Российский истребитель 5-го поколения: лучший или нет

В чем особенности истребителя 5-го поколения по сравнению с машинами предыдущих поколений? Лучше всего об этом может рассказать тот, кто имел возможность провести сравнение на личном опыте, – заслуженный летчик-испытатель РФ, герой России Сергей Богдан, первый поднявший в воздух Т-50 и выполнивший на этой машине основной объем испытаний.
Российский истребитель 5-го поколения: лучший или нет

В чем принципиальное отличие истребителей 5-го и 4-го поколений с точки зрения пилотирования?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По сравнению с самолетами 4-го поколения, такими как Су-27 или МиГ-29, Т-50 имеет заметно облегченное управление. Раньше в пилотировании боевых самолетов очень многое зависело от летчика. Именно летчик, работая ручкой управления, рычагом управления двигателем (РУД), должен был выдерживать режимы полета: не превышать до опасных значений угол атаки, перегрузку. В те времена загрузка на органах управления и величина отклонения ручек имели принципиальную важность. Пилот кинестетически, буквально всем телом мог ощущать пределы, за которые он в управлении переходить не может. Теперь интегральная система управления автоматически выдерживает эти режимы, и нет нужды так сильно «затяжелять» органы управления, ведь при энергичном маневрировании, которое могут выполнять самолеты 5-го поколения, пилотирование может превратиться в очень энергоемкий процесс. Стоит при этом отметить, что на российских истребителях поколения 4++ (Су-35) и 4+ (Су-30СМ) усилия на органах управления были уже существенно снижены по сравнению с Су-27 и пилотирование стало значительно более комфортным. Внешне Су-35 практически неотличим от Су-27. На самом деле это радикально разные самолеты и по управляемости, и по маневренности, и по многим другим показателям. Но когда летчики осваивали Су-35, они легко переучивались и давали машине только восторженные оценки. Нет никаких оснований считать, что переход на Т-50 с точки зрения пилотирования будет сложнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А если говорить о физических кондициях пилотов – нужна ли для перехода на Т-50 дополнительная подготовка?

Да, требования к физической подготовке для пилотов машин 5-го поколения выше. Дело в том, что самолеты 4-го поколения могли выходить на перегрузку 9 g, но этот пиковый режим длился не более 1–1,5 с. Дальше при такой перегрузке резко возрастало лобовое сопротивление, скорость самолета падала, а с ней и перегрузка. Однако истребители поколений 4++ и 5 имеют значительно более мощные двигатели, и, как следствие, могут выдерживать 9 g на протяжении гораздо большего времени – например, в течение одной или двух минут. И весь этот временной промежуток пилот должен находиться в тонусе и контролировать ситуацию. Тут к физической подготовке требуется, конечно, очень серьезное отношение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самолет

5-е поколение – это и новая функциональность, новые системы вооружения. Будет ли летчику сложнее управляться со всеми этими системами?

Да, нагрузка на пилота как оператора вырастает значительно. Номенклатура вооружения самолета 4-го поколения не выходила за пределы десятка. Летчику требовалось освоить три операции: работа по земле, работа по воздуху управляемым оружием (несколько видов ракет) и работа по воздуху неуправляемыми средствами (стрельба из пушки). Номенклатура вооружения Т-50 приближается к полусотне абсолютно разных средств с разными принципами наведения. Оружие с телевизионным наведением, радиолокационное прицеливание по морским и наземным целям... Каждый вид оружия имеет свое информационное обеспечение, свои индикаторы. И это еще не все – летчик еще может управлять целой группой самолетов. Ведя свой бой, он должен распределять задачи для подчиненных экипажей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пришлось разработать такие алгоритмы  выдачи  информации,  чтобы  летчик безошибочно считывал ее и принимал грамотные решения. Только работа ученых из Института космической медицины совместно с конструкторами, летчиками-испытателями, военными летчиками привела к тому, что алгоритмы были оптимизированы, управляющее поле стало неконфликтующим. Но все равно нагрузка на летчика ложится колоссальная. Поэтому на самолетах новых поколений задача пилотирования в целом второстепенна. Выполняя прицеливание, летчик может отвлекаться от пилотирования, бросать ручку управления даже с отключенным автопилотом. Автоматика самолета «знает», что машиной не управляют, и, если истребитель находится, например, в режиме крена и снижения, самолет сам убирает крен и переходит в горизонтальный полет. Главное – управление оружием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самолет

Правда ли, что боевые самолеты будущих поколений будут беспилотными?

Пилот существует не для того, чтобы геройствовать и получать награды. Его главная функция – выполнение боевой задачи. Если та или иная боевая задача может выполняться без участия человека, значит, пилота заменит автоматика, тем более что пилотируемый самолет по определению дороже беспилотника, а рисковать жизнью высококвалифицированного летчика без особой нужды нельзя. Другое дело, что переход на беспилотную боевую авиацию не произойдет одномоментно. БПЛА постепенно будут передаваться те или иные функции (разведка, доразведка, нанесение ударов). Поначалу в небе будут сражаться смешанные группы. Летчик в пилотируемом летательном аппарате станет управлять группой БПЛА, ставить им задачи. Вспомним, что поначалу люди охотились без посторонней помощи, загоняли зверя самостоятельно, но потом приручили собак, и собакам были отданы функции, связанные с наибольшим риском. Так будет происходить и в боевой авиации, пока искусственный интеллект окончательно не вытеснит человека, а пилот не превратится в наземного оператора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Небо. Человек. Истребитель

Эксплуатация  многофункциональных истребителей (МФИ) 5-го поколения ставит человека в условия запредельного уровня перегрузок – физических, психологических, информационных. Не зря говорят, что МФИ будет последним пилотируемым самолетом подобного класса. Далее последуют еще более крутые ЛА, находиться в которых человеку будет небезопасно, да и просто противопоказано.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

МФИ 5-го поколения задуман и реализуется как «сетевой солдат» системы C4I (Computers, Command, Control, Communications, Intelligence). По существу, C4I – это глобальная система скоординированных групповых действий, но в ней, несмотря на интеллектуальные компьютерные технологии, главным решающим звеном остается человек: ему разбираться в ситуации, принимать решения и ему же самому их исполнять.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И это в условиях не только запредельных информационных, но и физических, и психологических нагрузок тоже. Перегрузка под 10 g становится обычным режимом маневрирования. Самолет порой принимает необычные пространственные положения: он способен даже неподвижно зависать в небе. Сюда же можно отнести боковые перегрузки во время боковых плоских маневров, с чем прежде не сталкивались. Все эти новые явления стали наблюдаться в авиации после того, как самолет получил систему всеракурсного управления вектором тяги двигателя – УВТ, от чего и приобрел новое качество сверхманевренного «верткого», по английской терминологии (agility), самолета. И на agility-самолетах могут летать только «верткие» agility-пилоты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самолет

Решением является эффективный интерактивный антропоцентричный интерфейс. Он должен обеспечить пилоту возможность справиться с окружающим экстримом, когда пребывание в состоянии психологического стресса и работа с запредельными объемами информации при дефиците времени становятся обычным делом для человека, сидящего в кабине.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кабина истребителя поколения 5 – это «стеклянная кабина», похожая на кабины многих современных самолетов. Но ее информационно-управляющее поле (ИУП) относится к новому типу. В нем вместо набора многофункциональных индикаторов используется единый сенсорный интерактивный экран, занимающий всю переднюю приборную панель кабины.

Вся необходимая информация от бортовой авионики, а также видеоинформация от бортовых сенсоров, дополненная прицельно-пилотажной символикой, выводится на информационные окна этого экрана. Работа с экраном облегчает представление информации в цветных «картинных» форматах, понятных и наглядных для человека и однозначно быстро воспринимаемых. Большой размер экрана, а это 500 х 200 мм у F-35 и 610 х 230 мм у Су-35С и Т-50, на стандартном расстоянии наблюдения 500–700 мм легко охватывается взглядом. Поддержка бинокулярности и высокая четкость картинки способствуют созданию известного по бытовому HD-телевидению эффекта присутствия внутри события.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самолет

Последнее очень важно для пилота как руководителя выполнения сетевого задания, а не просто как оператора при бортовых датчиках. Именно поэтому вся информация выводится на экран в заранее обработанном виде и появляется только в нужные моменты, что удобно для человека и существенно увеличивает своевременную ситуационную осведомленность. Особое место в составе ИУП кабины занимает нашлемная система целеуказания и индикации (НСЦИ), которая также помещает пилота внутрь события.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вся необходимая информация в удобных для работы бинокулярных формах выводится на смотровой щиток шлема и всегда, несмотря на повороты головы, находится перед глазами пилота, для чего постоянно отслеживается положение его головы. Шлем обладает функцией дополненной реальности, поэтому пилот может как бы видеть сквозь кабину и быть более информированным о том, что происходит вокруг самолета.

Такие шлемы уже есть на головах пилотов F-35 – это HMDS Gen II «Божий глаз» американской компании VSI. А в скором времени они будут и у европейских пилотов: шлем Striker II производит британская компания BAE Systems. Аналогичные разработки ведутся и для наших Су-35С и Т-50.

Особенности воздействия на организм пилота МФИ 5-го поколения

Скольжение и резкие разгоны и торможения на больших углах атаки вызывают новые, ранее неизвестные иллюзии, приводящие к дезориентации, дискомфорту и тошноте.

Маневрирование с перегрузкой 10 g приводит к потере пространственной ориентации и возникновению зрительно-вестибулярных иллюзий при восприятии закабинного пространства: перегрузки нестандартно воздействуют на вестибулярный аппарат, а он в ответ формирует ощущения кажущейся вертикали. Врожденный механизм пространственной ориентации перестает работать.

Полет с высокими перегрузками усугубляется сопутствующими проблемами: ухудшением зрительных функций, травмами мышц спины, связок и позвонков, физическим дискомфортом и болями.

Дефицит времени в скоростных боях с мгновенными переходами из одного пространственного состояния в другое вызывает, как говорят пилоты, ощущение, когда «скорее чувствуешь, чем понимаешь происходящее», что также является новым психологическим феноменом.

Скоротечность воздушного боя может вызвать ощущения когнитивного диссонанса при работе с высокодинамичными форматами кабинных дисплеев вплоть до потери с ними информационного контакта.

Ведение боя в сжатых границах воздушного пространства с резкими изменениями угловых скоростей линии визирования цели требует интенсивных поворотов головы в шлеме с системой прицеливания, от чего возникают добавочные иллюзии пикирования, кабрирования и крена в зависимости от движений головы.

Добавленная реальность на щитке шлема, позволяющая видеть «сквозь кабину», вызывает иллюзию самостоятельного полета вне самолета, что затрудняет работу с кабинными органами управления.

Андрей Логинов
Андрей Логинов 19 Мая 2021, 21:16
Статья вовсе не о восторге от отечественной техники. Она для тех, кто хочет разобраться, зачем, почему и что дальше 5 -го поколения. Вот и всё.
Sergey Elizarov
Sergey Elizarov 23 Февраля 2020, 10:48
5 поколение - это крейсерский сверхзвук. На сегодня ещё двигатель не готов. Поставили, что было. Тяговооружённость на максимале сейчас меньше Миг-29 и Су-27. 5 поколение, мля!
геннадий мячин
геннадий мячин 19 Февраля 2020, 20:16
красиво
Vitaliy Kovalchuk
Vitaliy Kovalchuk 24 Февраля 2020, 01:23
При чем здесь Голливуд?) Где я соврал?
konstanzhoglo
konstanzhoglo 20 Февраля 2020, 23:15
это вы клоуны тупые, сплошной голливуд в голове, переврет всё сам себя опровергнет и доволен тупорез от своего словесного высера. p.s. в статье о т 50 половина картинок американских самолетов, зачем?
Vitaliy Kovalchuk
Vitaliy Kovalchuk 19 Февраля 2020, 03:43
ПМ в духе пропаганды. Все у них лучшее, во оно как))) И космодром лучший , а СуперДжет без проклятых америкосов не продать. И в космос на батуте все летают. И Маск - шарлатан. Во вчера у него ракета не приземлилась, все-то 49 раз. Клоуны имперские,
Alex Alex
Alex Alex 18 Февраля 2020, 19:50
Российский серийный истребитель пятого поколения. Лучший. Смертоносный. Несуществующий.
Анатолий Рукавишников
Анатолий Рукавишников 29 Ноября 2017, 21:31
Информация для VladimirVlasov2016: Уже лет как 30 назад в СССР были аппараты с плазменным управлением (как ты говоришь с обтеканием). Видимо стырили гады у нас эту технологию.
Анатолий Рукавишников
Анатолий Рукавишников 29 Ноября 2017, 20:36
VladimirVlasov2016 - Что-то слышится родное в громких криках США… Они и на Луну летали шутя развлекаясь, и самолеты у них летают в космосе. И управлял этими самолетами сам Дарт Вэйдер. Да что там, и в космос их астронавты летают на пуперских машинах времени. А то, что российские ракеты возят их на МКС — так это только для прикрытия. А на самом деле они уже давно на Луне кварки добывают. Ууууххх!
Вадим Погорелов
Вадим Погорелов 24 Ноября 2017, 15:38
Ага, ты наверное сам видел ! суслика видишь -- нет, а он есть !
serg koseni
serg koseni 05 Ноября 2017, 23:50
ахахах, да уж, а жигулю поколения "Калина" наверное тоже нет равных?
Igor Homyakov
Igor Homyakov 03 Ноября 2017, 18:06
Да че там, даешь сразу 10-е поколени! Клоуны мля...
Дионисий Дед
Дионисий Дед 13 Ноября 2017, 00:44
Почему терпим? Напротив - радуемся.
Марко Половец
Марко Половец 31 Октября 2017, 13:47
Ребята, когда страна выдаёт инфо и своём вооружении, она всегда подаётся восторженно и в пропагандной манере, независимо от издания. Если хотим видеть ПопМех - терпим пропаганду отечественного оружия.
Дионисий Дед
Дионисий Дед 13 Ноября 2017, 00:56
Зря ты так - хороший самолет. Будет хорошо укров бомбить. Скорее всего атомными бомбами.
frostzxs
frostzxs 01 Ноября 2017, 19:11
Как это нет? В смысле постоянно доделывается? Так все самолеты модернизируются особенно на ранних стадиях. f-15 и f-16 до сих пор доделывают, выпускают новые модификации, так же как и у нас семейства миг-29 и су-27. У су-57 новый двигатель(только в 2010 г. поставили), электроника наверное похуже, чем на f-35 (которого кстати тогда тоже нет, он тоже доделывается:) ), но получше, чем на f-22. Там много нового. Идея сенсоров интересная: АФАР наконец-то, дм-радары по всему корпусу позволяют обнаружить стелс-объекты вокруг самолета, оптическая станция, но самое главное, что все это работает вместе, а не по отдельности благодаря новой авионике. Трудно скахать какое будет 7-е поколение. Американцы делают что-то новое беспилотное и в космосе(x-37b), наши тоже какие-то управляемые спутники запускают (но про это еще меньше известно)
Игорь Марченко
Игорь Марченко 31 Октября 2017, 12:10
Как можно летать на самолёте, которого нет? У ФАК-ПА старые моторы, электроника и прочая, прочая, прочая. Из нового только планер. Когда у РФ появится настоящий самолёт 5-го поколения, в США начнут вооружаться леталками 7-го.
Владимир Тиханкин
Владимир Тиханкин 31 Октября 2017, 08:58
Нет на Су-35 и пак фа экрана 610х230. Да и Богдан не говорил что пак фа лучший в мире, а лишь сравнивал с предыдущим поколением. Попмех, пожалуйста будьте точнее. И поменьше скрытой пропаганды, а то последнее время такие статьи у вас появляются часто.
Sergey Kushnir
Sergey Kushnir 26 Ноября 2017, 11:50
Умняк менделеевский , побрызгай побрызгай ядовитой слюной от ненависти и бессилия
dr-ovosek2.0
dr-ovosek2.0 16 Ноября 2017, 05:47
За что вы так украинцев не любите? Они вам столько хорошего сделали: в драку не полезли, когда вы целый полуостров у них сманили, не стали затевать большую войну за две другие области, и только для проформы помахались там с вашими "добровольцами"... Чего вам еще от них нужно? Чтобы они вам за это еще и ноги в Черном море мыли, а потом эту воду пили?!
tanat
tanat 09 Ноября 2017, 07:43
Укры такие укры... Лишь бы вякнуть. Это "ведро" уже лучше эф двадцать вторых (не говоря уже про тридцать пятые), а с новыми движками уйдёт в отрыв, который вашим американским хозяевам сокращать долго и дорого. Ракеты? Тут штаты снова в догоняющих. Электроника? Прицельные комплексы, которым хвалёные стелсы видны, как мухи на белом потолке. Америка снова в пролёте. Понимаю, небратья, пролюбили свой авиапром, так хоть на наш потявкать. Убогие.
Сергей Дюков
Сергей Дюков 22 Ноября 2017, 01:03
Опоздали. Ёе уже имеют и без таких жертв. И без России.
Дионисий Дед
Дионисий Дед 13 Ноября 2017, 00:54
А что еще убрать? ВПК, Космос, Атомную энергетику, химпром, машиностроение?..
Дионисий Дед
Дионисий Дед 13 Ноября 2017, 00:54
А что еще убрать? ВПК, Космос, Атомную энергетику, химпром, машиностроение?..
Александр Зинкович
Александр Зинкович 04 Ноября 2017, 21:37
убери нефтянку, и будешь иметь кубу-кндр
cherrybuster
cherrybuster 01 Ноября 2017, 18:47
Я тебе как россиянин отвечу: всё российское бахвальство держится на нефтегазовом экспорте. Убери его и ты будешь иметь Украину.
Сергей Измалков
Сергей Измалков 31 Октября 2017, 22:00
Это у тебя мрiя, скакун, чтобы у нас ничего не было. Но ничего нет у вас - нечем похвалиться, только фейками!
Сергей Измалков
Сергей Измалков 31 Октября 2017, 22:02
Очки смени вместе с черепной коробкой.
Alex Alex
Alex Alex 31 Октября 2017, 08:54
Вы не понимаете. Российский истребитель 5-го поколения изготовлен по технологии "Суперстелс". Он такой незаметный, что его никто никогда не видел, и вряд ли когда-нибудь увидит.
cherrybuster
cherrybuster 01 Ноября 2017, 18:45
Да ты не переживай, тебя это коснется в бОльшей степени))) Вспомни Ежова, Егоду и Берию)))
Дионисий Дед
Дионисий Дед 13 Ноября 2017, 00:51
Какая твоя страна? Её никогда не было, нет и не будет). Спутники у них летают))) ""Запуск украинского телекоммуникационного спутника "Лыбидь", созданного в России по заказу канадской компании MDA, планируется осуществить с космодрома Байконур в конце 2017 года с использованием ракеты-носителя "Зенит-2SБ" и разгонного блока "Фрегат-СБ. Отметим, "Лыбидь" - первый украинский спутник связи." Больше читайте здесь: https://ru.tsn.ua/ukrayina/pervyy-ukrainskiy-sputnik-lybid-otpravitsya-na-orbitu-v-2017-godu-smi-739024.html Не смеши. Тут не рогули ведь с майдана собрались). Ага, Израиль вам поможет и РФ победит))) Ну ты и клоун)))
Игорь Марченко
Игорь Марченко 31 Октября 2017, 12:18
У моей страны летают космические корабли, а у твоей они регулярно падают или уходят к Солнцу. Вы до сих пор не смогли довести до ума "Булаву", а моя страна ТРИДЦАТЬ лет назад делала "Сатану". Твои лётчики сильны против больниц, домов и мирных граждан, а самолёты Израиля свободно гасят все эрэфское ПВО и военные базы.
Alexander Drozdov
Alexander Drozdov 31 Октября 2017, 01:35
Слушай ты сюда, ввп. У твоей страны вообще ничего не летает. А русские летают и ДАИШ бьют по-лучше пиндосов! А таких как твои предки, чмо, в 37-м жаль не добили. Государство слишком добрым тогда было. Но ничего, ещё встретимся, земля коуглая...))
Александр Зинкович
Александр Зинкович 04 Ноября 2017, 21:43
6 поколение стиралки фея на подходе. не имеет мировых аналогов в 21 веке, подключается к ведру, не боится сетевых вирусов и не нуждается в импортных комплектующих
Владимир Фролов
Владимир Фролов 30 Октября 2017, 23:00
Вечно вы все российское обливаете грязью! Скажите еще что корейские космонавты на Солнце не высаживались? Весь северокорейский народ про это знает, одни гнилые либерасты сомневаются. У нас уже 6 поколение на подходе.
v.v.p
v.v.p 30 Октября 2017, 22:08
Во влажных ватных мечтах о вяличии он несомненно самый лучший, а в реальности ... да нет пока что никакого российского истребителя 5-го поколения. Как-то летает какое-то ведро с какими-то разнокалиберными болтами, не укомплектованное ни электроникой в полном объёме, ни родными двигателями(п.ч. их тоже нет), ни вооружением.