РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Танк представительского класса: Тигр

Технической начинке «Тигра» могли позавидовать многие лимузины середины прошлого века
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

13 июня 1944 года передовой отряд 7-й английской бронетанковой дивизии (пожалуй, самого известного соединения во всей армии союзников) расположился во французском городке ВильеБокаж. Знаменитые «крысы пустыни», укомплектованные новейшей английской и американской бронетехникой, воевали уже давно и участвовали в разгроме африканского корпуса фельдмаршала Роммеля. Немногочисленные боеспособные части гитлеровцев отваживались передвигаться только по ночам: днем все, что двигалось по дорогам, уничтожала англо-американская авиация.

007 — лицензия на убийство

Знал об этом и Михаэль Виттман, командир роты 101-го тяжелого танкового батальона СС. Потому танковый ас и решил поберечь оставшиеся машины своей роты. На разведку он отправился сам, на своем «Тигре» под номером 007.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разведка превратилась в настоящую бойню. Застав англичан врасплох, экипаж Виттмана методично расстреливал одну цель за другой. Танкисты легендарной британской дивизии пытались организовать сопротивление, но тщетно. Не прошло и четверти часа, как батальон был разгромлен. На улицах французского городка догорали 12 бронетранспортеров, 6 средних и 3 легких танка... Единственный из уцелевших сумел обойти «Тигр» сбоку, используя здание как прикрытие. С расстояния менее 200 м наводчик выпустил в его борт четыре 17-фунтовых снаряда. Последовал ответный выстрел, обрушивший на «Шерман» половину здания и заваливший его. Менее 5 минут потребовалось Виттману, чтобы уничтожить передовой отряд дивизии. Пополнив запас горючего и боекомплект, экипаж Виттмана в сопровождении трех других «Тигров» и пехоты вернулся в городок и столкнулся с колонной танков, которые спешили на помощь разгромленному батальону. К вечеру союзники недосчитались 25 «Шерманов», «Кромвелей» и «Комет». Историки называют этот бой самым результативным для одного экипажа за всю историю танковых сражений. Славу Виттмана по праву разделил и его танк Panzerkampfwagen VI Ausf E, более известный как Tiger («Тигр») — лучший тяжелый танк Второй мировой войны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Тигр» долгорукий

Версальский договор 1919 года запретил Германии заниматься разработкой артсистем крупного калибра. Компания Rheinmetall не имела права создавать пушки калибра более 70 мм, а на концерн Krupp были наложены еще более жесткие ограничения. Поэтому во Вторую мировую войну немецкие танки вступили вооруженные маломощными короткоствольными орудиями, годными разве что для поражения пехоты. Мощные пушки и усиленное бронирование советских Т-34 и КВ стали для Вермахта неприятным сюрпризом.

Единственным орудием, без труда справлявшимся со всеми бронированными машинами союзников, была 88-миллиметровая зенитная пушка 8.8 Flak 36. Танкисты молились, чтобы в случае попадания ее снаряда, танк прошило насквозь. Иначе снаряд начинал рикошетировать внутри боевого отделения, превращая экипаж в фарш. Результат попадания 88миллиметрового снаряда оказывал такое деморализующее воздействие, что специальным приказом по американской 4-й танковой дивизии запрещалось вскрывать подбитый танк и пытаться вытаскивать из него кого-либо. Этим вдали от передовой занималась специальная служба.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пушка была разработана компанией Krupp на мощностях шведской компании Bo force (немцы командировали туда своих инженеров, чтобы обойти версальские ограничения). В 1933 году она была принята на вооружение как 8.8 cm Flak 18 L/56. Последняя цифра в названии означала длину ствола в калибрах, а цифра 18 — мнимый год разработки. Немцы делали вид, что орудие было сконструировано до окончания Первой мировой.

Ошеломительный успех 88-миллиметровой пушки как противотанковой на Восточном фронте и в Северной Африке побудил немецких инженеров взяться за разработку на ее основе танкового орудия. Вскоре новая пушка с длиной ствола 56 калибров была принята на вооружение под аббревиатурой 8.8 KwK 36 L/56. Все выпущенные Германией 1355 «Тигров» были оборудованы как раз ею.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Появившийся на Восточном фронте в конце 1942 года «Тигр» мог поражать тяжелый советский танк KB на дистанциях, запредельных для последнего. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боев по прорыву блокады Ленинграда три «Тигра» 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона уничтожили 10 KB. При этом немцы потерь не понесли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце августа 1943 года, проводя совещание на Заводе № 112, нарком танковой промышленности Малышев отметил, что победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. По его словам, «Тигры» и «Пантеры» вели огонь с дистанции 1500 м, советские же 76-миллиметровые танковые пушки могли поразить их лишь с дистанции 500−600 м. На самом деле ситуация была значительно хуже. В ходе испытаний трофейного «Тигра» на полигоне в Кубинке 25 апреля 1943 года 76-миллиметровый бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м. А подкалиберный снаряд «Тигра» порой прошивал броню Т-34 и с 4 км.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спуск в немецкой пушке был не ударно-механический, при котором боек ударяет по капсюлю, а электрический, воспламеняющий метательный заряд при помощи раскаленного электрическим током элемента. Для выстрела наводчику KwK нужно было плавно нажать на кнопку за маховиком вертикальной наводки. Двухкамерный дульный тормоз не только снижал отдачу, но и не давал при выстреле подниматься пыли с земли, что улучшало видимость и не демаскировало танк.

Кстати, появившаяся как ответ на KwK 36 советская 85миллиметровая пушка С-53, принятая на вооружение модернизированного Т-34−85, также получилась при переделке зенитного орудия. Однако даже после этого Т-34 не мог напрямую, дуэльно поражать новые немецкие танки. Все попытки создания 85-миллиметровых пушек с начальной скоростью снаряда свыше 1000 м/с (так называемых пушек большой мощности) закончились неудачей из-за быстрого износа и разрушения ствола еще на стадии испытаний.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если добавить к изрядным баллистическим качествам KwK 36 прицелы TZF 9 с цейсовской оптикой, о которых артиллеристы союзников могли только мечтать, то получаем практически снайперскую пушку.

Maybach вместо сердца

Корпус и ходовая часть «Тигра» были разработаны Эрвином Адерсом и фирмой Henschel und Sohn с учетом опыта создания предыдущих опытных образцов, работы над которыми велись с 1937 года. Свой вариант предложил и Фердинанд Порше, конструкция которого была передовой и перспективной. Он применил электротрансмиссию: два бензиновых двигателя вращали генераторы, а гусеницы приводились в движение с помощью тяговых электромоторов. Но такая трансмиссия обещала массу трудностей в боевых условиях, поэтому, несмотря на то что Порше был любимчиком фюрера, на вооружение был принят «Тигр» Адерса, хотя назвать его конструкцию простой язык не поворачивается. Достаточно сказать, что двигатель и трансмиссию разработала компания Maybach. Вам это о чем-нибудь говорит?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двигатель «Тигра» (12-цилиндровый Vобразный бензиновый Maybach HL-210 мощностью 650 л.с.) располагался в задней части корпуса. От него вперед шел карданный вал к полностью автоматической коробке передач (8 передач вперед и 4 — назад), что в те времена было необычным не то что на танках, но и на представительских автомобилях.

Башня, как и орудие, разработанная фирмой Krupp, интересна с технологической точки зрения и не имеет аналогов в истории танкостроения. Чтобы свести к минимуму количество сварных соединений, она изготавливалась из цельного листа брони, который гнулся в виде подковы. Затем к нему приваривался лист лобовой брони и крыша. Под полом башни располагался механизм ее поворота и часть боекомплекта. (В башне Т-34 полика не было, и во время поворота заряжающий бегал по заваленному стреляными гильзами полу.)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Критики называли компоновку немецких танков (с передним расположением трансмиссии) «нерациональной»: проходящий через боевое отделение карданный вал вынуждает делать танк выше. Но у немецких конструкторов были свои резоны: переднее расположение трансмиссии делало возможными ее техническое обслуживание и мелкий ремонт в боевых условиях (правда, чтобы заменить элементы трансмиссии надо было снимать башню). При такой компоновке боевое отделение вместе с башней «переезжает» назад, и, благодаря расположению башни в средней части корпуса (а не впереди, как у советских танков), в нее легче было установить мощную длинноствольную пушку, а люк водителя — расположить в крыше корпуса. (У Т-34 и других советских танков над местом водителя уже нависала башня, а люк делали в лобовом листе. Поэтому при попадании вражеского снаряда у нашего танкиста было меньше шансов уцелеть, чем у водителя «Тигра».)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Тигры» ругают и за «нерациональное» размещение броневых листов — почти вертикальное, в то время как в Т-34 и КВ они расположены под углом. Неужели Эрвин Адерс не понимал, что от наклонной брони снаряд рикошетит?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На фотографии любого немецкого бронетранспортера, в том числе и тех, которые появились раньше, чем в Германии узнали о Т3−4, видно, что собраны они из расположенных под наклоном броневых листов. Стало быть, немецкие конструкторы знали принципы рикошета, но при создании «Тигра» не воспользовались этим. Дело в том, что в выданном им техническом задании регламентировалась 100-миллиметровая толщина лобовой брони, а к моменту создания танка ее не могла пробить ни одна из существующих пушек врагов. Совсем близко противника не должны были подпускать немецкие артиллеристы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В то же время, вертикальные броневые листы позволили получить максимальный внутренний объем.

Война с комфортом

Конечно, в любом танке времен Второй мировой войны было тесно. Но экипажи «Тигров» работали в более комфортных условиях, чем их коллеги по обе стороны линии фронта. Адерс понимал, что в бою, где многое решает мгновенная реакция экипажа, у измотанных и уставших танкистов меньше шансов выжить.

С самого начала было ясно, что по-настоящему массовой машиной Pz VI не станет: возможности промышленности Германии были ограничены. Стало быть, на ней будут воевать лучшие из лучших, о которых надо особо позаботиться. Так, машинное отделение, где располагался мотор и баки с топливом, было отделено от боевого бронеперегородкой. И если начинался главный кошмар танкистов — пожар, то у экипажа был шанс спастись. Была в танке и система автоматического пожаротушения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вождение танков в те времена было тяжелой работой, требующей высокой квалификации. «Тигр» — исключение. Вместо традиционных рычагов у водителя был штурвал, напоминающий обычный автомобильный руль. Нужно было только поворачивать его — все остальное делали гидравлические сервоприводы. Плавность хода, которой могли позавидовать представительские автомобили, обеспечивалась уникальной конструкцией ходовой части. Расположенные в шахматном порядке переслаивающиеся опорные катки хорошо перераспределяли массу на широченные гусеницы, а независимая торсионная подвеска успешно боролась с колебаниями. (Т-34 с пружинной подвеской так и не смог избавиться от продольных колебаний корпуса, сильно мешающих прицельной стрельбе.) С другой стороны, шахматное распределение катков имело недостатки. Достаточно было «Тигру» несколько часов постоять на морозе, как набившаяся между катками грязь превращалась в монолит. Говорят, наши войска нарочно откладывали атаку до заката, чтобы ударить по морозцу, когда «Тигры» обездвиживались.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Принято считать, что «Тигр» был тяжелым и неповоротливым. Тяжелым — да. Но маневренность была превосходной, что и использовал в бою Михаэль Виттман. Башня «Тигра» вращалась медленно (полный оборот за 1 мин), но по команде Виттмана водитель поворачивал в нужную сторону весь корпус. На нейтральной передаче при вращении гусениц в разные стороны танк мог развернуться на месте.

Вне полей сражений на свет вылезали недостатки: почти 57 т веса — проблемы с преодолением мостов, с эвакуацией подбитых машин; большие габариты — трудности с перевозкой по железной дороге; сложность механизмов отзывалась множеством поломок. Но боевые качества искупали все. Так почему же эти чудо-машины не сумели переломить ход военной кампании?

Музейный экспонат

При всем своем техническом совершенстве, «Тигр» был чрезвычайно сложен в производстве. Цена одного танка достигала 800 тыс. рейхсмарок — за эти деньги можно было купить три истребителя Messerschmitt Bf-109. Поэтому за всю войну «Тигров» было выпущено всего 1350. Для сравнения — тираж основного противника «Тигра» Т-34 составил около 70 тыс. Вот такая арифметика.

8 августа 1944 года Михаэль Виттман принял свой последний бой. «Тигр» попал в окружение, с разных сторон его атаковали американские «Шерманы». Три удачных попадания в башню с близкой дистанции — и экипажа Виттмана больше нет.

За свою карьеру немецкий ас уничтожил 138 танков, большую часть — на «Тигре». По странному совпадению в том же августе 44-го, когда погиб Виттман, выпуск «Тигров» был прекращен. Вместо них в войска стал поступать Tiger II, или «Королевский тигр», — уже совсем другая машина. Он по всем показателям был мощнее предшественника, но не обладал и десятой долей его грозного имиджа. После окончания войны немногие уцелевшие «Тигры» пошли на переплавку. Из всех выпущенных Pz VI до наших дней сохранились лишь пять. Один из них можно увидеть в Танковом музее в Кубинке.

feel-in-95-06
feel-in-95-06 15 Мая 2010, 13:05
Если на Т-4 навесить противокумулятивные экраны, издалека его перепутать очень легко!!!
kopeykindima
kopeykindima 08 Мая 2010, 13:05
2v0vam "Основными противниками тигров были ИС-2, ИС-3, САУ." А что ИС-3 много с тиграми повоевали?))))
stroygaz.oks22
stroygaz.oks22 16 Апреля 2010, 11:04
stiv спасибо за ссылку
stroygaz.oks22
stroygaz.oks22 16 Апреля 2010, 11:04
интересная статья. когда учился на военке запомнил, что говорили обучающие нас танкисты. наиболее грозным соперником они называли танки немецкие - "Леопард" и израильские.
Black Dromedary
Black Dromedary 29 Июля 2009, 23:07
А вот я читал, касательно выбора трансмиссии, что вариант Порше был отвергнут не из-за технологических трудностей (к тому времени, никаких трудностей в электротрансмиссии не было), а из-за крайнего дефицита меди и электротехнических сталей в военное время (вот только забыл источник, вспомню - напишу). Кстати, потом Порше применил-таки эту конструкцию на Элефанте, специально не интересовался в литературе, но спонтанно не встречал жалоб на ее работу. Может, кто читал про нее - напишите! Лично мое (скромное) мнение (основанное лишь на аналогиях, естественно - ни Тигра, ни Элефанта не обслуживал в полевых условиях!) - так грамотно сконструированная электротрансмиссия (а уж Порше не дурак был!) по всем параметрам превосходит механику, в т.ч., и в полевых условиях (гораздо ПРОЩЕ и надежнее в устройстве, эксплуатации и ремонтопригодности, а также обладает значительно большим ресурсом, причем, чем больше мощность - тем заметнее преимущества, пример - тепловозы). Причина здесь проста - чем меньше движущихся деталей - тем надежнее. Что касается уровня персонала - особой подготовки не требуется, всему можно научить механика за пару-тройку суток. Забавная справка - трофейные приводные двигатели с Элефанта благополучно работали в г.Темиртау, Карагандинской области, на заводе СК (синтетического каучука, построенного, кстати, во время войны, для обеспечения страны этим самым каучуком, затем, году в 1981, название завода было изменено на п/о "Карбид", затем, после мишкиной эпохи и обретения самостийности от России - еще на что-то), в известковом цехе В-7-9-11, еще в начале 80-х годов, никаких "жалоб и предложений" на германскую конструкцию не поступало, хотя все это время они работали просто в адской и химически агрессивной пылище! К сожалению, сейчас я там не работаю, и фотографии изделий выложить не могу. (также, на заводе имелось немало трофейных металлообрабатывающих и намоточных станков - забавного вида! А еще, на складе завода имеется автотрансформатор забавного вида, трофейный, виден из-за заводской территории, ранее стоял на карбидной печи старого карбидного цеха, по заводской легенде - сам по документам не проверял, врать не буду - который ранее стоял на крематории Аушвица. При случае, если буду в тех краях - сфотографирую через заводской забор).
samsonovig
samsonovig 23 Июля 2009, 20:07
"В 41 году это были устаревшие танки, выводимые из боевых частей. Основными в тот момент были как раз Т3 и Т4." В 41 году у немцев было много всякого барахла типа Т-2 и даже танкеток Т-1, так что Т-35/37 не были худшими, к тому же это не чисто немецкие, а захваченные чешские танки. "Это КВ не был серьезным противником. Та же пушка что у Т34 но при этом тяжелее и медлительнее. Была даже выпущена облегченная модификация КВ-1с, с более тонкой броней. С начала 42 года его лобовая броня уже на представляла проблемы для танковых и противотанковых пушек. Т4 тяжелым никогда не был, для справки." в 41-м году на Т-3/4 устанавливались короткоствольные "пукалки" (на Т-3 калибра 50 мм, на Т-4 - 75 мм), чтобы подбить КВ из короткостволной 75-мм пушки, надо сильно постараться. Уже позднее, для борьбы с советскими Т-34 и КВ-1/2 на Т-4 стали устанавливать длинноствольные орудия, которые, действительно, в купе с отличной немецкой оптикой стали большой проблемой для советских танкистов. Для справки - Т-4 создавался как тяжёлый танк, и в ранних документах именуется как тяжёлый, позднее - средний.
samsonovig
samsonovig 23 Июля 2009, 15:07
Случай был действительно под Ленинградом, но танка было именно три (сейчас уже не могу дать фамилии командиров экипажей и количество подбитых танков). Насчёт ЛЁГКИХ танков Pz 35,38. В 1941 это были далеко не худшие немецкие танки. Средние танки T-III и тяжёлые T-IV также не были серьёзными противниками для КВ. Правда, немцы не были бы немцами, если бы не придумали противоядие - кумулятивные снаряды прожигали лобовую броню КВ и жгли экипаж. А на Курской дуге, где впервые наша армия столкнулась с "Тиграми", с ними успешно боролись зверобои СУ-152, а также 152-мм гаубицы прямой наводкой. А насчёт травы- это вы зря, может вы ещё и колитесь ? :-)
samsonovig
samsonovig 22 Июля 2009, 21:07
Не нужно преувеличивать немецкий гений и нашу бездарность. Еще в начале войны бывали случаи, когда тройка тяжёлых танков КВ уничтожала целые немецкие танковые колонны, а ничего подобного у немцев в то время не было, и пробить 80 - мм броню КВ они не могли. Наши танки могли беспрепятственно выходить на позиции немецких "проитвотанковых" батарей и давить их гусеницами, а в листовках для немецких солдат был описан самый действенный способ борьбы с русскими Т-34 и КВ-1 - забраться на башню танка с ведром бензина, облить его и поджечь. За этот подвиг немецкий "герой" отправлялся в недельный отпуск. А потом появились ИС-2...
vbf
vbf 05 Марта 2009, 18:03
2 Владимир Ну, подвеску Кристи я бы чудом не назвал. Один из самых неудачных элементов конструкции Т-34. После него её советском танкостроении больше не применял, да и в мировом, по-моему, тоже. Уже на Т-34М, спроектированном в 1941 г. стояла торсионная, так же, ка на КВ, ИС-ах, Т-44 и всех последующих танках.
argentino
argentino 04 Октября 2014, 15:10
ага
Загрузка статьи...