значит "главные самолёты"? Як-3 указан, но их за войну сделали 4 тыс штук, забыт Як-9, которых настрогали 16 тысяч, и именно на них легла основная боевая нагрузка. Указан Ла-7, вышедший поздно, и которых за войну сделали 3 тыс штук, но где Ла-5 и Ла-5ФН, основные боевые лошадки, которых наделали более 9 тыс штук. Именно они добывали такие важные победы середины войны.
Илшат Саяпов
Илшат Саяпов 28 Мая 2019, 17:59
А куда подевались самые массовые советские истребители Як-9 и Ла-5ФН, а так-же немецкий FW-190?
Максим Батясов
Максим Батясов 13 Мая 2019, 10:26
Корявая статья. Лучшим истребителем был P-39 Airacobra.
Сергей Флягин
Сергей Флягин 09 Мая 2019, 18:43
Ду уж, кто текст то проверял-корректировал? Как-то неудобненько получилось. Не стенгазета все же.
Юлия Кульбекова
Юлия Кульбекова 08 Мая 2019, 23:11
А И-16 где?
Максим Удовенко
Максим Удовенко 04 Мая 2019, 09:06
А мы ругаем девочек из пед институтов,устроившихся работать  в рекламное  агентство  и создающих поздравительные банеры под 9 мая,.с которых нашим ветеранам улыбаются солдаты вермахта....а тут центральный журнал ,редакторы  с мировым именем....какая разница ФВ-189 или ФВ-190,буквы то одинаковые!!!!
Su per
Su per 04 Мая 2019, 00:30
И ЭйрКобра (P-39) Покрышкина:  www.youtube.com/watch?v=o52T4tXgdMk более 4500 единиц были поставлены в СССР по ленд-лизу.
Евгений Сазонов
Евгений Сазонов 02 Мая 2019, 11:55
И текст под ним от предыдущего самолета!!!! ;-)
Сергей Барнов
Сергей Барнов 02 Мая 2019, 11:50
Внимательнее, пожалуйста, с иллюстрациями. Вместо фотографии Focke-Wulf Fw 189 у Вас  Focke-Wulf Fw 190...
Загрузка статьи...