Долгий путь в небо: вертолет Ми-38
![Долгий путь в небо: вертолет Ми-38 Долгий путь в небо: вертолет Ми-38](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/dd7/dd7b7b466c25cad62aef07f246b7a207_ce_1146x611x0x103_cropped_510x340.webp)
Судьба Ми-38, как и всех без исключения летательных аппаратов постсоветской эпохи, оказалась непростой. До серийного производства вертолет добирался более тридцати лет, поставив очередной мировой антирекорд. Его разработка началась в середине восьмидесятых годов прошлого века, чертежи были готовы в 1987 году, а в 1989-м модель представили на авиакосмическом салоне во французском Ле-Бурже. Казалось, что до запуска в серию потребуется не более двух-трех лет, как это было в СССР с другими моделями вертолетов, но Советского Союза не стало, и только в 1993 году в Казани кое-как смогли начать постройку двух опытных экземпляров.
Планировалось, что Ми-38 станет преемником ветерана Ми-8, выпуск которого начался в далеком 1962 году. Но в процессе разработки новинки было принято решение создать более крупный вертолет, который при этом должен был бы превзойти Ми-8 по срокам межсервисной эксплуатации и в 1,7 раза по топливной экономичности. Композитные материалы и новая авионика позволили создать машину, во многом превосходящую Ми-8. Если бы не череда печальных обстоятельств, к началу нового века Россия могла получить современный и конкурентоспособный многоцелевой вертолет, занявший нишу между Ми-8 и Ми-26.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d13/d13f906fb06c73ee7ea56eb904ac7cf4_cropped_510x364.webp)
Серийное производство хотели начать в 1996 году, причем потребность армии и гражданских заказчиков первоначально оценивалась в тысячу машин. Затем планы были скорректированы: в серию Ми-38 должен был пойти в 1999 году, а первоначальный тираж урезали почти в два раза. Хроническая нехватка финансирования авиаотрасли внесла свои негативные коррективы, и только в 2003 году в воздух поднялся первый опытный Ми-38. Его испытания шли воистину черепашьими темпами, растянувшись почти на 15 лет. В 2015 году вертолет получил сертификат летной годности, а первый серийный вариант начали собирать только в январе 2018 года на Казанском авиационном заводе.
На Ми-38 дважды меняли двигатели. Первоначально вертолет решили оснастить газотурбинными двигателями ТВА-3000 совокупной мощностью 5000 л.с., затем их заменили на моторы Pratt & Whitney, но в серию машина пошла с российскими ГТД ТВ7-117В производства ОАО «Климов».
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/276/2767cd2169bf3bfaad2f4808f645bc85_cropped_510x364.webp)
Ми-38 весит 15 600 кг и может перевозить до шести тонн груза, против четырех тонн у Ми-8. В пассажирском варианте салон новой модели оборудован 32 креслами, буфетом, туалетом и гардеробом. В VIP варианте вертолет рассчитан на перевозку восьми пассажиров и четырех членов экипажа, включая двух стюардесс. Санитарная модификация способна на транспортировку шести пациентов на носилках и четырех медиков. Композитный несущий винт не требует замены в течение всего срока эксплуатации, «стеклянная кабина» позволила сократить число членов экипажа до двух человек, управление вертолетом обеспечивают три независимых гидравлических системы: машина сможет лететь и приземляться даже в случае выхода из строя двух из них, и совершать маневры на одном двигателе в случае отказа второго.
Ми-38 развивает максимальную скорость 300 км/ч, а на крейсерских 285 км/ч способен пролететь 1200 километров. К несомненным плюсам относится возможность безангарного хранения и эффективная противооблединительная система. Как и Ми-8 новинка может эксплуатироваться в суровых погодных условиях, неприхотлива, а благодаря некоторым необслуживаемым узлам ее сервисное обслуживание не доставит операторам серьезных проблем.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/8f8/8f8d8e01463036c81a0e073c93b56fed_cropped_510x302.webp)
Несмотря на то, что Ми-38 должен был стать преемником Ми-8, таковым он никогда не будет, а лишь дополнит своего старшего брата. Ми-8 обладает поистине безграничным модернизационным потенциалом, поэтому на покой этот вертолет отправится еще не скоро. Не исключено, что он и его модификации будут находиться в строю около ста лет, ведь вертолеты в отличие от самолетов могут без особых проблем выпускаться десятилетиями, практически по всем показателям устраивая эксплуатантов. Даже сейчас, спустя 57 лет с начала выпуска, Ми-8 продолжает оставаться востребованным на мировом рынке вертолетом и будет оставаться таковым ещё очень долго.
Возможно, Ми-38 также уготована долгая жизнь, тем более, что по ряду параметров этот вертолет является непревзойденным. Он должен стать востребованным не только армией и силовыми структурами, но и гражданскими операторами. У этой машины должен быть и неплохой экспортный потенциал: во всем мире давно привыкли к тому, что фирма Миля создает простые, надежные и неприхотливые вертолеты. Репутация Ми-8 — самого популярного отечественного вертолета, эксплуатирующегося почти в 90 странах мира, — несомненно поможет.