Советский подход: чем выделяются танки времен СССР

Школа танкостроения СССР всегда шла самобытным путем. Советские конструкторы имели особое видение роли танка в современной войне, что приводило к созданию уникальных и подчас революционных машин.
Советский подход: чем выделяются танки времен СССР

Еще во времена легендарной «тридцатьчетверки» был заложен своеобразный базис, основа конструирования как советских, так и современных российских танков. Исходя из опыта Второй мировой войны, советские инженеры старались все свои последующие модели максимально подогнать под четыре основополагающих требования: вооружение, защита, скорость, простота конструкции. Кроме того, эксплуатация семейства ИС показала, что при стремительном развитии противотанковых средств, тяжелый танк в ряде случаев мало в чем превосходил средний или, как тогда стало принято говорить, «основной боевой». Зато минусов у громоздкой, сложной в производстве и дорогой машины было сколько угодно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в середине 1950-х годов тяжелые танки исчезли как класс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все последующие семейства советских бронемашин, начиная с Т-54 и заканчивая Т-90, оставались, по сути, все теми же «средними» танками. Это особенно заметно в сравнении с основными боевыми машинами стран НАТО, чьи массо-габаритные характеристики к началу XXI века вплотную приблизились к показателям классических тяжелых танков.

Несмотря на меньший вес и габариты, советские модели неизменно превосходили свои западноевропейские и американские аналоги по таким показателям как вооружение и защищенность. Более того, с появлением в середине 1960-х годов революционного Т-64, советскому танкостроению удалось совершить качественный скачок. Потенциал нового танка был настолько велик, что идеи, заложенные в нем, не устарели даже спустя полвека. Впрочем, как и сам Т-64.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Т-64
Т-64
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На букву Т

Рассмотрим четыре основных типа: Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90. Пятый тип – Т-62 в силу его престарелого возраста оставим в покое, как и новейший Т-14 «Армата».

Родоначальником всех современных российских танков стал принятый на вооружение в 1967 году Т-64. По тем временам это была революционная машина, не имеющая аналогов и далеко обогнавшая свое время. Но как и у каждой передовой модели у него тут же обнаружился целый «букет» разнообразнейших недоработок и конструктивных дефектов. Особое беспокойство причинял пятицилиндровый двухтактный оппозитный дизельный двигатель 5ТДФ, техническая документация на который, по утверждению ряда западных изданий, была в свое время украдена советскими спецслужбами в Великобритании. Дескать, похожий двигатель L60 использовался на «Чифтене».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большие проблемы вызывал и примененный впервые автомат заряжания. Благодаря этому исключался четвертый член экипажа, но возникали трудности с обучением танкистов и надежностью самого механизма. Кроме того, как справедливо указывали западные эксперты, расположенная на полу башни боеукладка первой очереди представляла весьма существенную опасность в случае подрыва танка на мине или на управляемом фугасе. Однако плюсов у Т-64 тоже было немало. В первую очередь, к ним относились комбинированная броня, гладкоствольная 125-мм пушка 2А-26 (впоследствии 2А-46М), совершенная по тем временам система управления огнем, принципиально новая гусеничная лента и конструкция подвески. Наиболее революционной особенностью Т-64 была возможность стрельбы управляемым снарядом (ПТУР) из пушки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на все достоинства, судьба Т-64 сложилась не лучшим образом. На преодоление конструктивных дефектов ушло очень много времени, жалобы из армии стали хроническими, в связи с чем, в КБ нижнетагильского «Уралвагонзавода» была разработана модифицированная версия, получившая впоследствии обозначение Т-72.

Т-72
Т-72
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Т-72

В советском танкостроении Т-72 стал таким же легендарным как Т-34 и Т-55. Конструкторы постарались избавиться от врожденных недостатков предшественника и в процессе их преодоления создали фактически новую машину. «Бюджетный танк с потрясающими характеристиками»: именно так охарактеризовали танк западные эксперты. Сохранив идентичные с Т-64 вооружение, башню и корпус, Т-72 обзавелся новой ходовой частью и двигателем. Взамен капризного 5ТДФ на него установили надежный, многотопливный 12-цилиндровый дизель В-46, являвшийся дальнейшим развитием семейства двигателей В-54 и В-55, а также новый автомат заряжания. Снаряды и заряды размещались теперь в кассетах, что позволило добиться скорострельности пушки в 8-10 выстрелов минуту.

В отличие от своего старшего собрата Т-64, который никогда не предлагался в экспортном варианте, Т-72 сразу же вызвал живейший интерес у зарубежных покупателей. Экспортная модификация поставлялась в 14 стран мира, а лицензию на производство приобрели Индия, Польша, Чехословакия и Югославия.

Так же как и его знаменитые предшественники Т-55 и Т-62, Т-72 поучаствовал во множестве войн и конфликтов, начиная от боевого крещения в 1982 году в Ливане и заканчивая Украиной и Сирией. Во время обеих кампаний в Ираке именно Т-72 был наиболее грозным противником для американских танкистов. Разумеется, западные источники приводят фантастические цифры потерь танка от огня «Абрамсов», которые при ближайшем рассмотрении и сопоставлении цифр попросту не выдерживают никакой критики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гораздо более объективной выглядит мнение танкистов, непосредственно эксплуатировавших эту машину и воевавших на ней. В российской армии Т-72 всегда пользовался любовью и уважением. Неприхотливый, надежный, мобильный и хорошо вооруженный, он воплощал в себе все лучшие качества присущие советским танкам. Высокую оценку он получил и у сирийских, югославских, финских и, что немаловажно, израильских танкистов, которым как раз и довелось столкнуться с ним на поле боя.

Несмотря на незаурядные боевые качества собственного танка «Меркава», израильские военные подчеркивали, что Т-72 являлся очень серьезным противником в прямом противоборстве, с которым шансы на успех у них были весьма незначительными. Достаточно сказать, что «Меркавы» первых модификаций, вооруженные 105-мм орудием, в ряде случаев были просто бессильны против советской машины, чья 125-мм пушка с начальной скоростью снаряда 1700 м\с уверенно поражала израильтян на всех дистанциях боя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такая же ситуация сложилась и в Ираке. Громогласные заявления о превосходстве «Абрамсов» не имели под собой реальных оснований, так как часто уничтожаемые американскими танкистами машины оказывались либо устаревшими Т-55, либо вообще китайскими «Тип 69». Реальным противником иракских Т-72 во время войны в Заливе были, скорее, вертолеты «Апач». Не стоит забывать, что экспортные Т-72 представляли собой упрощенную версию тех машин, что стояли на вооружении Советской, а впоследствии и Российской армии.

За свою долгую жизнь Т-72 претерпел несколько модернизаций, благо, что конструктивный задел позволял сделать это, не прибегая к серьезным переделкам и изменению конструкции. Последняя модификация – Т-72Б3 — поступает на вооружение Российской армии с 2011 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Т-80
Т-80

Т-80

Следующим шагом в развитии семейства Т-64/72 стало появление в 1976 году танка Т-80. Отличия, как и в случае перехода от Т-64 к Т-72 должны были свестись к установке нового газотурбинного двигателя ГДТ-1000Т и изменению ходовой части. Вооружение должно было остаться неизменным. Однако, как это уже случалось ранее, у советских конструкторов снова появился абсолютно новый танк.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Использование газовой турбины в качестве силовой установки до сих пор считается необоснованным решением. Однако существует и противоположная точка зрения. Что побудило советских конструкторов создать такой двигатель? Во-первых, аналогичные работы велись и за рубежом, что, конечно же, не могло остаться без внимания специалистов передовой на тот момент школы танкостроения. Все тот же «Абрамс» изначально создавался как газотурбинный танк.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во вторых, газовая турбина дает танку массу преимуществ: такой мотор, по сравнению с дизелем, компактнее и обладает большей мощностью, что увеличивает скорость и разгонную динамику. Турбина на голубом топливе позволяет добиться более легкого и быстрого запуска при низких температурах, что является важным обстоятельством в условиях российского климата. В третьих, газотурбинный двигатель тише, не требует системы водяного охлаждения и может работать на различных видах топлива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть и минусы: дороговизна, сложности с фильтрацией поступающего в турбину воздуха и меньшая, чем у дизеля, экономичность, что отрицательно сказывается на запасе хода. Однако опыт эксплуатации Т-80 в войсках показал, что все эти проблемы являются вполне преодолимыми.

Впрочем, не все военные восприняли газотурбинный танк с понимаем, и в середине 1980-х появился Т-80УД: та же самая «восьмидесятка», но оснащенная «традиционным» дизелем. Самая современная на сегодняшний день модификация танка – Т-80БВМ — получила более совершенную систему управления огнем, новый двигатель ГТД-1250, кроме того была расширенна гамма применяемых боеприпасов. По оценке отечественных и зарубежных специалистов, несмотря на свой далеко не юный возраст, Т-80БВМ является современным танком, способным выполнять любые задачи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Т-90
Т-90

Т-90

К середине 1990-х годов конструкторами КБ нижнетагильского «Уралвагонзавода» был разработан новый танк – Т-90. Машина создавалась на базе все того же Т-72 и вобрала в себя лучшие компоновочные и конструктивные решения моделей Т-72 и Т-80. Оставив без изменений ходовую часть и вооружение, конструкторы повысили мощность двигателя, усилили защиту, в том числе и новым комплексом оптико-электронного подавления «Штора», и установили новую автоматизированную систему управления огнем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По оценке специалистов, защищенность Т-90, по сравнению с первыми сериями Т-72, выросла в три раза, а общее повышение боевых и технических характеристик – в 1,5 раза. Не случайно Министерство обороны Индии, прекрасно знакомое с Т-72, сразу же разместило крупный заказ на поставку новых танков для своих вооруженных сил. Сирийский конфликт, в котором принимали участие несколько Т-90, доказал его эффективность, хорошую защищенность и способность воевать в непростых климатических условиях.

Советская школа танкостроения сумела создать и запустить в серию четыре уникальные машины: Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90. Несмотря на отличия в ходовой части, силовых установках и в других конструктивных решениях, все они создавались по ставшей уже «классической» схеме: многослойное бронирование с встроенной или навесной динамической защитой, орудие калибра 125-мм, позволяющее использовать наряду с традиционными боеприпасами управляемые ракеты, автомат заряжания пушки, экипаж в составе из трех человек, небольшие размеры, масса и относительно невысокая цена в сравнении с американскими и европейскими конкурентами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вне всякого сомнения советская школа танкостроения была и продолжает оставаться сильнейшей в мире, что доказало создание первого в мире танка четвертого поколения Т-14 «Армата». Несмотря на катаклизмы девяностых годов прошлого века, российские конструкторы смогли сохранить компетенции такого уровня, которые позволили им сделать не имеющую аналогов, революционную по многим показателям машину.