РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Т-34: подвиги эпохального танка

Легендарная «тридцатьчетверка» часто становится героем новостных выпусков. Ведь Т-34 является иконой советской победы во Второй мировой. В статье мы расскажем об истории создания,технических характеристиках, достоинствах и недостатках танка «Т-34».
Т-34: подвиги эпохального танка

Самый известный в мире танк Т-34: интерес и разработка

Интерес к танку Победы подогрел фильм Алексея Сидорова «Т-34», который уже собрал в российском прокате более двух миллиардов рублей. А в середине месяца, как в годы Великой Отечественной, с востока на запад страны проследовал эшелон с бывшими лаосскими «тридцатьчетверками», что также вызвало всплеск интереса к танку.

Почему именно Т-34 до сих пор остается одним из самых известных танков в мире, хотя он давно снят с производства, он не служит в войсках, и до наших дней дожили единицы танкистов, когда-то воевавших на этом танке? И что следует понимать под «тридцатьчетверкой», ведь танк, принятый на вооружение в 1939 году, и Т-34-85, входившие в Берлин и Прагу, заметно отличались друг от друга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк Т-34-85
Средний танк Т-34-85

Начать стоит с того, что создатели Т-34 смогли предугадать тот путь, по которому пойдет развитие мирового танкостроения. Попутно они разработали танк с серьезным модернизационным потенциалом, который позволил ему из средней и ненадежной машины со слабенькой пушкой Л-11 превратиться в красавца Т-34-85. Причем превращение это произошло в период, когда советская промышленность испытывала колоссальное перенапряжение: заводы эвакуировались на восток страны, часть из них осталась на оккупированной территории, рвались смежные связи, был острейший дефицит материалов и комплектующих.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако простота конструкции Т-34 позволила даже в тяжелейшем 1942 году выпустить 12 578 машин, и именно насыщенность Красной Армии «тридцатьчетверками» позволила ей нанести вермахту нокаутирующий удар под Сталинградом. К тому времени были потеряны два крупнейших производителя Т-34 – Харьковский и Сталинградский заводы. Но и это не помешало наладить массовый выпуск танков за кратчайший срок в других местах, что вряд ли стало бы возможным с любым другим танком того времени.

Сильные и слабые стороны Т-34

Простоту и рациональность Т-34 отмечали, например, американцы, которые испытывали его на Абердинском полигоне в мае 1942 года. Им понравились широкие гусеницы, наклонная броня, мощная 76 мм пушка Ф-34 и дизельный двигатель. Но при этом американцы отметили и слабые стороны танка: ненадежную трансмиссию, тесноту, низкую культуру производства, да к тому же во время испытаний после 340-километрового пробега вышел из строя двигатель, восстановить который не удалось. Кроме того, американцы были неприятно удивлены находящимся в боевом отделении топливным баком. В общем, Т-34 оставил у американцев двоякое впечатление: в целом танк неплохой, но не выдающийся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
 Т-34 в бою
Т-34 в бою

В СССР также прекрасно знали все слабые стороны «тридцатьчетверки» и по мере сил исправляли недочеты. За годы военных действий в конструкцию танка было внесено несколько сотен изменений, а с начала 1944 года стал выпускаться фактически новый танк – Т-34-85. При этом вносимые улучшения и, фактически переход на новую модель, не сказались на объемах выпуска танка, который в течении всей ВОВ выпускался в огромных количествах. Это позволяло не только оперативно восполнять потери, но и неуклонно снижать цену машины. Массовость, простота, дешевизна и высокие боевые свойства – вот что сделало его эпохальным танком. Т-34 также стал танком-эпохой, ведь используемые в нем конструктивные решения были взяты за основу советскими и иностранными конструкторами при разработке танков следующего поколения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Достоинства Т-34

«Тридцатьчетверка» была воплощением танка-солдата, «рабочей лошадкой» поля боя, чего не скажешь про аналоги других стран. Например, немцы совершили кардинальную ошибку, затратив огромные средства и силы на разработку и выпуск таких танков как «Тигр» и «Пантера». Дорогие, сложные и выпущенные относительно небольшим тиражом они не смогли оказать заметного влияния на ход военных действий, буквально утопая в потоках накатывающих на них «тридцатьчетверок». Немецкие «кошки», которым «подпалили шерсть» на Курской дуге, остаток военных дней лишь отползали в свое логово, иногда жестоко огрызаясь. Но закончилось все тем, что последние из них были добиты на улицах Берлина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Памятник "Танк Т-34"
Памятник «тридцатьчетверка»

Американцы хоть и выпускали массовый и недорогой «Шерман», но он изначально был не самым удачным танком, сборищем компромиссов и в подметки не годился Т-34-85. Когда «тридцатьчетверки» и «Шерманы» встретились в Корее, последние были банально деклассированны, подтвердив свое презрительное прозвище «зажигалка Ронсон».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Незаурядные боевые качества, надежность и простота в обслуживании позволили Т-34-85 воевать практически весь ХХ век, в то время как все его ровесники давно были отправлены в переплавку или стали музейными экспонатами. Т-34, даже будучи музейным экспонатом, хоть завтра готов пойти в бой. Так в 2006 году в Будапеште митингующие граждане без особых проблем завели танк-памятник Т-34 и попытались прорвать полицейское оцепление. В 2014 году на службу был призван Т-34 в Луганске: танк-памятник без особых проблем удалось завести, но участия в боевых действиях он не принял.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Памятник танку Т-34
Памятник танку Т-34
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не стоит забывать главное: Т-34 стал символом Победы, без которого победа была бы невозможной. «Тридцатьчетверка» пережила катастрофу лета 1941 года, тяжелые бои под Сталинградом и Ржевом в 1942 году, ломала хребет немецкому зверинцу на Курской дуге, грохотала по брусчатке немецких городов в 1945 году и завершила военный конфликт на Дальнем Востоке блистательным разгромом Квантунской армии. На долю Т-34 выпало столько испытаний, сколько не выпадало ни одному другому танку, и из всех них он вышел победителем. Вот почему «тридцатьчетверка» была и будет тем танком, которым стоит и нужно гордиться.

Средний танк Т-34: техническая характеристика

  • Масса составляла примерно – 25,6 тонн;
  • Экипаж состоял из 4 человек: командир, заряжающий, стрелок-радист, механик-водитель;
  • Двигатель был дизельным В – 2 – 34, мощностью в – 500 л.с.;
  • Габаритные размеры корпуса: длина – 5920 мм; длина с пушкой – 8150 мм; ширина – 3000 мм; высота – 2405; клиренс – 400 мм.
  • Максимальная скорость до 55 км/ч;
  • Бронирование: лоб – 45 мм; борта – 40 мм; башня – 45 мм;  корма – 40 мм; днище – 13 мм;
  • Преодолеваемый подъём – 36° (градусов).
Андрей Логинов
Андрей Логинов 15 Апреля 2019, 23:19
Cенатор Джордж, председатель Финансового комитета при Рузвельте, так объяснял, почему стоит тратить деньги на программу ленд-лиза: США сейчас тратят около 8 миллиардов в месяц. Если бы не те приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убеждён, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратим на войну до 100 миллиардов долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов страны. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережём 48 миллиардов долларов, потратив всего 11 миллиардов, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно… Так что Штаты платили за то. чтоб Гитлер не переплыл к ним через Атлантику. И попутно штаты загрузили промышленность после кризиса...
Александр Зинкович
Александр Зинкович 23 Января 2019, 13:41
Кристи заложили будущее танкостроения. Совок, и никто больше не догадался поставить бак в боевое отделение, уникальная традиция продолжилась на 80 лет. А потери- одна суперпечаль, ведь лобовая броня уже в 1942 не соответствовала, но штамповали для колхозных рабов
Саша Захаров
Саша Захаров 02 Февраля 2019, 13:38
Шерманов по лендлизу в сравнении с нашими Т-34 было мало. И в результате они поставлялись в ограниченное колличество частей из-за сложностей снабжения топливом и боеприпасами, а не потому что ими могли управлять только самые продвинутые
Андрей Платонов
Андрей Платонов 27 Января 2019, 09:26
Не надо вешать лапшу людям с гвардейскими частями. 5 Гвардейская танковая армия Ротмистрова не имела в своем составе ни одного Шермана.
Василий Бесфамильный
Василий Бесфамильный 04 Февраля 2019, 23:06
Ещё один, "за них золотом". Вся техника по Ленд Лизу была поставлена нам бесплатно, ни копейки не было заплачено, и не предполагалось, за всё платили рядовые американские граждане из своих налогов. Конечно, кроме техники, которая осталось после войны, и которую СССР пожелал оставить и оплатить, вместо возврата поставщикам. "Забавные у вас сведения. Откуда такие, интересно?" - да почитайте официальные документы, неужели сложно найти, по словам "Ленд Лиз"? Кроме современной путинской пропаганды, обсирающей ВОВ и жертвы войны, ничего конкретного про оплату Ленд Лиза вы не найдёте.
Виктор Юдкин
Виктор Юдкин 25 Января 2019, 13:57
А откуда ты взял, что "когда наших танков уже было достаточно, СССР отказалось от этих танков и они уже не поставлялись"?!  Шерманы поставлялись до конца войны с Японией..
Сергей Сидоренко
Сергей Сидоренко 26 Января 2019, 21:41
Ленд-лиз безоплаты? Забавные у вас сведения. Откуда такие, интересно?
Виктор Юдкин
Виктор Юдкин 25 Января 2019, 13:26
Зачем пишешь, то что не знаешь? Никаким золотом за Шерманы не платили. Лэнд-лиз - это поставки без оплаты. А в "свечку" превращались 34-ки тоже прекрасно. Если тема интересует, прочитай мемуары "Танкист на иномарке", найдешь без труда. Очень интересно. Автор  не "дядя" конечно, но воевал на Шермане два года.
elaginn
elaginn 24 Января 2019, 17:08
Ты прав! Я как муха... на говно. Так вот отвечу - Ленд-Лиз - это БЕСПЛАТНЫЕ поставки! НИКТО и НИКОГДА за них не платил! Почитай положение по Ленд-Лизу. Далее - Т-34 был ЕДИНСТВЕННЫМ у которого топливные баки были размазаны по бортам, в надгусеничных полках. У Шермана баки были за бронеперегородкой в двигательном отсеке + снаряды в водяных укладках. От Ленд-Лиза Союз не отказывался и даже после победы над Германией еще несколько месяцев получал. По бронепробиваемости 76мм снаряд шермана был равен 85мм снаряду Т-34-85... Зачем я такому г...ну что-то объясняю?!
Андрей Терентьев
Андрей Терентьев 24 Января 2019, 14:52
Все просто. Мой родной дядя участник ВОВ, был танкистом (радист-пулеметчик) в танке. Так вот он рассказывал, что американские танки, которые приходили к ним в часть в бою горели, как свечки. А почему асам давали, так потому, что только они способны были, что бы хоть какое-то Шерманы пожили, ведь стоили они не дешево, за них золотом по Ленд-лизу платили и надо было что бы они не сразу сгорали, а ещё какое-то время по-воевали, вот и была задача у танкистов асов попытаться их как-то сохранять. Если наши 34-ки часто выдерживали попадания вражеских снарядов, то Шерман, после попадания часто превращался в свечку. Более того, когда в СССР поступали эти танки, то их у нас предварительно  модернизировали, это рассказывал и мой дядя и один знакомый ветеран, который как раз в войну и занимался на одном и заводов модернизацией. А с танком делали вот что: сначала убирали все лишнее - представьте, что у них в танке и бар был! Броня пуленепробиваемая и их наращивали броне листами, что добавляло весу и снижало скорость, по возможности меняли вооружение - слабое оно у них было. Не зря же практически ни в одной фронтовой кинохронике тех лет не увидите тех танков, а если и попадались, то после нашей доработки они уже, как правило внешне отличались от оригинала. В конце-концов, когда наших танков уже было достаточно, СССР отказалось от этих танков и они уже не поставлялись - слишком дорого это было - ненадежные в бою, и много с ними предварительно возиться приходилось, что бы на наш фронт отправить можно было.
elaginn
elaginn 23 Января 2019, 14:40
Ты рычаги тридцатьчетверки дергал?.. Вот то-то! А еще как теперь говорят у Т-34 была хреновая эргономика, а на шерманах обитые кожей сидения. Шерман не кидало на пересеченке, в отличие от Т-34, который был на пружинках без амортизаторов.
A A
A A 23 Января 2019, 07:34
Елагинн ты как муха. Но отвечу за автора - потому что шерманы были сложны в управлении и их сразу отдавали танковым асам, которые было много в гвардейских полках.
elaginn
elaginn 23 Января 2019, 00:20
Автору респект. НАдо же так и прогнуться, и идиологию вплести, и пропаганду вкрутить, и лизнуть Власть. Шурик, ответь мне на очень простой вопрос - Почему тридцатьчетверки шли в обычные строевые части, а те же шерманы ТОЛЬКО в гвардейские?
Загрузка статьи...