Атомолёты: как СССР и США разрабатывали самолеты с ядерной силовой установкой

С развитием атомных энергетических установок и обострением отношений между США и СССР ученые обеих сверхдержав задумались о бомбардировщиках-атомолетах. Перелететь Атлантику без дозаправки и вернуться домой — мечта военных и политиков времен холодной войны. Но ни огромные инвестиции, ни перспективные разработки не смогли развить новое направление в авиации до практического применения. Сложно, дорого и опасно — за два десятка лет разработок проектировщики так и не смогли решить основные проблемы атомолетов, связанные с радиацией.
Атомолёты: как СССР и США разрабатывали самолеты с ядерной силовой установкой

YB-60

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американцы в развитии атомолетов были сильно впереди Советов. Перспективные разработки в этом направлении в Штатах велись еще с середины 1940-х, тогда как в СССР взялись за новое направление только к концу 1950-х. Первый американский прототип самолета с ядерной установкой был построен на базе бомбардировщика Convair YB-60 (по сути глубоко модернизированный B-36) с ядерной установкой порядка 50 мегаватт тепловой мощности. Силовой агрегат был построен по «открытому» типу: горячий воздух от энергоблока поступал по специальным трубопроводам к четырем турбореактивным двигателям GE XJ53 и выбрасывался в атмосферу. Одного воздуха для охлаждения было недостаточно, поэтому систему дополнили водяным охлаждением на основе раствора бора. Для максимальной радиационной защиты экипажа систему установили в заднем грузовом отсеке самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так как «открытые» двигатели довольно сильно загрязняли атмосферу и оставляли большой радиационный след, наряду с ними в YB-60 планировалось использовать и классические турборективные силовые агрегаты. Они трудились во время взлета и посадки воздушного судна, а уже вдали от населенных пунктов и аэродромов подключалась ядерная установка.

NB-36H Crusader

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для изучения воздействия излучения ядерной силовой установки на экипаж и системы самолета американцы построили летающую лабораторию NB-36H Crusader («Крестоносец»). Это все тот же B-36, на котором в задней части фюзеляжа была установлена экспериментальная ядерная силовая установка мощностью всего в один мегаватт. Она имела водяное охлаждение и никак не была связана с силовыми установками самолета: реактор использовался исключительно для изучения воздействия радиации. Кабина воздушного судна весила порядка 12 тонн и была защищена толстенными стальными и свинцовыми плитами.

Во время полетов за NB-36H Crusader следовал другой B-36 с измерительной аппаратурой и отрядом морпехов. В случае аварии десантники должны были оцепить место падения NB-36H и ликвидировать последствия. В общей сложности испытательная лаборатория совершила 47 успешных полетов, десант, к счастью, не пригодился.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ту-95 ЛАЛ

В СССР тоже была своя летающая лаборатория для изучения защиты ядерного реактора, построенная по такому же принципу, что и американский «Крестоносец». С серийного Ту-95 сняли все вооружение, а в заднем отсеке поместили ядерную силовую установку. Экипаж отделяла свинцовая перегородка толщиной 15 см, по всему судну были установлены датчики для фиксации уровня радиации. Как и у американского NB-36H, атомная энергоустановка Ту-95 ЛАЛ использовалась только в качестве источника излучения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1961 году за три месяца испытаний Ту-95 ЛАЛ совершил 34 успешных полета и доказал, что при должной защите ядерная установка может быть установлена на воздушное судно. Однако, проблемы, связанные с ее эксплуатацией и возможные последствия при крушении самолета так и не удалось решить. В итоге через несколько лет с Ту-95 ЛАЛ сняли силовую установку и порезали на металлолом.

М-60

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если бы проект конструкторского бюро Мясищева был реализован, то это был был бы первый в мире атомолет. Проектировщики взяли за основу бомбардировщик М-50, на который планировалось установить четыре ядерных турбореактивных двигателя, работающих по открытому типу. Экипаж защищала толстостенная капсула без какого-либо остекления, а для ориентации предполагалось использовать перископ и РЛС. Тем не менее, из-за сильного радиационного фона М-60 хотели даже сделать беспилотным, а в качестве еще одной альтернативы в экипаж предлагали набирать летчиков околопенсионного возраста. Проблемы были и с наземным обслуживанием самолета, ведь открытый тип энергоустановки нещадно фонил даже будучи в «холодном» состоянии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

М-30

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой советский бомбардировщик с атомной силовой установкой проектировался с учетом всех недостатков М-60. Его шесть ядерных турбореактивных двигателей работали по «закрытому» циклу: передача тепла от реактора к воздуху в двигателях происходила не контактным способом, а через теплоноситель (литий и натрий в жидком состоянии). Плюс сама конструкция агрегатов предполагала, помимо прочего, использование авиационного керосина. Использование подобной силовой установки решало сразу несколько проблем предшественника: для защиты самого реактора и экипажа требовалось меньше усилий, в разы упрощалось наземное обслуживание борта, а радиационный фон и выбросы в атмосферу у М-30 должны были быть в пределах нормы. Несмотря на то, что в Советском Союзе не жалели денег на военные разработки, проект М-30 сочли сверхдорогим и сложным. Атомолет так и остался лишь проектом.