РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дроны в городе. Как это будет?

Беспилотные летательные аппараты, по-простому квадрокоптеры или дроны, могут стать частью нашей повседневной жизни в самом ближайшем будущем. Большие или портативные, они станут средством передвижения, будут выстраивать транспортные маршруты и доставлять документы и еду. Их можно будет использовать для наблюдения, логистики и на стройках. Военное дело и безопасность — сферы, где дроны зарекомендовали себя и успешно применяются в рядах армии и сотрудниками спецслужб. Аэрофотосъемка — новый бум и виток развития беспилотников, который к тому же приносит доход. Что нас ждет в будущем и станут ли дроны незаменимы в городах, разберем в материале.
Дроны в городе. Как это будет?

Перво-наперво, нужно понимать, что внедрение дронов в города потребует кардинальных изменений застроенной среды. Особенно это касается мегаполисов и крупных городов. Беспилотникам нужны открытые посадочные площадки, зарядные пункты и спецпорты для хранения и их содержания. Это также требует обновления стилей и дизайна, чтобы летательные аппараты органично вписались в существующий уклад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Воздушная эпоха

Исторически так сложилось, что дроны связаны в первую очередь с войной. Идея применять беспилотные летательные аппараты возникла и была озвучена в 1971 году физиком-ядерщиком Джоном Стюартом Фостером-младшим. Когда он впервые наблюдал за полетом радиоуправляемого самолета, он представил прототип миниатюрной модели беспилотника с камерой на борту. Были улучшены полетные возможности, а позднее разработана система, которая позволяла бы оснащать модель минимальной нагрузкой в виде боевого оружия.

Спустя два года на американском рынки появились такие первые модели Praeire и Calere с массой по 34 кг и полетом до двух часов, поднимая на борту до тринадцати килограмм полезной нагрузки. Рынок беспилотных летательных аппаратов начал стремительно развиваться, а основной функционал дронов заключался в сборе разведывательных данных и контроле за перемещениями противника вблизи линий сопрокосновения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня рынок пестрит гражданскими БПЛА, которые имеют различные возможности и формы. В большинстве своем они портативны, при этом способны летать до получаса и более, делать качественные снимки и оснащаться полезной нагрузкой. Промышленный сегмент дронов предлагает дооснащение тепловизорами, прожекторами и громкоговорителями, сканерами пространства. Беспилотникам нашли применение в сфере сельского хозяйства и горнодобыче, их привлекают в поисково-спасательные миссии, ликвидации последствий стихийных бедствий и пожаров, а также охраны государственные границы и обеспечения правопорядка на массовых мероприятиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пандемия коронавируса доказала, что дроны — сильнейший инструмент для выполнения широкого спектра задач. Дроны, используемые обычно в сельском хозяйстве, распыляли дезинфицирующие средства над городами, а также выявляли нарушителей изоляционного режима. В Китае промышленные модели DJI Matrice 300 RTK и Matrice 600 Pro использовались для доставки медикаментов в больницы, а в Бразилии и США с помощью дронов власти выявляли зараженных людей. Для этого были использованы встроенные системы многофункционального мониторинга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Испании DJI Phantom 4 RTK Combo выполнял роль оповещения населения. Аппараты оснащали громкоговорителями, и таким образом власти напоминали людям о необходимости использовать защитные средства и носить маски. Дроны применялись также в Индонезии, на Филиппинах, Колумбии, ОАЭ и даже в России.

Какова статистика

По оценкам J’son & Partners Consulting, мировой рынок БПЛА в 2016 году составил 7,8 млрд. долларов. К 2020 году показатель достиг 9,8 млрд. долларов. А к 2022 году цифры могут составить до 15 млрд. долларов, при этом основные показатели относятся к использованию потребительских дронов (80%), на промышленное и коммерческое использование приходится 19% и менее 1% на военные беспилотники. К коммерческому применению относят использование беспилотников в здравоохранении, геодезии и картографии, пожарными и полицией, в аэросъемке для бизнеса, рекламы и СМИ. Повсеместно дроны используют в аграрном секторе и для мониторинга трубопроводов и ЛЭП.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма Бегущий по лезвию (1982). Картины необычных машин для фильма рисовал американский художник-футурист Сидней Джей Мид
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам специалистов, использование в коммерческой сфере только начинается, существует множество сфер применения и рыночных ниш для успешного развития данного направления. Вокруг производства БПЛА выстроилась целая экосистема, включающая производителей комплектующих, разработчиков ПО, интеграторов, сервисных компаний, страховых компаний, торговых площадок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно другому отчету аналитического агентства Drone Industry Insights, к 2024 году рынок дронов достигнет 43 млрд. долларов. А основными отраслями применения станут энергетика, сельское хозяйство и транспорт. К 2022 году, ожидается, будет продано более 1 млн коммерческих дронов. Если посмотреть на рост между 2018 и 2024 годами, продажи за этот период утроятся. В России, по данным группы «М.Видео-Эльдорадо» продажи дронов составили 95 тысяч единиц на сумму более 1,3 млрд. рублей. Продажи выросли на 20% в количестве беспилотных летательных аппаратов и на 40% в денежном эквиваленте по сравнению с 2018 годом. Пик популярности дронов в 2020 году пришелся на июнь месяц — россияне приобрели дронов на 42% в штуках и 110% в деньгах больше, чем годом ранее. Средний чек покупки составлял 13,7 тыс. руб. Наиболее повышенный спрос был на модели для фото- и видеосъемки с качественными камерами Full HD или 4K, а основным интегратором стал бренд DJI.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наиболее высокий спрос оказался на модели DJI Mavic Mini и DJI Mavic Mini Fly More Combo, а также на DJI Air 2S. По данным пользователей, эти модели наиболее доступны и сочетают в себе достойные технические характеристики в соотношении с ценой. В пятерку брендов по высокому спросу на продукты вошли также компании Syma, SPL, Skymoto, а также продукты российского производителя Pilotage.

Почему дроны — это удобно?

Беспилотный летательный аппарат представляет собой авиационное техническое средство без человека на борту, управляемое дистанционно. К основным характеристикам относится универсальное использование, полет в автономном режиме или с помощью пульта управления, видеосъемка и небольшие размеры. Отличает же дроны именно «беспилотная» функция, то есть возможность управлять дистанционно, когда устройство летит само, а управление им осуществляется с земли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современные модели дронов предлагают еще более широкий функциональный набор, кроме простых взлета и посадки, старта и остановки видеозаписи. С помощью несложных маневров можно настраивать траекторию полета, повороты и развороты, зависание в воздухе, управлять вручную с помощью пульта или довериться полностью автоматике, осуществив взлет и полет в автономном режиме. Большинство моделей сегодня оснащены такими функциями, как Follow Me для слежения за объектом съемки, «умным» возвратом домой Return To Home по заданной траектории и при определенных условиях (снижения уровня заряда батареи, помехи сигнала, полная потеря сигнала). Беспилотники способны нести на себе полезные нагрузки, при этом сами они уменьшаются в размерах, а летать могут дольше и дальше. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одним из самых важных признаком БПЛА является универсальность их использования. Дрон можно купить для любительской аэрофотосъемки, а в конце концов прийти к коммерческой составляющей и стать профессиональным оператором БПЛА.

Технологии для полетов

Внедрение беспилотных воздушных систем (новое название беспилотных летательных аппаратов, согласно поправкам в закон от 3 февраля 2020 № 74 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации») и СВВП означает и зарождение новой архитектуры и инфраструктуры для городов. Нет, это не только минимализм, «умные» дома или «зеленый» дизайн. Здания потребуют адаптации для использования воздушных судов: посадочные площадки, солнечные панели для повышения уровня энергоэффективности, зарядные станции и потенциально новые технологии для снижения уровня шумов. Необходима также разработка мер для безопасных полетов. Это может быть создание дополнительных воздушных трасс для БВС, полеты вне массовых скоплений людей и строгие технические проверки, а также постоянные испытания судов на профпригодность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идею портового узла для беспилотников предложил испанский архитектор Саул Ажурия Фернандес. Порт представляет собой шарообразное здание с тысячами индивидуальными ячейками под каждый беспилотник. Здесь они могут заряжаться, храниться и ожидать заявки на доставку. Замена аккумуляторов, погрузка и разгрузка устройств проводится вручную специалистами центра. Также в здании располагается оперативный штаб, который контролирует полеты и осуществляет поддержку и обслуживание полетов с земли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наряду с беспилотниками города заполонят летательные аппараты вертикального взлета и посадки (СВВП), уверены эксперты. Это так называемые аэротакси, которые станут одним из видов городского транспорта с воздушными полосами, развязками и эстакадами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другую инновационную идею предложил фонд Нормана Фостера, где спроецировали порт дронов для доставки лекарств, еды и предметов первой помощи для людей с ограниченными возможностями и больных. Изначально было задумано, что такой порт расположится как пилотный проект в африканской Руанде. Кроме того, для сельских жителей региона предложат рабочие места и социальное обеспечение. Ожидается, это сможет поднять уровень жизни африканских жителей и обеспечит экономический рост стране.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот такие модульные апартаменты разработал крупнейший застройщик Humphreys&Partners. Компания известна своими проектами по строительству «умных» домов. Здесь речь идет о так называемом комплексе Pier 2 из двух небоскребов, объединенных двухуровневым вестибюлем. Основная часть зданий — жилая, на первых этажах располагаются рестораны и продуктовые магазины, фитнес- и спа-центры, бассейн, а также магазины с товарами первой необходимости и аптеки. Здесь же, в нижней части, осуществляется посадка беспилотных летательных аппаратов и разгонная платформа для взлета. Каждая из платформ, а также непосредственно башни, являются модульными. Собираются они по отдельности и далее осуществляется сборка в установленном месте. Это дает большую гибкость конструкции, дополнительную энергоэффективность, а также снижает затраты на возведение здания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спрос на беспилотные летательные аппараты будет развиваться там, где происходят сбои в других транспортных системах. Исследование Airbus UTM (подразделение компании, которое проводит исследования в области городской воздушной мобильности), что наибольший спрос на БВС, внедрение роботизированных систем и СВВП наблюдался в Лос-Анджелесе и Мехико. Как следует, речь идет о крупных городах, мегаполисах, где дорожное движение крайне сложное ввиду количества транспорта и отсутствия единой правильно выстроенной системы. Наконец, для внедрения беспилотных систем городское пространство должно полностью трансформироваться, включив в себя взлетно-посадочные платформы, инфраструктуру, подобную аэропортам, и пункты подзарядки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Барьеры развития

По мнению экспертов, рынок беспилотных аппаратов тормозят несколько факторов. Среди них — недостаточно ясное законодательство использования потребительских и коммерческих беспилотников и запрет на их свободное использование в ряде стран. В России ограничения касаются дронов весом более 250 граммов. Их необходимо регистрировать, при этом неизменно их запрещается использовать в городах, над скоплениями людей и частной собственностью, над военными и государственными объектами, вблизи аэропортов, вертодромов и рядом с национальными парками. Кроме того, имеются ограничения по высоте и дальности полетов. 

Другие факторы включают в себя отсутствие четкого понимание, для чего нужны беспилотники. Если некоторые производства и компании готовы развиваться и переходить на инновационные методы, то большинство попросту не могут отказаться от традиционных вещей. К тому же, переход на автоматизацию, требует новых подходов к производственным процессам, обучению персонала и больших затрат на первых этапах. Также в России отсутствует современная производственная база, ориентированная на потребительский сегмент, что в свою очередь приводит к более высоким издержкам и повышению стоимости аппаратов.

В ряде стран есть ограничения на экспорт и импорт беспилотных летательных аппаратов, а главное, до сих пор дроны вызывают опасения у людей. Большинство уверены, что дронами вторгаются в их личную жизнь и пространство, осуществляется сбор данных и передача таковых «куда следует». Другая категория считает, что дроны небезопасны, управление летательными аппаратами не доработано, и они могут посыпаться как снег на голову в случае помех сигналов или перекрытия неба. Наконец, ассоциации с дронами у многих идут вразрез с боевыми действиями. Дроны в небе — это или террористическая угроза или начавшийся военный конфликт. 

Способы применения БПЛА в городских условиях будут определяться поставленными задачами и особенностями местоположения их применения. Кроме того, играет роль техническое оснащение, которое, безусловно, будет модернизироваться с каждым годом и расширение сфер использования. Смогут ли дроны стать составляющей города равно с машинами, беспилотной доставкой и «умными» светофорами? Однозначно, да. Вопрос лишь времени и развития технологий, которыми будут наделять любые крупные города с целью обеспечения социального удобства и безопасности для граждан.

Материал подготовлен Skymec

Автор: Кристина Волкова

Загрузка статьи...