РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хлыст Посейдона: Суперторпеда

Технотриллеры Тома Клэнси и голливудские фильмы навязывают читателям и зрителям мнение, что тактика подводной войны напоминает неторопливую шахматную партию. Однако эти представления давно устарели
Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Секретное оружие

Дело в том, что российский подводный флот уже с конца 1970-х годов располагает оружием, по сравнению с которым обычные торпеды и обычная тактика настолько же архаичны, как лук и стрелы по сравнению с автоматами и пулеметами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые упоминания об этом российском оружии в прессе были связаны со шпионским скандалом вокруг Эдмунда Поупа: он якобы пытался приобрести чертежи секретной суперторпеды. До того момента широкой публике не было известно о ней практически ничего (впрочем, и сейчас информации совсем немного) — даже ее название («Шквал») мало что говорило непосвященным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Между тем, «Шквал» — оружие не новое. Разработки скоростной торпеды начались в 1963 году, а через год состоялись первые пуски прототипов на озере Иссык-Куль. Потребовалось еще 13 лет, чтобы доработать конструкцию, и в 1977 году на вооружение ВМФ СССР поступила скоростная ракета-торпеда «Шквал» (ВА-111). Однако, несмотря на столь почтенный возраст, до сих пор оружие не имеет аналогов, а многие детали остаются секретными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подводные «болиды»

Уникальность суперторпеды — в скорости. Однако разница между «Шквалом» и обычными торпедами огромна — такая же, как между болидом «Формулы-1» и Ford T: их максимальная скорость отличается во много раз. Скорость обычных торпед составляет 60−70 узлов, в то время как «Шквал» может развивать под водой скорость 200 узлов (370 км/ч, или 100 м/с) — абсолютный рекорд для подводного объекта.

В воде развить такую скорость непросто: мешает сопротивление среды — под водой оно примерно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Для разгона и поддержания столь большой скорости торпеде требуется огромная тяга, ее нельзя получить от обычных двигателей и реализовать с помощью гребных винтов. Поэтому в качестве движителей «Шквал» использует ракетные ускорители. Стартовый ускоритель — твердотопливный, с тягой в несколько десятков тонн, он разгоняет торпеду до крейсерской скорости за 4 секунды и затем отстреливается. Далее начинает работать маршевый двигатель. Он тоже реактивный, на гидрореагирующем топливе, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя использует забортную воду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако даже реактивным двигателям не под силу постоянно преодолевать сопротивление водной среды на такой огромной скорости. Изюминка «Шквала» — в эффекте суперкавитации. На самом деле, «Шквал» — скорее ракета, чем торпеда (иногда его так и называют — «ракета-торпеда»), и она не плывет, а летит в газовом пузыре (каверне), который сама и создает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как работает суперкавитация

В носовой части ракеты-торпеды «Шквал» расположена специальная деталь — кавитатор. Это эллиптической формы плоская толстая пластина с заточенными краями. Кавитатор немного наклонен к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении определенной скорости (около 80 м/с) вблизи края пластины кавитация достигает такой интенсивности, что образуется гигантский «пузырь», обволакивающий торпеду. При этом гидродинамическое сопротивление движению значительно уменьшается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле, одного лишь кавитатора недостаточно, чтобы получить каверну нужного размера. Поэтому в «Шквале» используется дополнительный «наддув»: сразу за кавитатором в носовой части расположены отверстия — дюзы, через которые каверна «наддувается» от отдельного газогенератора. Это позволяет увеличить каверну и охватить весь корпус ракеты-торпеды — от носа до кормы.

Обратная сторона медали

Революционные принципы, положенные в основу конструкции «Шквала», имеют и свою обратную сторону. Одна из них — невозможность обратной связи, а стало быть, и отсутствие системы самонаведения: излучение гидролокаторов не может «пробить» стенки газового пузыря. Вместо этого торпеду программируют до запуска: в систему управления вводят координаты цели. При этом, разумеется, учитывают упреждение, то есть рассчитывают вероятное местонахождение цели в момент поражения торпедой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Шквал» не умеет и поворачивать. Торпеда движется строго по прямой к заранее рассчитанной точке встречи с целью. Система стабилизации постоянно отслеживает положение торпеды и ее курс и вносит коррективы с помощью выдвижных рулей, едва касающихся стенок «пузыря», а также за счет наклона кавитатора — малейшее отклонение грозит не только потерей курса, но и разрушением каверны.

Замаскировать запуск «Шквала» невозможно: торпеда издает сильнейший шум, а газовые пузыри всплывают на поверхность, образуя отлично видимый след. Один из разработчиков, присутствовавший при испытаниях на озере Иссык-Куль, сказал нам: «На что похож запуск "Шквала"? Представьте себе, как будто бог морей Посейдон взял в руки хлыст: свист и грохот, а затем очень быстро убегающий вдаль прямой, как стрела, след от хлыста на водной глади».

Убийца авианосцев

Американцы иногда называют «Шквал» (впрочем, наряду с другими видами вооружений — ракетами «Гранит», например) «убийцей авианосцев». Действительно, одна из возможных задач «Шквала» — выведение из строя авианосца или даже всей авианосной группы (боеголовка торпеды предполагалась ядерной). Ведь, несмотря на отсутствие скрытности и «прямолинейность», уйти или защититься от «Шквала» (а тем более — от залпа двух таких торпед) практически невозможно: за 100 секунд подводного «полета» к цели крупное судно или подводная лодка не успеют ни изменить курс (или хотя бы погасить набранную скорость), ни принять какие-либо контрмеры. В результате погрешность попадания «Шквала» не превышает 15−20 м, что при такой мощной боеголовке смертельно.

serzsh
serzsh 30 Апреля 2010, 18:04
Евгений Ч Зачем тогда торпеду программировать? Наверно, сначала торпеда выходит в заданную точку, наводится на заданное направление, а уж потом - прямой наводкой. К тому же наверняка работает и самонаведение - до запуска ускорителя.А вот задать торпеде параметры цели и точку запуска ускорителя - сам Бог велел.
stroygaz.oks22
stroygaz.oks22 16 Апреля 2010, 11:04
при пуске такой торпеды подлодка обнаруживает себя. в случае промаха она будет уничтожена ответным ударом. но с другой стороны действительно гроза авианосцев. похоже на противостояние танк - пехотинец с РПГ. соотношение стоимости вооружения тоже имеет роль.
alavrischev
alavrischev 09 Июля 2009, 18:07
А что касается неуправляемости. За ~100 секунд (при расстоянии 10 км) крупная цель изменить курс не успеет. Хотя линейность курса может дать возможность для перехвата, произведением на ее пути достаточно сильного взрыва в момент приближения.
alavrischev
alavrischev 09 Июля 2009, 18:07
Принцип суперкавитации уже обкатывают немцы. Компания Diehl BGT Defence разрабатывает или уже испытывает (затрудняюсь определится) свою "Барракуду". Американцы ведут разработку ракето-торпеды. В французском фильме "Курск" - субмарина в мутной воде" говорилось о том, что технология "Шквала" была продана Канаде. Да и на самом деле трудно поверить, что такое уникальное оружие никто не попробует создать у себя. По-этому наш козырь именно провереность временем и отлаженые технологии производства.
Николай
Николай 30 Апреля 2009, 23:04
ps.намного интереснее крутящаяся бомба.первые ее изобрели Англичане,но немцы довели до ума.Ета бомба сбрасываалась с самолета,раскручивалась до 1000 об/мин и как лягушка прыгая по воде шла к цели. несмог удержаться "Сообщение русского новостного агенства - Товарищи! китайцы вероломно сбросили на сибирь атомную бомбу! погиб 1 охотник тунгус и 2 оленя. потом сообщение китайского новостного агенства - Русские варвары сбросили на пекин резиновую бомбу! 10 000 жителей погибло - бомба ещё прыгает."
lyberci
lyberci 24 Марта 2009, 18:03
кстати внесу свою лепту,еще немцы во время второй мировой войны разрабатывали проэкты летающих торпед,только сбрасывали их с самолетов бомбандировщиков,в начале торпеда была как ракета,пролетала несколько километров,затем падала в воду(стабилизаторы делали из фанеры и при ударе об воду они ломались и ракета превращалась в торпеду),затем включался электродвигатель и она плыла к к кораблю противника.Таких разработок у немцев было много, мне щас просто не хочется копаться в книгах,но если интересно могу посмотреть названия,характеристики. ps.намного интереснее крутящаяся бомба.первые ее изобрели Англичане,но немцы довели до ума.Ета бомба сбрасываалась с самолета,раскручивалась до 1000 об/мин и как лягушка прыгая по воде шла к цели.
viktorius64
viktorius64 22 Сентября 2014, 20:09
Вот у меня вопрос.... С чего это кавитация является препятствием для прохождения радиоволн?
Загрузка статьи...