РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На реактивной тяге: как в СССР хотели модернизировать бронетехнику

Танк с ракетным ускорением или амфибия с движками от турбореактивного самолета — это вовсе не фантастика, а трудовые будни советских военных испытателей. Прямо как в анекдоте: летает, только низенько-низенько. Собственно, разобравшись в сути вопроса понимаешь, для каких целей был поставлен этот эксперимент, и почему он провалился. Но сама по себе идея, согласитесь, красивая.
На реактивной тяге: как в СССР хотели модернизировать бронетехнику

По одной из задумок советских инженеров, танк с ракетами, установленными на бортах корпуса, должен был превратиться в совершенно неуязвимую боевую машину, обеспечивая движение наземных войск даже в самых непроходимых условиях. Для этого на основной танк советской армии образца середины 1950-х годов — Т-55 — установили всего навсего ракетные движки от зенитной ракетной системы «Стрела-2» (примерно по восемь с каждой стороны и еще четыре на корме).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бездорожье для танков серьезное препятствие, в чем прекрасно убедились немецкие танкисты во время Второй мировой войны. В таких условиях ракетные двигатели дают необходимый импульс с невероятным ускорением, чем уже вовсю пользуются в авиации: система JATO (Jet Assisted Take Off) применяет ракеты для моментального ускорения самолетов до скорости взлета или для их быстрой остановки. Это в теории должно было решить одним махом сразу тучу проблем езды бронетехники в распутицу, которая постоянно вязла в раскисшем грунте. Ракетные двигатели обеспечивали направленное движение, запросто двигая машину весом более 40 тонн вперед даже по самой непролазной грязи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теория красивая, на практике же все оказалось иначе. Инновационная модернизация танка не предполагала даже малейшего управления боевой машиной во время работы ракетных ускорителей: ни рулить, ни регулировать дальность хода системы не представлялось возможным. Выставили танк в необходимом направлении, нажали «вкл», и только держись! Но это не все. Существовала большая опасность того, что во время боя ракеты могли повредиться, что не обещало ничего хорошего: либо взрыв, либо внеочередной запуск сразу всех ракет. Система так и не была введена в эксплуатацию, в том числе из-за сложностей, связанных с управлением ракетами, и по причине чересчур высокой цены доработки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другая не менее безбашенная идея — установка в верхней части ПТ-76 (плавающий танк) двух авиационных двигателей от Як-40 АИ-25 разработки запорожского КБ «Прогресс» массой по 380 кг и тягой в 1 500 кг/с каждый. С такой силовой установкой амфибия, которую прозвали «макет015»  запросто взбиралась на крутой подъем, гоняла по пересеченке и в теории могла оперативно выйти на боевой рубеж или выйти из под артиллерийского огня. Идея куда более практичная, чем с ракетными движками, но все так же сложно реализуемая и экономически не обоснованная. Плюс здоровенная надстройка на крыше сводила к минимуму огневой потенциал ПТ-76 и делала его более уязвимым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на то, что подобной техникой вовсю занимался целый особый отдел, ни один, ни другой проект не пошел дальше концептов. Недостатки этих машин оказались фатальными, да и модернизация влетала в копеечку. Но это не значит, что инженеры после неудачных испытаний забросили все идеи «в стол». Приобретенный опыт лег в основу танка Т-80 — боевой машины с единой газотурбинной силовой установкой мощностью в 1000 л.с. Этот танк тоже не лишен недостатков: он прожорливый, сложный в эксплуатации и дорогой. Но и достоинства у него имеются: оперативная готовность при экстремально низких температурах занимает всего три минуты, лучшие показатели на бездорожье в сравнении с дизельными собратьями.

diaserd
diaserd 15 Марта 2021, 02:50
аФФтыри, вы понимаете РАЗНИЦУУ между РЕАКТИВНЫМИ движителями и ГАЗО-ТУРБИННЫМИ двигателями??? Каким боком ГТД-1000, ГТД-1000Т и ГТД-1250 оказались "реактивными"? Откуда (из каких глубин либероидных шизот) всплыл тезис об избыточной сложности эксплуатации Т-80??? Регламент ЕТО на Т-80 самый (САМЫЙ) простой и наименее содержательный по перечню контроля и обслуживания. Ресурс силовой установки Т-80 не ниже, чем у Т-64(СОВЕТСКОГО танка с горизонтально-оппозитным двигателем 5ТДФ и в последующих модификациях - 6ТД), время выполнения замены силовой установки в полевых условиях - вообще рекордно малое! М-1 Абрамс, НЕОЖИДАННО(!!! ВНЕЗАПНО!!!) тоже имеет в качестве силовой установки (тадададамм) ГТД. Только компетенции по изготовлению, обслуживанию и восстановлению в пентагоновских отчетах считаются утраченными как минимум на 2/3 от потребного для проведения операций /... гугль вам в руку/ уровня, а его возобновление в перспективе до 2025 считается маловероятным... В отличие от Т-80 (где система очистки воздуха и виброочистка турбинных колес, по оценке ещё тетрадочки Совет Милитари Пауа -1985, - "выше всяких похвал") Абрам продемонстрировал аццтойные 40-100 часов в условиях "Бури в пустыне"...
Максим Зворыгин
Максим Зворыгин 16 Апреля 2020, 11:52
пока эксплуатировали танки с 1000-сильными дизелями, еще как-то худо-бедно справлялись. А вот с перефорсированными по наддуву 1130-сильными - уже совсем беда, судя по приведенным кадрам. Их эксплуатировать не умеют совсем. Вот интересно, они гарантию хоть выхаживают? Почему-то мне сдается, что нет. Конечно, понта ради с таким дымлением можно мириться на танковых гонках. А вот ежели вдруг война?
Максим Зворыгин
Максим Зворыгин 16 Апреля 2020, 11:40
не могут сделать двигатель как в Украине 1500 лс ,или как немцы,французы.Вот и изголяются.То из старинного дигателя времён Т-34 выдавят 1000 лс,то турбину поставят..Отсталость!
Загрузка статьи...