РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Черная акула: советский вертолет, которому до совершенства не хватало только искусственного интеллекта

В 1976 году в КБ Камова, под руководством советского конструктора Сергея Михеева началась разработка ударного вертолета Ка-50. По степени и смелости закладываемых в него конструкторских решений, он стал поистине уникальной машиной, из-за чего его судьба сложилась неудачно: на вооружение его приняли, но в войсках его нет. Несмотря на то, что вертолету удалось повоевать во второй чеченской кампании, и он получил положительные отзывы летчиков, производство было прекращено в 2009 году: всего было выпущено 17 вертолетов, включая предсерийные образцы. Почему же так получилось?
Черная акула: советский вертолет, которому до совершенства не хватало только искусственного интеллекта
Wikimedia Commons / Sergey Ryabtsev

Дело в том, что конструкторы хотели сделать вертолет настолько совершенным, что банально не рассчитали возможности промышленности и развитие электроники на тот момент. Ка-50 изначально разрабатывался как одноместный ударный вертолет, хотя во всем мире от такой схемы отказались все, включая американцев. К плюсам одноместной схемы можно отнести: меньшую массу вертолета, вызванную в том числе меньшим использованием брони, защищать которой приходится всего одного, а не двух летчиков. Вдвое сокращалась стоимость обучения пилотов, а в случае потери вертолета и гибели экипажа, погибал один пилот, а не двое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместе с тем возникала неизбежная проблема – как одному летчику одновременно пилотировать вертолет и использовать комплекс вооружения? У пилота всего две руки и одна голова, а в бою ему пришлось бы быть и летчиком, и оператором вооружения, и поддерживать связь с наземными подразделениями и делать еще много чего, что в других ударных вертолетах обычно делают два члена экипажа. Решить эту проблему были призваны новейший прицельно-навигационный комплекс, система автоматизация полета и обмена тактической информацией, кроме того, планировалось, что Ка-50 будут выводить на цель вертолеты разведки и целеуказания Ка-29. Впоследствии, именно так действовали оба вертолета в Чечне. Грубо говоря, Ка-50 должен был, используя свои выдающиеся скоростные и маневренные качества, получить «наводку» от Ка-29, оперативно выйти на цель, нанести удар быстро покинуть опасный район, пока противник не пришел в себя и не задействовал средства ПВО. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вертолет Ка-50
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1980 году КБ Камова и Миля одновременно начали разработку ударных вертолетов по спецификациях военных и в результате создали две абсолютно разные машины. Причем в 1986 году Ка-50 на испытаниях больше понравился военным, чем Ми-28, однако в войска пошла милевская машина, а вот Ка-50 пришлось пережить трансформацию в фактически новый вертолет Ка-52. Но, повторимся, сначала именно Ка-50 был объявлен победителем конкурса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полная взлетная масса «Черной акулы» достигала 10,8 тонн, масса нагрузки – 2,8 т, максимальная скорость – 350 км/ч, но при пологом пикировании Ка-50 мог разогнаться до 390 км/ч, что делало его самым быстрым серийным вертолетом в мире. Применение соосной схемы обеспечивало ему выдающуюся маневренность: он мог делать «мертвую петлю» без разгона и летать задом на скорости 90 км/ч. А во время одного боевого вылета в Чечне вертолет, уходя от столкновения с препятствием, продемонстрировал поистине самолетную скороподъемность – 30 м/сек.

Впервые в мире вертолет оборудовали катапультным креслом: в случае возникновения аварийной ситуации лопасти несущих винтов отстреливались, и летчик мог катапультироваться на скорости до 400 км/ч на любой высоте. Пилота защищала двухслойная алюминиево-стальная броня выдерживающая попадание бронебойных пуль калибра 12,7 мм, также бронировались все жизненно важные узлы вертолета. По бокам фюзеляжа в отдельных мотогондолах были установлены два газотурбинных двигателя  ТВ3-117К совокупной мощностью 4400 л.с. со специальными экранно-выхлопными устройствами для снижения тепловой заметности. С подвесными баками вертолет мог пролететь 1100 километров, динамический потолок составлял 5500 метров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вертолет Ка-50
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К минусам Ка-52 можно было отнести «перехлест» несущих винтов при выполнении определенных маневров, из-за чего разбились два предсерийных вертолета. При эксплуатации летчикам не рекомендовалось выходить на критические режимы полета, хотя, после устранения проблем, перехлеста винтов больше не наблюдалось. Вооружение Ка-50 состояло из 30-мм пушки, неуправляемых ракет, авиабомб, ПТУР и ракет «воздух-воздух».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на всю революционность, на определенном этапе Ка-50 перестал удовлетворять военных именно в силу своей... революционности! Использование вертолета-целеуказателя Ка-29 было признано неудобным и снижающим тактические возможности Ка-50, летчику которого, несмотря на обилие всевозможных вспомогательных систем, одному все же было трудно выполнять сразу несколько задач. Поэтому было принято решение дополнить экипаж оператором, что потребовало переделки вертолета из одноместной в двухместную машину. Так появился на свет Ка-52, который по множеству узлов и агрегатов унифицирован с Ка-50. 

Именно Ка-52 в значительной мере удовлетворял требованиям военных, а Ка-50 было решено снять с вооружения после выработки ресурса. Тем не менее, не стоит говорить о том, что одноместные ударные вертолеты не имеют права на жизнь. Однозначно имеют и можно не сомневаться, что подобные вертолеты скоро появятся. По мере развития искусственного интеллекта, вполне будет возможно заменить второго пилота «виртуальным», а вскоре и сами вертолеты станут беспилотниками.

Ка-50 сильно опередил свое время: в 80-90 годы прошлого века развитие электроники и автономных систем банально не позволяло создать некое подобие виртуального «помощника» летчику, которому так и приходилось большинство задач решать самостоятельно: и вертолетом управлять, и применять оружие, попутно выполняя множество второстепенных функций. Как бы то ни было, Ка-50 навсегда вошел в историю отечественного и мирового вертолетостроения как революционная машина, на которой был использован целый ряд инновационных разработок, значительно опередивших свое время.

Андрей Логинов
Андрей Логинов 10 Декабря 2021, 10:52
Возьмём в пример истребитель ДЛЯ ЗАВОЕВАНИЯ ПРЕВОСХОДСТВА В ВОЗДУХЕ с возможностью атаковать наземные цели МиГ-29. Один лётчик. И всё. Тупые генералы вот причина отказа от Ка-50.
Виталий Бурковский
Виталий Бурковский 19 Октября 2021, 16:54
Для меня это самый красивый и любимый вертолет. Он просто жестко зверский ......
юра титов
юра титов 25 Мая 2021, 13:44
У Советских разработчиков с интеллектом как раз все в порядке было , это у современных менеджеров его совсем нет, в связи с отсутствием мозгов, поэтому застопорили разработку скорей всего продались.
Алексей null
Алексей null 18 Марта 2021, 16:51
К сожалению по-прежнему мифотворцы, верящие в Ка-50, никак не успокоятся. Не обладал и не обладает Ка-50 теми характеристиками, которые ему приписывают. Ни скоростью в 350 км/час он не мог похвастаться, ни возможностью сделать мертвую петлю, ни даже сверхманевренностью.
Михаил Дормаков
Михаил Дормаков 05 Августа 2021, 16:46
Уважаемый тролль, потрудитесь изучить мат.часть, хотя бы на YouTube: https://youtu.be/s4EBSIqoH1k - мертвая петля на МАКС-97 https://youtu.be/oCsWxr6d7BU - пилотаж подтверждайте свои голословные аргументы доказательствами!
Роберт Корсунский
Роберт Корсунский 21 Декабря 2020, 23:52
Загубили великолепную машину! Сегодня автоматика и одному пилоту позволяет справиться с поставленными задачами. Хорошо бы ударный беспилотник на основе КА 50 сделать! Например КА 52 мог бы дистационно управлять КА 50.
Александр Константинович
Александр Константинович 06 Сентября 2020, 16:37
ТВ3-117 — семейство авиационных турбовальных двигателей. Разработаны в 1965-1972 годах в ОКБ имени В. Я. Климова (Ленинград) под руководством С. П. Изотова и С. В. Люневича. Выпускается серийно с 1972 года на ЗПОМ «Моторостроитель» ныне ПАО «Мотор Сич», г. Запорожье, Украина.
Сергей Ермолаев
Сергей Ермолаев 10 Сентября 2019, 16:07
вы в адеквате?
Александр Шлыков
Александр Шлыков 07 Сентября 2019, 15:02
Валенок,хорош пургу гнать,для всех двигателей Ивченко,топливную автоматику разрабатывали в Маш КБ Омского агрегатного завода.Движки,которые делают на Мотор Сич,разработаны Климовской фирмой.Так что  - будешь в Запорожье,в бане такую шутку не скажи,могут попользовать.У них эта тема закрытая,немного не уютная,мягко говоря.
Сергей Махинько
Сергей Махинько 28 Августа 2019, 19:48
А вы думаете что РФ далеко продвинулась в микроэлектроники с тех пор. Да у нас президент разговаривает на китайском оборудовании. Вы думаете на каких элементах летает калибр, спутники глонас, да на китайских  своего даже двигателя нормального нет. РФ никак не повторит характеристики движков фирмы моторсич из Украины. Эти путинцв проиграли все, и свою экономику и внешнею политику.
Сергей Филиппов
Сергей Филиппов 24 Декабря 2020, 01:27
На китайском оборудовании Айфоны выпускаются,чего то Эйпл не верещат по этому поводу как вы))?
Пашка Браун
Пашка Браун 20 Июля 2019, 07:51
Зато теперь можно доработать! С алиэкспресс выписать деталюшек и воплотить мечту детства! Заодно можно систему навигации и связи модифицировать, заменив штатную на смартфон кетайский. Заодно под это дело можно и буджет пильнуть лярда на два. Это ж какие пирспиктивы перед госкорпорациями. А потом по телику цифровому покажут чудо из картона и пластилина. Пообещают в следуещем году непременно начать выпуск.Вот бабушки всполошатся, неуж опять пенсию отнимуть, вся казна на войнушку пойдеть, всё на войну с супостатом.
ares1988
ares1988 18 Июня 2019, 06:11
Вертолет разведки и указания Ка-29??
Загрузка статьи...