Breda: компания, которая выпускала один из самых известных тягачей Второй мировой
![Breda: компания, которая выпускала один из самых известных тягачей Второй мировой Breda: компания, которая выпускала один из самых известных тягачей Второй мировой](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/17b/17bf2dd89234aa3658e3edd9cbc7cc22_ce_1332x886x0x1_cropped_510x340.webp)
Итальянская компания Breda (а если полностью, то Società Italiana Ernesto Breda per Costruzioni Meccaniche) много лет оставалась одним из крупнейших машиностроительных производств в стране. У нее было два основных направления — авиационное и железнодорожное. Начинала компания в 1880-х с локомотивов (и строила их до начала 1990-х!), а первый самолет Breda A.1 разработала и произвела в 1924-м. Также Breda занималась оружейным производством.
![Breda TP32](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/64a/64a51477cc27a3eef0bc7253d6f48123_cropped_510x372.webp)
В 1927 году, уже после смерти основателя компании Эрнесто Бреда, руководство приняло решение основать подразделение для производства сельскохозяйственной техники. Первенцем стал универсальный трактор-тягач, получивший наименование Autocarro Trattore Breda. Возможно, он не снискал бы серьезного успеха, если в 1932 году итальянской армии не понадобился новый артиллерийский тягач на замену устаревшим Pavesi-Tolotti и Fiat 20B. Breda тотчас доработала сельхозмашину, и на свет появилась военная модификация Breda TP32.
![Breda TR33 (удлинённая версия).](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e64/e643fbec9e61a3ba862d8edb528e4a6f_cropped_510x368.webp)
Армии машина понравилась, и в 1933-м она была принята на вооружение. Breda, уже имевшая ряд военных заказов в области авиации, расширила свое влияние и на дороги. В 1934 году появилась наиболее известная и эффективная версия Breda TP32 Giraffa, оснащенная лебедочным краном. Машина принимала участие в Гражданской вoйне в Испании, в Эфиопской вoйне, активно применялась во II Мировой и стояла на вооружении в модифицированном виде аж до 1980-х (!) годов.
![Breda TP32, сохранившийся экземпляр.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/2db/2dbbd3137732804de2f42798a5ed948e_cropped_510x432.webp)
Стоит заметить, что в начале II Мировой армия спешно заказала у Breda более совершенную версию, получившую название Breda TP40. Этот тягач имел уже цельнометаллическую кабину, был прочнее, мощнее и эффективнее. TP32 оснащалась четырёхцилиндровым двигателем SPA T5 мощностью 84 л.с., а TP40 получила 115-сильный 6-цилиндровый SPA D11. Новая машина поступила на вооружение в 1942 году. Конечно, у нее тоже была версия с лебедочным краном — она называлась Breda TP41.
![Breda TP40](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d53/d534e0d487ca4f958445ed58dac561c0_cropped_510x291.webp)
Артиллерийские тягачи Breda TP32 и Breda TP40 считают одними из самых удачных представителей своего класса. Помимо них, компания делала еще полугусеничный тягач Breda 61, снискавший несколько меньшую популярность, но всё-таки построенный в 235 экземплярах в 1941-1945 годах.
![Breda TP41 с краном.](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/7fd/7fd25af35912e79bd4b4763dbb74f6ce_cropped_510x383.webp)