РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как устроен «Охотник»: Ми-28Н или Apache?

Разбираем почти по винтику основной ударный вертолет современной армии России, Ми-28Н «Ночной охотник». И проверяем, что может противопоставить ему американский Apache.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После того, как Ми-28Н «Ночной охотник» был выбран в качестве основного ударного вертолета российской армии, его очень любят сравнивать с американским конкурентом, АН-64 Apache. Действительно, это две очень близкие машины. Даже внешне они похожи. И «Охотник», и Apache построены по одновинтовой схеме, несут неубирающееся шасси, по паре двигателей по бокам фюзеляжа, Х-образные рулевые винты на хвосте.

Но если начать разбираться в деталях, выплывает и масса отличий. Начнем же разглядывать Ми-28Н — а для ориентации можно поглядывать на иллюстрацию слева, где все узлы, о которых мы говорим, пронумерованы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1. Несущий и рулевой винты

Винт диаметром 17,2 м выдерживает попадание 30-мм снарядов. В сравнении со своим предшественником Ми-28А, винт «Охотника» обладает стреловидными законцовками и более совершенным редуктором, который передает на него с двигателей большую мощность, обеспечивая более высокую скорость полета.

Считается, что 5-лопастный винт «Охотника» эффективнее 4-лопастного Apache, что особенно заметно на малых скоростях и позволяет делать вертолету фигуры высшего пилотажа, включая мертвую петлю, иммельман и бочку.

Рулевой винт расположен в хвосте. Он 4-лопастной, образован парой 2-лопастных стеклопластиковых винтов. Углы схода лопастей снижают уровень шума.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. Силовая установка

Ми-28Н тяжелее Apache почти на 3 тонны, но более мощные двигатели компенсируют это с лихвой. Отношение мощности к взлетному весу у него оказывается лучше. Газотурбинные двигатели мощностью по 2200 л.с. обеспечивают максимальную скорость полета в 324 км/ч и крейсерскую — в 265 км/ч. Сравните: у Apache максимум — 365 км/ч, зато крейсерская — ровно те же 265 км/ч.

Топливо заливается в мягкие баки общей емкостью 1900 л с латексным самозатягивающимся протектором. Этого достаточно для практической дальности полета в 460 км, а при установке дополнительных баков для перегона — до 1100 км.

В верхней части фюзеляжа, за несущим винтом имеется вспомогательная силовая установка (ее на картинке не видно) с отдельным двигателем для привода систем и запуска основной силовой установки. Кстати, «Охотник» способен нормально лететь и при полном отказе одного из двигателей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. Кабины экипажа

Экипаж — 2 человека, посадка тандемная. Системы управления вооружением установлены в кабине штурмана-оператора, полетом — в кабине летчика. За кабиной экипажа расположен технический отсек, где можно (если понадобится) разместить еще 2 человек. Немаловажно то, что у Apache площадь остекления больше. Кроме того, его стекла чуть выпуклы, что снижает появление бликов, мешающих работе с бортовыми приборами.

Кабины защищены облегченной броней с керамическими наружными плитками, их разделяет бронированная перегородка. Бронированное лобовое остекление выдерживает попадание 12,7-мм пуль, боковое — 7,62 мм.

Вообще, с бронированием у Ми-28Н дело обстоит куда лучше, чем у американского коллеги. На обоих вертолетах применен конструктивный принцип «менее важные узлы прикрывают собой более важные», но «Охотник» может похвастаться и бронированной защитой критических элементов. Борта его выдерживают попадание из 20-мм пулемета. Имеется и другая пассивная защита: постановка дымовой завесы, элементы для обнаружения и отражения лазерного луча, ИК-отражатели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Энергопоглощающие кресла обеспечивают спасение экипажа на малой высоте, а на большой можно использовать парашюты. Если катастрофа случается на высоте более 100 м, с «Охотником» происходит нечто поразительное: вступает в действие система спасения. Отстреливаются лопасти несущего винта, крылья и двери кабин (справа у летчика, у штурмана-оператора — слева). Ремни безопасности (тоже автоматически) перерезаются, а по бокам фюзеляжа надуваются трапы, облегчающие покидание машины.

На малых же высотах все происходит с точностью до наоборот. Ремни притягиваются еще сильнее, надежно фиксируя людей в энергопоглощающих креслах «Памир-К». Вертолет падает, но системы амортизации (см. также раздел про шасси) гасит перегрузку с 50−60 g до вполне безопасных 15−17 g.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. Трехопорное шасси

Неубирающееся шасси 11х2,3 м. Отсутствие механизмов складывания шасси позволило сэкономить на весе вертолета. Передние колеса оснащены амортизаторами, которые снижают перегрузки от удара о землю. Вместе с другими энергопоглощающими элементами конструкции они способны снизить до «физиологически приемлемого» уровня удар от падения со скоростью 12 м/с.

5. БРЛС «Арбалет»

Как сказано в одном обзоре, «Ми-28Н — современная машина, имеющая на борту все органы ощущения и все мыслительные свойства, характерные для человека». Именно современная бортовая РЛС делает Ми-28Н оружием самого современного уровня, позволяя выполнять боевые задачи в любое время суток (даже при отсутствии света звезд) и в любых погодных условиях, на предельно малых высотах (5−15 м), автоматически огибая рельеф местности. К примеру, одинокого человека она разглядит с полукилометра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Арбалет» обеспечивает обнаружение, измерение координат и распознавание движущихся наземных, надводных и воздушных целей, ведет картографирование маршрута полета. Бортовая РЛС скрыта под надвтулочным обтекателем несущего винта, что дает экипажу еще одно преимущество. Для наблюдения за противником из складок местности можно даже не высовываться, достаточно высунуть из-за укрытия «макушку». БРЛС у Apache расположена точно так же, только обтекатель на вид более сплюснутый. Именно она дает второе название его последним модификациям — Longbow, «длинный лук».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

6. Обзорно-прицельная система

Комбинированная стабилизированная обзорно-прицельная система с оптическим, тепловизионным, телевизионным и лазерным каналами наблюдения. Позволяет вести наблюдение и обеспечивает наведение на цель управляемых ракет и пушки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Компьютер, в который занесены данные о рельефе местности в районе боевых действий, автоматически формирует трехмерное изображение того участка, где в настоящий момент находится вертолет. Информация может уточняться через инерциальную и спутниковую навигационные системы, систему навигации по физическим полям Земли. Все они интегрированы с нашлемными системами целеуказания и индикации и с многофункциональными ЖК-дисплеями (по 3 в каждой кабине).

Итак, сведя воедино данные картографии, тепловизоров и радиолокации, компьютер в удобном выводит на экраны экипажа изображение текущей обстановки (на самом деле, компьютеров на «Охотнике» немало — 3 только основных, не считая вспомогательных). Параллельно с разных каналов информация подается в систему автоматического распознавания целей. Информация по целеуказанию может поступать и от внешних источников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

7. Крылья

Крыло малого удлинения (4,9 м). Разгружает несущий винт и служит для крепления вооружения, дополнительных топливных баков, другого оборудования. Для этой цели на каждом крыле имеется 4 узла подвески и по контейнеру на конце.

8. Несъемная пушка

Модифицированная 30-мм танковая пушка 2А42 на несъемной подвижной пушечной установке (НППУ) 28Н. НППУ с электрическим приводом позволяет пушке разворачиваться в горизонтальной плоскости на 110 градусов, по вертикали на 13 вверх и на 40 вниз.

Боекомплект 250 снарядов, причем они полностью унифицированы с обычной пушкой сухопутных войск. Тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасный) можно менять прямо во время боя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Масса и начальная скорость снаряда выше, чем у установленной на Apache пушки M230 Chain Gun. Зато точность стрельбы оставляет желать лучшего. Установленная в носу, далеко от центра масс тяжелая пушка создает большую отдачу, снижая точность работы, особенно на больших углах поворота.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

9. Подвесное вооружение

Здесь разнообразие весьма широко. Это могут быть противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), как на иллюстрации. А кроме того — масса другого «оборудования».

• До 16 ПТУР системы «Атака-В». Сверхзвуковые высокоточные ПТУРы (потомки известной системы «Штурм») наводятся на цель по радио, что в некоторых случаях (например, в условиях задымленности или в тумане) существенно эффективнее лазерного наведения. Они способны поражать танки с динамической защитой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

• До 8 управляемых ракет «Игла-В» класса «воздух-воздух». Эти сверхзвуковые ракеты предназначены для обороны от вертолетов и самолетов противника и работают в режиме «выстрелил — и забыл».

• Той же цели служат до 4 блоков неуправляемых авиационных ракет (НАР): до 128 НАР калибра 57 мм, 80 НАР калибра 80 мм, или 20 НАР калибра 122 мм. Это — идеальное средство для «добивания» противника после того, как весьма дорогие и высокоточные управляемые ракеты вывели из строя его средства ПВО. Дешевые и многочисленные НАРы заканчивают дело, расстреливая наземные сооружения, склады, ангары, живую силу и проч.

• До 2 пушечных контейнеров с 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23Л. В отличие от основной, эти пушки крепятся неподвижно, и для прицельного огня из них придется разворачивать весь вертолет.

• До 2 универсальных контейнеров малогабаритного груза — к примеру, с оборудованием для постановки минных заграждений.

• Бомбы по 250 и 500 кг.

Пара слов в конце

Считается, что на бумаге «Охотник» и по летным характеристикам, и по живучести, и по удобству использования, и по вооружению часто превосходит Apache. Будем надеяться, что это преимущество так и останется «теоретическим», и эти две совершенные машины убийства не схлестнутся в реальном бою.

Тем более что итог этого боя далеко не столь очевиден. Ми-28Н еще ни разу не использовался масштабно в настоящей войне, тогда как Apache участвовал и участвует во множестве небольших и довольно крупных конфликтов, которые вели и ведут США и их союзники. За это время в нем было найдено и устранено великое множество недостатков, которые учтены в самых современных модификациях этого вертолета.

digbus
digbus 16 Октября 2010, 17:10
а где на Апаче стоит Вулкан? там стоит авиационная пушка 30 мм, как справедливо заметили ранее M230 Chain Gun (625 выстр./мин) на нашем же стоит аналогичная танковая устанавливающаяся на брдм ,бмп ,кажется даже на бтр поставить хотели,и она вполне успешно гасит даже хвалёный Абрамс (правда при попадании в моторный отсек,слабая бронировка),а с Акулой сравниватьМи 28 глупо,машины разнотипные,вы же не сравниваете снайпера и штурмовика,хотя обе машины великолепны в своём классе.......
skybuls
skybuls 08 Сентября 2010, 09:09
АК-47 а ты откуда про Акулы в Моздоке знаешь? Они вообщето и на Северном стояли.И работали. Прикрывали их конечно, но они все же летали. Про Ми-28(это чисто мое мнение) ГАВНО МАШИНА и уже устарела. Чем хвалится то? то что он делает фигуры высшего пилотожа. и что? после такого полета нужно всю несущую систему менять. А пилоты, кто им нах разрешит эти фигуры крутить? Вот в буденновск их счас ставят. Кореша мои об них не в лучшую сторону отмечают.
skybuls
skybuls 08 Сентября 2010, 09:09
АК-47 а ты откуда про Акулы в Моздоке знаешь? Они вообщето и на Северном стояли.И работали. Прикрывали их конечно, но они все же летали. Про Ми-28(это чисто мое мнение) ГАВНО МАШИНА и уже устарела. Чем хвалится то? то что он делает фигуры высшего пилотожа. и что? после такого полета нужно всю несущую систему менять. А пилоты, кто им нах разрешит эти фигуры крутить? Вот в буденновск их счас ставят. Кореша мои об них не в лучшую сторону отмечают.
098098
098098 20 Марта 2010, 02:03
Вообще в то, что Российская военная техника лучшая можно верить (поддавшись пропаганде) до тех пор пока сам не столкнёшься с её производством. Не даром и премьер и минобороны уже не раз высказывали недовольство по поводу качества вооружения, а минобороны всё чаще посматривает в сторону закупки иностранного вооружения и их претензии к российскому оружию небезосновательны.
098098
098098 20 Марта 2010, 02:03
Ми-28 разработка 80-х годов. Имея непосредственное отношение к изготовлению пушечной установки НППУ-280 могу сказать- это полная архаичность, а о качестве изготовления и говорить не хочу. Близко сталкиваюсь и с самим вертолётом- качество просто ужас. БРЛС "Арбалет" не установлена ни на один вертолёт её так и не довели до ума. Всё что сказано в описании вертолёта это только на бумаге и с действительностью не имеет ничего общего.
walther.kelevra
walther.kelevra 09 Ноября 2009, 17:11
Принятие на вооружение МИ-28Н шаг назад в 80-е тяжелый неповоротливый, с низкой скороподъемностью, и крейсерской скоростью, Соосная схема на вертолетах будущее, даже американцы склоняются к ней Абсолютно по всем параметрам КА-52 превосходит МИ-28Н честной конкуренции на тендере не было так же как в 74 году Калашников выиграл со своим АК-74 из за которого наша армия до сих пор вооружена Устаревшим оружием,
ruskijmedved2008
ruskijmedved2008 22 Октября 2009, 22:10
Есть еще такая фиговина,как Ка-60.По функциональности он не уступает "Акуле"(Ка-52).По сути дела,"Касатка"(Ка-60) является продвинутым вариантом "Акулы",несет на себе усиленный движок,и горы аппаратуры,которая помогает вертушке работать посвоему прямому назначению-координировать целый отряд "Акул",наводить их и руководить ходом боевого столкновения."Касатка" все же может и сама огрызнуться:несет на себе почти полный арсенал.
stranger_chel
stranger_chel 15 Сентября 2009, 17:09
2 ликбез А вообще,вот ссылка<a href=" http://www.techinsider.ru/article/902-ubiytsyi-s-propellerom/">[ссылка]</a> Здесь многое сказано о соперничестве Миля и Камова
stranger_chel
stranger_chel 15 Сентября 2009, 17:09
2 VladDon Про Ми-24 вообще вопросов нет. Для совего времени он был, на мой взгляд, одним из лучших вертолетов. Да и сейчас его рановато списывать со счетов. А вот по поводу "Булавы" - не согласен. Еще когда только начинались разговоры о ее разработке, специалисты ГРЦ им. Макеева уже тогда предупреждали о предстоящем провале МИТа. Проблема, напомню, прохождение барьера вода-воздух твердотопливной ракетой. Как бы то ни было, в ГРЦ имеется опыт для его преодоления, пусть и ракетами на жидком топливе, понятно, что ТРД и ЖРД отличны, но наработки то уже имеются. 2 ликбез "Тот же Ка-52 на самом деле заметно уступает Ми-28Н по маневренности, бронезащите, степени отработанности, общему количеству выпущенных машин, а превосходит Ми-28 он только по стоимости." Да вот не уступает Ка-52 ни по маневренности, ни по скорости. Количество выпущенных машин опеределяется объемами пролоббированного финансирования. Ну вот нет у Камова "тягача" в правительстве. Согласен с kilgortrout, что сложногсть конструкции Ка превосходит Ми. С другой стороны и "заточка " вертолета под другие задачи.
stranger_chel
stranger_chel 11 Сентября 2009, 19:09
Кстати, в продолжение предыдущей моей записи от имени "reguser", когда МИТ брался за разработку "Булавы", уже тогда предупреждали, что ничего у них не получится. Теперь у нас есть офигенное "ружье" в виде "Юрия Долгорукого", но нет патронов к нему. Пародокс. Будем вооружать подлодку булавами, по 30 штук на каждого члена экипажа и вводить занятия по обращению с ней. Снова грустно...
artemikus
artemikus 13 Августа 2009, 20:08
Отличный вертолет с отличными характеристиками, только вот к тому времени когда его начнут поставлять в наши ВВС он устареет. К примеру на вооружении ВС Росии до сих пор нет ни одной Черной акулы&#40;ка-50), он есть только на службе обеспечения безопасности президента РФ. МИ-28 далеко не новый вертолет, но тем не менее до сих пор не поступил в наши ВВС по дововольно банальной причине-нет денег на авиацию.....
alavrischev
alavrischev 10 Августа 2009, 21:08
C камовскими машинами пока не знаком. К сожалению (м.б. в след. году). Но почитате пожалуйста "Русский Репортер" "Комплекс оборонки" (Ссылка от Дмитрия Зотьева). Просто не могу найти эту статью в интернете. В формате mht сохранил, если надо вышлю. Но в этой статье важно, что это не мнения каких-нибудь журналистов, а слова тех, кто непосредственно занимается нашим вооружением
alavrischev
alavrischev 10 Августа 2009, 00:08
Дмитрий Зотьев Твердых политических взглядов не имею! Я имел ввиду вашу оценку габаритно массовых хар-к ББ для Тополя-М. Реальность куда интереснее. И если когда-нибудь сведеня станут открытыми, то очень многие инженеры удивятся. Но это уже совсем оффтоп. Я участвовал в наземных испыианиях Ми28-Н. Общался с разработчиками и пр. Из того что мы можем сделать для массового применения в войсках, Ночной Охотник - лучший вариант. И еще долго будет лучшим. Вооружение - ерунда. На подвеску еще много различных вариантов кроме перечисленых в статье. Интересен был подход к комплектации - взаимозаменяемость с вооружением СВ. И, повторюсь, системой спасения экипажа Апач похвастаться не может. А это серьезный шаг для наших (в коем-то веке задумались о людях).
alavrischev
alavrischev 09 Августа 2009, 22:08
Дмитрий Зотьев Уважаю Вас как собеседника, но обсуждать возможности оснащения МБР различными типами ГЧ - это просто не советую. Ни в каких, даже самых официальных открытых источниках вы не найдете более менее правдивой информации. И никакие самостоятельные попытки расчетов не приведут Вас к достоверному результату.
alavrischev
alavrischev 09 Августа 2009, 22:08
Видимым преимуществом МИ-28Н является наличие системя спасения экипажа. И это не оспорить. В бою он совершенно не обкатан. До сих пор проходит гос испытания. По этому все заявления о ТТХ и прогнозируемой боевой эффективности - только бумага. Вообще сведения о ТТХ ВВТ вещь очень интересная. официально публикуемые данные могут сильно разнится с реальностью как в одну, так и в другую сторону. Это связано и с ЗГТ и с неправильным пониманием самих цифр людьми. например для одной из МБР была оофициальная цифра: "точность до 100м". Принялись говорить красивую фразу: "Попадет в круг диаметром 100 метров". Что не соответсвует действительности.
jur_kak
jur_kak 07 Августа 2009, 16:08
Какая машина лучьше, сейчас сложно сказать, потомучто как и сравнивать коротиска против боксёра, тоже самое...
rodi83
rodi83 01 Августа 2009, 00:08
авиатор Турция закупила в 2002 году около 60 вертолетов Ми-28, а как известно Турция член НАТО, так почему же предпочтение было отдано именно этому вертолету а не апачи?
shumej
shumej 30 Июля 2009, 01:07
Для справки: В "Рембо" никогда не было МИ-24, был Aerospatiale SA 330 с приделанными крылышками и красными звездами. Настоящий советский боевой вертолет обошелся бы киношникам СИЛЬНО дороже.
shumej
shumej 29 Июля 2009, 01:07
А можно поподробнее про "катапультируемые кресла"?
Загрузка статьи...