Компьютер в прикладе: Умное оружие

Разработка «умного» стрелкового оружия наталкивается то на технические сложности, то на сопротивление правозащитников
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Легендарная оружейная компания Remington сначала совершила революцию в отрасли, а потом сама же ее и подавила. В 2000 году под рукоплескания охотников она создала винтовку модели 700 EtronX с системой электронного воспламенения, у которой время срабатывания ударного механизма после нажатия на курок меньше, чем у обычной, почти в сто раз. Три года спустя компания тихо сняла EtronX с производства.

Парадокс состоит в том, что, продолжись разработки, этот ствол мог бы стать первым настоящим «умным оружием», способным откликаться на нажатие курка только хозяйской руки. Но если предыдущие попытки создать «умное» оружие споткнулись о технические сложности, то в этом случае препятствием стало общественное мнение. Разрабатывавшийся компанией Colt Manufacturing пистолет с компьютером, стреляющий только после опознания отпечатков пальцев владельца, потерпел фиаско, потому что его «мозг» срабатывал только в 80 процентах случаев («TechInsider» писала об этом в № 9, 2003). Другими словами, при двадцати нападениях из ста полицейский или законопослушный гражданин оказался бы безоружен перед бандитом. При этом, как говорят специалисты, достаточно было всего лишь перекусить пару проводков, и Colt, имевший обычный, механический затвор, тут же потерял бы весь свой «ум» и убивал бы в любых руках — и правых, и преступных. Проект Remington сгубила необыкновенная точность снайперской стрельбы: правозащитники обрушились на компанию и правительство с требованием признать винтовку негуманной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мозги» в «ягодицах»

Для точности стрельбы, а также для простоты и надежности Remington избавилась от механического спускового крючка и механизма по взводу и высвобождению бойка стандартной винтовки Модели 700, заменив их электронным спусковым крючком и электронной же — вместо обычной ударной — системой воспламенения.

Ведь при стрельбе на длинные дистанции чем больше проходит времени от нажатия на курок до вылета пули из дульного среза, тем ниже вероятность абсолютно точного выстрела. Тут важен интервал между моментом, когда спусковой крючок высвободит боек, и моментом, когда воздействие бойка заставит капсюль сдетонировать. В обычной винтовке интервал составляет в лучшем случае примерно 2,8 миллисекунд, а в худшем занимает 7−8 миллисекунд. Винтовка EtronX вышла за миллисекундную отметку. Ее курок — это выключатель, посылающий сигнал 8битному компьютеру, расположенному в пластиковом прикладе. То есть «мозги» расположены вовсе не в голове, а скорее — наоборот. И благодаря электронике усилие нажатия на курок регулируется у этой винтовки в пределах от стандартных 3−4 фунтов (более килограмма) до нескольких унций (чуть больше 100 г). В итоге из-за отсутствия механических, подверженных трению и снашиванию движущихся частей система EtronX делает усилие стрелка мягким и постепенным, а движение спускового крючка на 36% более коротким, чем у стандартной Модели 700. Период от нажатия курка до воспламенения капсюля составляет 27 микросекунд, то есть сокращается по сравнению с Моделью 700 на 99%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нужно отметить, что нарезная «Семисотка» — одна из самых популярных и парадоксальных винтовок созданной в 1816 году Remington Arms Company, Inc. У появившейся в 1962 м основной модели есть две модификации весом от 2,7 кг до 4 кг с прикладом из американского ореха или стекловолокна. Первая — с несъемным магазином на 3−5 патронов в зависимости от калибра (длина ствола — 56 см или 66 см), вторая — со съемным магазином на 3−4 патрона (56 см или 61 см). На базе этой модели разработан еще и карабин Seven: несъемный магазин, длина ствола 47 см или 51 см, вес 2,8 кг. При этом в военном мире Remington M700 известна под другим именем — SWS M24, что означает «система снайперского оружия М24».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Опыт превращения устаревших боевых винтовок в охотничьи есть во многих странах. Один из примеров — карабин Mauzer K98 (1898 года выпуска). А спортивноохотничий Remington 700 проделал путь в противоположном направлении. Когда в 1985 году американское Минобороны начало думать о замене устаревшей снайперской М14, военные эксперты, многие из которых ходили на охоту с «Семисоткой», вспомнили про нее, и два года спустя SWS M24 была принята на вооружение армии, морпехов и спецподразделений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Электрическое ускорение

Зачем же понадобилось совершенствовать модель, и так популярную у спортсменов, охотников и военных? Для ответа на этот вопрос стоит сравнить «быструю» систему обычной винтовки и быструю — электронной.

У обычной быстрой системы спусковой крючок соединен со спусковым рычагом, высвобождающим движимый пружиной боек. В более медленных системах спусковой крючок высвобождает «молоток», бьющий по бойку. А тот, в свою очередь, начинает двигаться, пока не достигнет капсюля.

Казалось бы, что за важность в экономии нескольких миллисекунд? Но от усилия, прилагаемого к курку при прицеливании, срез дула немного смещается. Так что при прочих равных более короткий промежуток сокращает и смещение ствола, что особенно важно при снайперской стрельбе. А у «ударной» винтовки есть и еще один очень важный недостаток. Это вибрация, которую боек передает стволу. Тяжелые стволы, конечно, поглощают часть вибрации, но и остаток все-таки заметно влияет на точность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Remington не остановился только на одном усовершенствовании. В EtronX движение затвора стало более коротким и легким. Ведь в обычной винтовке затвор сжимает пружину бойка, а у EtronX электронный «боек» вообще не движется, служа только проводником к капсюлю электрического разряда напряжением 150 вольт. Следовательно, пружина просто отсутствует.

Компьютер винтовки работает от обычной 9вольтной батареи, которая также поставляет энергию для воспламенения капсюля. Усиливающая цепь, похожая по принципу действия на автомобильную катушку зажигания, нагнетает напряжение с 9 до 150 вольт. Высоковольтный разряд накапливается в конденсаторе, который разряжается только при совпадении нескольких условий: электронная система должна быть включена, предохранитель снят, патрон должен находиться в камере. Когда спусковой крючок посылает сигнал, разряд проходит по изолированному керамикой «бойку», заставляет капсюль детонировать, а тот, в свою очередь, поджигает взрывчатое вещество, создавая давление, выталкивающее пулю из специального патрона и ствола.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Патроны для EtronX выглядят как обычные, но в стандартной винтовке не выстрелят. Так же как обычные патроны не выстрелят в EtronX. Разница в капсюле, вставленном в обыкновенный патрон.

Обычный ударный капсюль срабатывает, когда боек ударяет по его оболочке. Тогда кристаллы стифната (тринитрорезорцината) свинца в капсюле под воздействием удара разогреваются до температуры, достаточной для воспламенения смеси в патроне. В отличие от одночастного обычного, капсюль EtronX, разработанный совместно с Picitinny Arsenal, состоит из трех частей. Вместо компонентов, реагирующих на удар, добавлен токопроводящий, который при прохождении тока через смесь в капсюле (ее сопротивление равно 1000−1500 Ом) разогревает ее до воспламенения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Русский след

Вообще применение электрического воспламенения — уже не монополия Remington. Такие попытки делались и другими производителями, в том числе и в России.

Например, предназначенный для самообороны и используемый также для спецопераций четырехствольный пистолет ПБ4М (ПБ41) «Оса», который разработан подмосковным НИИ прикладной химии. На смену применявшейся в их предшественнике ПБ4 электромеханической схеме коммутации каналов стрельбы пришла электронная схема (чип ПБ4М питается от литиевой батареи, а у ПБ4М — от компонентного электромагнитного генератора). Эта схема дала возможность перейти от «ударных» капсюлей к встроенным в патрон электровоспламенителям.

После создания «Оки» и российские оружейники заговорили о возможности выпуска «умного» оружия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако связи Remington с Россией не заканчиваются технологическим сходством некоторых разработок. История утверждает, что в позапрошлом веке американская компания могла стать русской. Дело в том, что перед Первой мировой войной и после начала боевых действий русская армия испытывала катастрофический недостаток стрелкового оружия, а отечественные заводы не справлялись. Было решено заказать винтовки под русский трехлинейный патрон (7,62 мм) за границей. Первый заказ был размещен на Winchester Repeating Arms Company, которая исправно поставляла прямо на русский фронт свои изделия со знаменитой винчестеровской скобой. Следующий заказ — уже на настоящие мосинские трехлинейки образца 1891 года — получила Remington. Но, как утверждают дореволюционные российские источники, не справилась. Русские инспекторы, во множестве посещавшие заводы Remington, писали в отчетах, что собранные винтовки прямо в цехах приходилось «править» молотками, и вообще тамошние оружейники не могли качественно отладить мосинскую механику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американцы же утверждали, что переданные им «синьки», лекала и шаблоны сильно различались между собой, сводя рабочих с ума, а их инженерам пришлось дорабатывать саму модель винтовки. При этом осаждавшие заводы царские инспекторы мешали и друг другу, и рабочим.

На Remington до сих пор рассказывают историю о казачьем капитане, появлявшемся на заводе в бурке и папахе, с газырями на черкеске и с кинжалом на боку. Тот пытался проверить готовое оружие на вероятность самопроизвольных выстрелов, и для этого бил заряженные винтовки прикладом о бетонный пол и портил приклады. Винтовки якобы выдерживали испытание, а оружейники решили проучить казака и подпилили у одной из них спусковой рычаг. Понятно, что винтовка выстрелила, пуля пробила находившуюся над головой казака трубу, и подававшаяся под давлением вода окатила капитана, над которым потешался весь цех.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В американской версии заводы Remington справились с заказом. В русской — сорвали поставки. Генерал главного артуправления Залюбовский писал тогда, что из-за возвратов бракa американское предприятие было близко к банкротству, и предлагал военному министерству выкупить его или «целиком перенести оборудование Ремингтона в Екатеринослав».

Однако свой отчет генерал написал уже в начале 1917 года. Что было дальше, хорошо известно. Так что американская фирма осталась американской, и сегодня каждая из стран идет в разработке «умного» оружия своим путем. Пока безуспешным.