Новая ракета с ядерным двигателем сможет долететь до Марса всего за 45 дней

Мы живем в новую эру исследований космоса, когда сразу несколько агентств планируют отправить астронавтов на Луну уже в ближайшие годы. В следующем десятилетии за этим последуют пилотируемые миссии на Марс НАСА и Китая, к которым вскоре могут присоединиться и другие страны.
Новая ракета с ядерным двигателем сможет долететь до Марса всего за 45 дней

Эти и другие миссии, которые выведут астронавтов за пределы низкой околоземной орбиты (НОО) и системы Земля-Луна, требуют новых технологий, начиная от жизнеобеспечения и радиационной защиты и заканчивая энергией и двигательной установкой. И когда дело доходит до последнего, ядерная тепловая и ядерная электрическая двигательная установка (НТП/НЭП) является главным претендентом на эффективное решение проблемы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новая ядерная эра

Бимодальная конструкция двигателя Госсе на базе ядерной установки
Бимодальная конструкция двигателя Госсе на базе ядерной установки
Ryan Gosse

НАСА и советская космическая программа потратили десятилетия на исследования ядерных двигателей во время космической гонки. Несколько лет назад НАСА возобновило свою ядерную программу с целью разработки бимодальной ядерной силовой установки — системы, состоящей из двух частей, состоящей из элементов NTP и NEP, — которая могла бы обеспечить переходы к Марсу за 100 дней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В рамках программы NASA Innovative Advanced Concepts (NIAC) на 2023 год НАСА выбрало ядерную концепцию для первого этапа разработки. Этот новый класс бимодальной ядерной двигательной установки использует «цикл подъема волнового ротора» и может сократить время полета до Марса всего до 45 дней.

Предложение, озаглавленное «Бимодальный NTP/NEP с циклом топпинга волнового ротора», было выдвинуто профессором Райаном Госсе, руководителем программы по гиперзвуку в Университете Флориды и членом группы Флоридских прикладных исследований в области инженерии (FLARE). Предложение Госсе является одним из 14, выбранных NAIC в этом году для разработки Фазы I, которая включает грант в размере $12 500 на совершенствование используемых технологий и методов. Другие предложения также содержали инновационные датчики, инструменты, технологии производства, системы питания и многое другое.

Нажми и смотри

Мирный атом в космосе

Ядерный двигатель по существу сводится к двум концепциям, каждая из которых опирается на технологии, которые были тщательно протестированы и проверены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для ядерно-тепловой двигательной установки (NTP) цикл состоит из ядерного реактора, нагревающего жидкое водородное топливо (LH2), превращая его в ионизированный газообразный водород (плазму), который затем направляется через сопла для создания тяги. Было предпринято несколько попыток испытать эту силовую установку, в том числе Project Rover, совместный проект ВВС США и Комиссии по атомной энергии (AEC), запущенный в 1955 году.

В 1959 году НАСА сменило ВВС США, и программа вступила в новую фазу, посвященную космическим полетам. В конечном итоге это привело к созданию ядерного двигателя для ракетных транспортных средств (NERVA), твердотопливного ядерного реактора, который прошел успешные испытания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С закрытием эры «Аполлонов» в 1973 году финансирование программы резко сократилось, что привело к ее отмене до того, как можно было провести какие-либо летные испытания. Между тем, в период с 1965 по 1980 год Советы разработали свою собственную концепцию NTP (РД-0410) и провели одно наземное испытание перед отменой программы.

Второй вариант — ядерно-электрическая двигательная установка (NEP), которая полагается на ядерный реактор, обеспечивающий электроэнергией двигатель на эффекте Холла (т.н. ионный двигатель). Он генерирует электромагнитное поле, которое ионизирует и ускоряет инертный газ (например, ксенон) для создания толчкового импульса. Попытки разработать эту технологию включают проект «Прометей» Инициативы ядерных систем НАСА (NSI) (с 2003 по 2005 год).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обе системы имеют значительные преимущества по сравнению с обычным химическим двигателем, в том числе более высокий показатель удельного импульса (Isp), топливную экономичность и практически неограниченную плотность энергии. В то время как концепции NEP отличаются тем, что обеспечивают более 10 000 секунд Isp, что означает, что они могут поддерживать тягу в течение почти трех часов, уровень тяги довольно низкий по сравнению с обычными ракетами и NTP.

Потребность в источнике электроэнергии, говорит Госсе, также поднимает вопрос отвода тепла в космосе, где преобразование тепловой энергии в идеальных условиях составляет 30-40%. И хотя конструкции NTP NERVA являются предпочтительным методом для миссий с экипажем на Марс и далее, этот метод не лишен недостатков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Союз двух концепций

Вот почему предпочтение отдается предложениям, включающим оба метода движения (бимодальный), поскольку они сочетают в себе преимущества обоих. Предложение Госсе предусматривает бимодальную конструкцию на основе реактора NERVA с твердой активной зоной, которая будет обеспечивать удельный импульс (Isp) в 900 секунд, что в два раза превышает нынешние характеристики химических ракет.

Предложенный Госсе цикл также включает в себя нагнетатель волны давления — или волновой ротор (WR) — технологию, применяемую в двигателях внутреннего сгорания, которая использует волны давления, возникающие в результате реакции на сжатие всасываемого воздуха.

В сочетании с двигателем NTP, WR будет использовать давление, создаваемое нагревом топлива LH2 в реакторе, для дальнейшего сжатия реакционной массы. Как обещает Госсе, это обеспечит уровни тяги, сравнимые с концепцией NTP класса NERVA, но с Isp 1400-2000 секунд. По словам Госсе, в сочетании с циклом NEP уровни тяги повышаются еще больше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Будущее космических путешествий

Основываясь на обычной двигательной технологии, пилотируемая миссия на Марс может длиться до трех лет. Эти миссии будут запускаться каждые 26 месяцев, когда Земля и Марс находятся на максимальном сближении (т. е. противостояние Марса), и астронавты будут проводить в пути минимум от шести до девяти месяцев.

Транзит продолжительностью 45 дней (шесть с половиной недель) сократит общее время миссии до месяцев, а не лет. Это значительно снизит основные риски, связанные с полетами на Марс, включая радиационное облучение, время, проведенное в условиях микрогравитации, и связанные с этим проблемы со здоровьем.

В дополнение к силовой установке есть предложения по новым конструкциям реакторов, которые обеспечат стабильное энергоснабжение для длительных наземных миссий, где солнечная и ветровая энергия не всегда доступны. Если эту программу удастся реализовать, то космические экспедиции станут намного проще — раньше о таком можно было только мечтать.