Истребитель МиГ-21: история гениального конструкторского решения

Помните, как 27 февраля 2019 года в воздушном бою над Кашмиром индийский истребитель МиГ-21 Bison сбил пакистанский F-16? Неплохой результат для самолета, который был принят на вооружение шестьдесят лет назад.

В Советском Союзе было разработано очень много образцов оружия, которое оказалось «вневременным». То есть оно исправно выполняет свои функции даже спустя десятилетия после того, как его приняли на вооружение, а также после того, как его с этого вооружения сняли. Истребитель МиГ-21, закупленный в общей сложности 65 странами мира, отправили на покой в большинстве государств. Но как только снова запахло порохом в Кашмире, старичок тут же отличился, отправив в последнее пике американский самолет, практически по всем параметрам его превосходящий. Огромную роль в том уже историческом воздушном бою сыграло мастерство индийского пилота Абхинандана Вартхамана, который бросил пожилой самолет на численно превосходящего противника и сбил пакистанский F-16. Правда, индийский МиГ-21 также был сбит противником на JF-17 Thunder, который... является дальнейшим развитием Миг-21! Вернее, его глубочайшей модернизацией, проведенной в Китае. Что лишний раз доказывает гениальность конструкторских решений, заложенных в свое время в советский боевой летательный аппарат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Многие иностранные фирмы, в частности, израильские и индийские предлагали свои услуги по доработке, установке новейшего оборудования и вооружения легендарного самолёта МиГ-21.
Многие иностранные фирмы, в частности, израильские и индийские предлагали свои услуги по доработке, установке новейшего оборудования и вооружения легендарного самолёта МиГ-21.

Миг-21: история

Разрабатываться самолет начал еще в сталинскую эпоху как истребитель третьего поколения, который обладал треугольным крылом и мог развивать скорость, в два раза превышающую звуковой барьер. Впоследствии истребитель МиГ-21 получил титулы самого массового и самого бюджетного сверхзвукового истребителя в мире, а также крайне ремонтопригодного. По показателю цена-эффективность равного ему не было и, скорее всего, уже не будет. Немалая заслуга в этом главного конструктора машины Анатолия Брунова, который оттачивал свое мастерство еще на МиГ-15.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если б в 1970-е разразилась Третья мировая война без применения ядерного оружия, МиГ-21 однозначно завоевали бы превосходство в воздухе. У стран НАТО тоже были хорошие истребители, но они выпускались куда меньшим тиражом (11,5 тысячи МиГ-21 против 5 тысяч американский F-4 Phantom), поэтому имели все шансы очень быстро «закончиться».

При этом выпуск «Фантомов» оказался чуть ли не в разы дороже: одноместный и однодвигательный советский истребитель весил всего 8730 кг, в то время как масса двухместного и двухдвигательного F-4 превышала 20 тысяч килограммов.

Проектированием, постройкой, испытаниями и доводкой МиГ-21 руководил А. Г. Брунов, вначале имея статус заместителя главного конструктора.
Проектированием, постройкой, испытаниями и доводкой МиГ-21 руководил А. Г. Брунов, вначале имея статус заместителя главного конструктора.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой оппонент – французский однодвигательный и одноместный Mirage III — весил 13 500 кг и подходил на роль прямого конкурента больше, но вряд ли смог бы стать таким же массовым как истребитель МиГ-21. «Французов» выпустили менее полутора тысяч штук, в то время как выпуск «двадцать первого» был налажен в Москве, Горьком и Тбилиси, а в случае полномасштабной войны свои «пять копеек» могла добавить и Чехословакия, где самолет собирался по лицензии.Именно с «Фантомами» и «Миражами» выпало сражаться МиГ-21 в шестидесятые-восьмидесятые годы прошлого века, и советский истребитель показал себя весьма неплохо. Западные эксперты принижали достоинства советской машины, традиционно ровняли под одну гребенку своих асов и, например, гораздо хуже подготовленных арабских летчиков. Будь истребитель МиГ-21 никудышным самолетом, он не выпускался бы по лицензии в Китае, Индии и Чехословакии, на нем не летало бы полмира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

МиГ-21 проделал долгий боевой путь: Вьетнам, арабо-израильские войны, ирано-иракская война, Афганистан, Югославия и последний на сегодняшний день бой – столкновение с пакистанскими самолетами в небе над Кашмиром 27 февраля 2019 года. Создававшийся как истребитель для завоевания превосходства в воздухе, «двадцать первый» немало поработал и по наземным целям, а также зарекомендовал себя с хорошей стороны в качестве разведчика.

Модификация МиГ-21

За долгие годы службы истребитель МиГ-21 неоднократно модернизировался и в настоящее время его индийская модификация Bison уже мало что имеет общего с прародителем, выпущенными в 1960 году. По характеристикам и оснащению МиГ-21 Bison – это самолет уже не третьего, а четвертого поколения, хотя дизайн остался прежним. Разумеется, даже самый совершенный самолет не может вечно оставаться в строю, хотя до сих пор «двадцать первый» так и не снят с вооружения в двадцати странах. Даже в Индии, где ему на смену разработан истребитель Tejas, пока не спешат отправлять ветерана на покой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самая лучшая и совершенная модификация представлена третьим поколением МиГов. Этот вариант получил обозначение МиГ -21 бис и стал единственным в этом поколении.
Самая лучшая и совершенная модификация представлена третьим поколением МиГов. Этот вариант получил обозначение МиГ -21 бис и стал единственным в этом поколении.

МиГ-21 остается непревзойденным истребителем ближнего боя, который вполне способен сражаться с более современными самолетами. Это качество до сих пор ценится всеми летчиками мира. Вне зависимости от развития технологий всегда и везде будет оставаться крайне востребованным оружие, созданное для войны, а не для парадов и презентаций. «Двадцать первый» является образцом именно такого оружия, и это ценное качество позволит ему летать еще как минимум десятилетие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

МиГ-21: характеристики истребителя

Скоростной истребитель МиГ-21 был выпущен в большом масштабе – 11496 единиц. Остановимся на технических характеристиках истребителя:

  • Размах крыла – 7,15 м;

  • Площадь крыла – 22,95 м;

  • Длина самолёта – 14,10 м;

  • Двигатель – ТРДДФ Р-25-300;

  • Тяга на форсаже – 6850 кгс;

  • Тяга максимальная без форсажа – 4100 кгс;

  • Вес пустого самолёта – 5460 кг;

  • Максимальный взлётный вес – 10100 кг;

  • Запас топлива – 2750 кг;

  • Наибольшая скорость на высоте – 2230 км/ч;

  • Скорость у земли – 1300 км/ч;

  • Скорость крейсерского полёта – 1000 км/ч;

  • Наивысшая скороподъёмность – 235 м/с;

  • Практический потолок – 19000 м;

  • Дальность полёта с ПТБ – 1470 км;

  • Дальность полёта без ПТБ – 1225 км;

  • Максимальная перегрузка – 8,5 g;

  • Экипаж – 1 чел;

  • Стрелковое вооружение – 23-мм пушка ГШ-23Л;

  • Точки подвески – 5;

  • УР «воздух-воздух» – Р-3С, Р-3Р, Р-13М, Р-13М1, Р-60, Р-60М;

  • УР «воздух-поверхность» – Х 66;

  • Неуправляемые ракеты – калибр 57 и 240 мм;

  • Бомбы – общим весом до 1000 кг.

Кстати, у «TechInsider» появился новый раздел «Блоги компаний». Если ваша организация хочет рассказать о том, чем занимается — напишите нам

Сергей Огурцов
Сергей Огурцов 06 Ноября 2021, 18:16
Нужно и дальше совершенствовать МиГ-21, у становив на него более экономичный двигатель, более совершенный радар, авионику и вооружение. Имея малую радиосигнатуру будет непревзойденным однодвигательным истребителем ближнего боя.
Виктор Линников
Виктор Линников 03 Ноября 2021, 18:40
...это не единственное, талантливое решение наших талантливых конструкторов...Миг31 -этому подтверждение....
Aleksandr Rizattinov
Aleksandr Rizattinov 14 Марта 2019, 22:30
Что курил автор статьи? С каких это пор умение нажимать на кнопку пуска ракет является мастерством для лётчика? И что это за командир авиазвена такой, что его никто не поддержал в атаке? Атаковать вражескую эскадрилью самому, без поддержки собственной эскадрильи- это форменный идиотизм. Либо же остальные индийские пилоты просто были из другой касты. Ну, тогда это карма. F 16 был сбит ракетой "воздух- воздух" производства не раньше середины 80-х, наведённой с помощью бортового обрудования 90-х -00х годов. как это доказывает "гениальность конструкторских решений, заложенных в свое время в советский боевой летательный аппарат" 50-х, видимо знает только автор статьи. "Если б в 1970-е разразилась Третья мировая война" за господство в воздухе со странами НАТО не воевали бы ну прям "все-все" МИГи, которые только выпускали в СССР. И уж никак не в количестве около 1300 штук, потому-что а) выпуск МИГов закончится только в 1985-м; б) большая часть МИГов работала бы на поддержку сухопутных войск и флота, потому как война обычно идёт не только в воздухе; в)ни в одной армии мира не может быть 100% технически готовых к полёту боевых машин. Даже визуально JF-17 Thunder выглядит как гибрид корпуса Mirage III и крыльев c оперением от F 16. Ни разу он не является ни развитием, ни модернизацией миг- 21. Это исключительно пакистано-китайская разработка. Наконец, на то, какой истребитель будут выпускать, влияют в большей степени: военная доктрина, возможность (или невозможность) внутреннего производства истребителя и ценник. То-есть, возможности страны, а не качества истребителя.
Григорий Передерий
Григорий Передерий 20 Марта 2019, 22:03
Ты, мил человек, из кастрюлеголовых? Откуда у тебя сведения о войне во Вьетнаме? Ссылочку можно? Я в лётном училище военно-научную работу писал по 6-му тому "Вьетнамизации", всё ты, паскудник, врёшь!!! Я тебе коротко скажу, у тогдашнего МиГ-21 область полного и частичного превосходства больше чем у F-4. И про потери врёшь, и про "надежд не было" врёшь. Да с F-4 на виражах даже МиГ-17 радостно расправлялись.
Igoo
Igoo 20 Марта 2019, 03:33
может быть ты лично измеряля шарообразность Земли?)))
Сильва Панфилова
Сильва Панфилова 14 Марта 2019, 17:44
ты лично присутствовал при разговоре Сталина? или летал в бои против мигов? или какие ты ещё сказки знаеш?
Александр Зинкович
Александр Зинкович 14 Марта 2019, 16:10
Чистой пропаганды статья. Еще коба спрашивал своих авиаконструкторов- как так 20 Ме-109 Густав под сталинградом держали превосходство против 10-20 кратно превосходящих сталсоколов и нанесли им сокрушительные-ошеломляющие потери. В вьетнамской войне потери амеров на единицу вылетов были еще ниже, ибо технич превосходство над совком, мягко говоря, не снизилось. Миги во Вьетнаме практиковали тактику партизанской войны, в бои не вступали- надежд не было. Через минуту после включения радиолокационного прицела шла ракета от стола фантомов. Да и знаменитая потеря целиком всей советской четверки над Египтом показывала сов командирам их настоящее место. Если правители думали, что они платят, то пусть думают, что им работают
Владимир Лысков
Владимир Лысков 14 Марта 2019, 11:35
. Предшественник МиГ-21бис по разгонным характеристикам,угловым скоростям разворота и скоростеподъемности не уступал F-16 мод АиВ. У американца применена интегральная компоновка фюзеляжа,,электродистанционная система управления, мощный и передовой на свое время двигатель, стеклянная кабина, расположение пилота в кресле оптимально перегрузкам, боковой джойстик системы управления, отличный радар для своего класса самолета. Но увы все вместе взятое перед МиГ-21бис не дало ему решающего преимущества. В чем МиГ-21 уступает до сих пор F-16 так это в запасе топлива и ,продолжительности полета. Грузоподъемность МиГа тоже меньше. Но для воздушного боя эти показатели второстепенны. Индийские МиГ-21бис были выпотрошены от всего что было в модификации бис. Поставлен радар ни в чем не уступающий радару F-16мод А и С, но более производительный и помехоустойчивый. Все же один из первых радаров типа ФАР для легкого класса истребителей в России. По массе и объему наш меньше. Применен новый двигатель повышенной тяги. Применена стеклянная кабина, Появился нашлемный прицел пилота, чего нет до сих пор на пакистанских самолетах. Вооружение ближнего боя и среднего радиуса не уступает МиГ-29му! На F-16AиВ небыло ракет среднего радиуса действия. Есть БЭВМ. Немного удалось увеличить запас топлива. Применена новая система РЭБ израильского производства, на момент установки самая передовая в мире! Так что самолет ещё достаточно современный. Но вот с малозаметностью у него совсем плохо. К стати так же как и у F-16. Да и ресурс планера уже скоро будет исчерпан, а новых уже не делают давно. Так что уход этого долгожителя неизбежен. Вот как то так если без патриотических соплей.
Никола Перцев
Никола Перцев 13 Марта 2019, 19:37
Статья как раз о том сАмом, вот вам и зАвидно и злобно, идиотики.. :-) Если уж вас такое выводит из себя - пляшите, козлики! :-)
Владимир Лысков
Владимир Лысков 16 Марта 2019, 18:57
Зачем сравнивать по цене не сравнимое. Однодвигательный истребитель легкого класса. Толком до ума не доведенный. Едва научившийся летать. С кучей детских болезней почти по цене цене двухдвигательного тяжелого многофункционального истребителя! Это по вашему адекватно!? Это просто бред от вас или как вы выражаетесь фэйк... К стати о фейке, это не фэйк. Есть достоверная информация. Причем не только с заинтересованной стороны но и от USA и желтопресников. Только ленивый не писал об этом. Модернизационный потенциал тут сейчас вообще все на поверхности! МиГ-35 это глубочайшая модернизация 29 го! Хотя до него был МиГ-33, да вот в серию так и не пустили в серию, дорого. Хотя МиГ-35 по сути он же, только с двигателями УВТ. Су-35С это глубочайшая модернизация Су-27. Хотя у меня была хорошо илюстрированая книжёнка 2002 года. Там все про все о Су-27. Так вот там Су-35 уже был. Но и Су-37! он же сейчас 35С. И были уже в металле и на выставках. Да вот тоже не стали серийными от "недостатка финансирования" самая частая причина того времени. Возможности их всему миру известны. Хотя это по сути вершина семейства 4го поколения. Тема актуальна не только для советской техники. F-15 и F-16 так же модернизируются, но своим путем. Истребители постепенно превратились в истребители бомбардировщики, с ухудшением показателей предшественников. Информации по этому тоже достаточно! Современная техника по умолчанию дорогая это тоже фэйк! Смотря чья. Ну если для вас советская и Российская техника по умолчанию отсталая, то нам уж точно не очем говорить. Это просто бесполезно...
werviling Frai
werviling Frai 16 Марта 2019, 15:45
Не нужно недооценивать Пакистан. У него, например, есть Block 52 - вполне современная машина. "Это подтвердили совместные Индо-американские маневры..." Я так понимаю, что это фейк. Единственное, что показали эти маневры - низкий уровень надежности (обслуживания?) индийский техники. "Все изделия по соотношению цена, качество и потенциал модернизации на голову превосходят зарубежные разработки" Это не так. Впрочем, даже если бы и было так, то это актуально лишь для советской техники. Цена современного Су-30МКИ, например, 80 млн долларов. Немногим меньше цены F-35. Современная техника по умолчанию дрогая.
Владимир Лысков
Владимир Лысков 15 Марта 2019, 11:59
Вы совершенно правы! Читайте внимательнее. Я сравнил ранние модификации 16 го А и В. Модификации С и D это уже совсем другая история. Их уже надо сравнивать с МиГ-29 ми. Первые модификации 16 го вообще не имели ракет среднего радиуса. И 16 й создавался именно как ответ МиГ-21 му. Пакистану Пиндосия никогда не продаст самые совершенные модификации. А Пакистан не станет закупать, что то современное. Тупо денег нет. Ценник 16 го, кстати хорошо оснащенного для поляков гляньте и ценник BLOK 60. И почувствуете разницу. Что касается того ,что равные бойцы. Вы удивитесь, но основные характеристики которые важны в ближнем истребительном бою окажутся близкими. Источников этой информации предостаточно. Более того это подтвердили совместные Индо-американские маневры. Последние модификации 16 го, весьма поправились в весе, несмотря на новые возможности, а двигатель остался прежний, от последних модификаций 16С. Соответственно все основные показатели ухудшились. На самолете каждый лишний килограмм это цена в минус за какие то новые возможности. Компромисс как всегда. Касательно гениальности наших конструкторов из СССР, то тут равных им пока нет. Все изделия по соотношению цена, качество и потенциал модернизации на голову превосходят зарубежные разработки. Становится это известно только через десятилетия. А почему так происходит, тут много факторов - секретность, никакая реклама и прочее. А вот Пиндосия всегда умела хорошо продавать свою технику, при чем оправдывая заоблачные ценники за единицу. И ничего не изменилось. Пример вам F-35...
werviling Frai
werviling Frai 14 Марта 2019, 17:09
"16й и 21й равны как бойцы" (с) "И-16 и F-86 равны как бойцы". Абсурд? Конечно. Только не больший, чем у вас. Какой именно F-16 имеете в виду? Например, на block 60 установлена оптико-электронный всепогодный контейнер лазерного целеуказания AN/ASQ-28, радар с АФАР AN/APG-80, СИП ALQ-165, двигатель F110-GE-132 с тягой 19000 фунтов сухой и 32500 на форсаже. Ракеты AIM-120D. Ничего из этого даже близко нет ни то что на МиГ-21, даже на индийских Су-30МКИ. Надеюсь, понятно выразился.
евгений моськов
евгений моськов 02 Мая 2021, 10:29
Не совсем так. Еще Наполеон говорил - "Армия баранов под руководством льва всегда победит армию львов под руководством барана" и это действительно так. Очень многое зависит от самого летчика, от руководства на земле, от умения вести бой. Пример? Нашими МИГами в Корее командовал Кожедуб и амеры почему-то очень сильно их боялись.
Андрей Платонов
Андрей Платонов 14 Марта 2019, 16:54
Так напиши лучше, дятел. Небось только про Миг-21 узнал сидя на продавленном диване и уже в качестве эксперта выступил.
Владимир Лысков
Владимир Лысков 14 Марта 2019, 11:34
В чем вы заметили лютый бред? Почитайте про МиГ-21бис и МиГ-21-93, он же МиГ-21И (Бизон) и поймете бреда то нет. А вот с фактами уничтожения пакистанского самолета как то не очень. Ну нет обломков самолета по факту. Или признавать как всегда не хотят. А так 16й и 21й равны как бойцы...
werviling Frai
werviling Frai 13 Марта 2019, 17:30
Согласен. Это не статья, а просто ужас, в каждом предложении - лютый бред. Примечательно, что даже какая-нибудь "Звезда" не позволяет себе бездумно копировать заявления индийской пропаганды.
ares1988
ares1988 13 Марта 2019, 12:17
Статья ни о чем. О сбитом f-16 известно только со слов самих индусов. Но, раз уж решили верить на-слово, то нужно указать и то, что, со слов пакистанцев, им удалось в том бою завалить СУ-30.