В Первой мировой войне самолеты использовались не так, как сегодня: вы ни за что не догадаетесь

Самолеты в войне не всегда выполняли роль орудий, поражающих цель с воздуха. В Первую мировую эти средства только начали появляться и их использовали совсем не так, как стали позже.
В Первой мировой войне самолеты использовались не так, как сегодня: вы ни за что не догадаетесь
Getty Images

Сегодня самолеты используются как один из основных видов войск в войне, однако, так было не всегда. В ходе Первой мировой у этих «железных птиц» были другие предназначения

К началу Первой мировой войны самолет просуществовал немногим более десяти лет, но обе стороны конфликта быстро осознали преимущества создания летающих боевых машин и на протяжении всей войны неустанно работали над созданием более быстрых, больших и смертоносных истребителей и бомбардировщиков. Концепция «превосходства в воздухе» была неслыханной до 1914 года, но победа в войне в небе чуть позже стала тактической необходимостью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самолеты для разведки

Главной ролью авиации в Первой мировой войне была разведка. Воздушные шары использовались военными уже более ста лет. Они позволяли увидеть поле боя с высоты птичьего полета, и применялись, в том числе, во время Гражданской войны в США. Но самолеты Первой мировой войны могли залетать глубоко в тыл врага, отслеживать передвижения войск и составлять карты местности.

Первые немецкие самолеты использовались для разведки
Первые немецкие самолеты использовались для разведки
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вскоре на разведывательных самолетах были установлены камеры, делающие десятки аэрофотоснимков, которые затем совмещали для создания панорамных карт поля боя. Эти все более резкие и увеличивающиеся изображения давали полевым командирам беспрецедентную разведывательную информацию для размещения артиллерии и планирования передвижений войск.

Первые воздушные бои

В начале Первой мировой войны разведывательные самолеты были такой новинкой, что вражеские пилоты махали друг другу, пересекая линию фронта. Но вскоре до военных дошло стратегическое значение самолетов-шпионов, а вместе с ними пришло и желание сбивать вражеские самолеты. До 1915 года такого понятия как «истребитель» не существовало, но позже военные осознали, что пора оснастить самолеты оружием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ранних стычках медленно движущиеся разведывательные самолеты стреляли друг в друга из табельных пистолетов и винтовок. Наземные экипажи начали устанавливать пулеметы перед позицией наблюдателя, но при помощи них было трудно прицелиться в пропеллер, крылья или стойки.

Прорывным изобретением стало «синхронизирующее устройство», которое позволяло пулемету, установленному спереди на самолете, безопасно стрелять непрерывным шквалом пуль через вращающиеся лопасти винта самолета. Все, что нужно было сделать пилотам, — это нацелить нос самолета на врага и открыть огонь. С тех пор вооружение авиации становилось все более совершенным, самолеты стали маневреннее и война в воздухе стала не менее важной, чем не земле.