РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Погибшие на гражданке: линкоры типа «Советский Союз»

Восемьдесят лет назад в СССР развернулось строительство сверхлинкоров типа «Советский Союз», которые должны были стать сильнейшими кораблями в своем классе.
Погибшие на гражданке: линкоры типа «Советский Союз»

На момент окончания Гражданской войны, основу советского флота составляли четыре балтийских дредноута типа «Севастополь» (водоизмещение 23000 тонн, вооружение — двенадцать 305-мм орудий, скорость — 23 узла). Кроме того, в Николаеве оставался недостроенным линкор «Демократия» («Император Николай I»), а на Балтийском и Адмиралтейских заводах в Петрограде незавершенными числились четыре линейных крейсера типа «Измаил» (водоизмещение 36 646 тонн, вооружение — дюжина 356-мм орудий, скорость — 27 узлов). Ни один из этих кораблей в строй так и не вошел, так как из-за разрухи в стране все они были либо пущены на слом, либо проданы как металлолом за границу. Была и еще одна причина – острая нехватка квалифицированных кадров, чего больше не наблюдалось ни в одной другой стране, даже в проигравшей войну Германии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако, начиная с середины 1930-х годов, возобновились попытки создать современный и сбалансированный океанский флот на случай начала войны. Пример решили брать со слабой на то время фашисткой Германии, которая небезосновательно считалась главным вероятным противником. На Балтике осталось всего два линкора – «Марат» и «Октябрьская революция». Третий их собрат – «Парижская коммуна» — убыл на Черное море, а четвертый линкор «Фрунзе» после случившегося на нем в 1919 году пожара стал «донором» запчастей для других кораблей и в строй так никогда и не вошел.

Несмотря на проведенную модернизацию, отечественные линкоры значительно уступали подавляющему большинству зарубежных дредноутов, хотя и могли противостоять германским броненосцам типа «Дойчланд». С появлением в немецком флоте линейных крейсеров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и закладкой линкоров типа «Бисмарк» балтийские корабли отныне могли решать лишь ограниченные задачи, поэтому Советы начали проектные работы по созданию новых линкоров для Балтийского и Тихоокеанских флотов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для Балтики предлагалось построить линкор водоизмещением 35 тысяч тонн (проект 21), для Тихого океана – 55 тысяч тонн (проект 23). Оба они должны были развивать невиданную по тем временам скорость в 36 узлов. Тихоокеанский корабль предполагалось вооружить девятью орудиями калибра 460 мм, а балтийский таким же количеством орудий калибра 406 мм. Жизненно важные части должен был защищать броневой пояс толщиной 450 мм у проекта 23 и 350 мм у проекта 21. Разработка эскизов была поручена конструкторскому бюро Балтийского завода им. Орджоникидзе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Забегая вперед стоить сказать, что до стапельного периода дожил только линкор проекта 23, в то время как проект 21 так и остался на бумаге. С 1935 по 1938 годы в чертежи вносились неоднократные изменения, в связи с чем стандартное водоизмещение линкора выросло до 59 150 тонн (полное до 65 150 тонн), броневой пояс был уменьшен до 350 мм, а скорость была снижена до 29 узлов. Вооружение так же подверглось корректировке и отныне состояло из трех трехорудийных башен, вооруженных орудиями калибра 406 мм. Именно эти характеристики были утверждены постановлением Комитета обороны при СНК СССР 13 июля 1939 года. То есть СССР, как и все другие ведущие страны, проектировал вполне современные корабли, и это при том, что опыта их создания у советских специалистов не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Линкоры типа «Советский Союз» (СС) по некоторым параметрам превосходил многие зарубежные разработки. Например, СС однозначно превосходил все аналоги постройки 1935-1945 гг., за исключением японских типа «Ямато» и недостроенных американских типа «Монтана». Гордость ВМС США – линкоры «Айова» хоть и превосходили «Советский Союз» в скорости хода и дальности плавания, тем не менее, уступали в защищенности. К сильным сторонам советского корабля специалисты относили исключительно удачное 406-мм орудие Б-37 (масса снаряда 1105 кг, начальная скорость 830 м/с, дальность стрельбы 46 км) и продуманную броневую и противоторпедную защиту.

Строить новые линкоры предусматривалось серией из четырех кораблей, закладка головного «Советского Союза» состоялась 15 июля 1938 года на Балтийском заводе в Ленинграде. 31 октября на Николаевском заводе №198 был заложен второй линкор — «Советская Украина». Их строительство шло ударными темпами в течение следующего года, а последние два корабля серии – «Советская Белоруссия» и «Советская Россия» —были заложены на заводе №402 в Молотовске (Северодвинске) 21 декабря 1939 года и 22 июля 1940 года соответственно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоимость каждого линкора оценивалась в 1,18 миллиарда рублей. Такие колоссальные затраты привели к тому, что серию было решено сократить до трех кораблей, и осенью 1940 года от строительства «Советской Белоруссии» отказались в пользу «Советской России». К тому времени для этого линкора была получена заказанная в Швейцарии на фирме «Браун-Бовери» силовая установка. Спуск «Советского Союза» и «Советской Украины» на воду был запланирован на июнь 1943-го, «Советской России» — на третий квартал того же года.

Вне всякого сомнения, эти корабли удалось бы ввести в строй в запланированные сроки (1945-46 гг.), но после 22 июня 1941 года их судьба была предрешена. «Советский Союз» находился в готовности около 21%, «Советская Украина» была завершена лишь на 18%, а «Советская Россия» — на 5,3%. В связи с катастрофическим положением дел на фронтах, строительство линкоров было прекращено: 10 сентября 1941-го их официально исключили из состава Советского ВМФ и расформировали уже созданные под них экипажи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время войны корпуса линкоров частично разобрали. Броня «Советского Союза» пошла на строительство оборонительных сооружений под Ленинградом, «Советская Украина», которая стала трофеем немцев, так же была частично разобрана. В 1944 году при оставлении немецкими войсками Николаева стапель, на котором находился корпус линкора, был взорван. Одно 406-мм орудие, изготовленное для «Советского Союза», принимало участие в обороне Ленинграда, ведя огонь по немецким войскам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После окончания Второй мировой и анализа действий линейных кораблей, было принято решение, строительство линкоров не возобновлять. Причем не только в СССР, но и во всем мире. Достройка к тому же была невозможна и по чисто экономическим соображениям: надо было восстанавливать пострадавшие от войны западные области страны, и в этой ситуации было не до линкоров. Не стоит забывать и про дорогостоящий атомный проект, ставший более чем актуальным после речи в Фултоне вчерашнего «друга-союзника» Черчилля. 

В 1949 году линкоры были разобраны. При этом «Советский Союз» все же был спущен на воду, дабы освободить занятый стапель. Таким образом, первыми и последними линейными кораблями отечественной постройки, служившими в российском, а потом и в советском флоте, так и остались балтийские линкоры типа «Севастополь». Кроме того, в составе советского ВМФ некоторое время нес службу «арендованный» линкор «Архангельск», бывший английский «Ройял Соверен» (1916 года постройки) и печально знаменитый «Новороссийск», в прошлом бывший итальянский «Джулио Чезаре» (1914 года постройки).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Линкоры типа «Советский Союз» занимают особое место в истории отечественного и мирового судостроения. Идеи, заложенные в конструкцию этих кораблей, соответствовали высшим мировым достижениям своего времени, и делали советские их одними из сильнейших в мире. Однако опыт Второй мировой войны показал, что при колоссальных затратах на их постройку и содержание они отличаются весьма низкой боевой эффективностью, невысокой живучестью и способны решать весьма ограниченный круг задач. Линкоры, даже самые современные, попросту устарели как класс. Отныне на морских просторах главенствовали авианосные соединения, а эра линейных кораблей закончилась с последними залпами Великой Отечественной. Классические морские сражения эпохи адмирала Нельсона, Цусимы и Ютландского боя стали в принципе невозможны, а с появлением управляемого ракетного оружия в конце 1950-х, линкоры исчезли практически из всех мировых флотов. 

Михаил Котляров
Михаил Котляров 30 Марта 2019, 17:14
Опять Какие то сказки-мифы и БРЕД)))) "СС превосходил почти все линкоры..."...Как может превосходить то, чего не было, то что реально существовало? Проект превосходил? Проект одно-на деле что то вышло? Нет!
Загрузка статьи...