История одного конфликта: как Франция поссорилась с Австралией из-за подводных лодок

В 2021 году Австралия отменила сделку с Францией на сумму 66 миллиардов долларов на покупку 12 обычных ударных подводных лодок. Вместо этого страна запланировала купить восемь атомных подводных лодок у США и Великобритании. Сделка включала в себя не только атомные подводные лодки, но и технологии крылатых, гиперзвуковых и высокоточных ракет — всё это, по мнению Канберры, необходимо ей, поскольку она делит западную часть Тихого океана со всё более крупным китайским флотом.
История одного конфликта: как Франция поссорилась с Австралией из-за подводных лодок
Splash

Весь этот эпизод может послужить уроком не только в области закупок военной техники, но и отношений между заказчиком и подрядчиком.

Новая сделка, о которой было объявлено в сентябре 2021 года, заключена между Австралией, США и Великобританией. Согласно его условиям, Австралия должна была получить восемь атомных подводных лодок взамен своих шести подводных лодок класса Collins с обычными двигателями. Сделка позволяла Австралии стать седьмой страной в мире, эксплуатирующей атомные подводные лодки. Другими державами являются США, Великобритания, Россия, Китай, Франция и Индия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему Австралия поссорилась с Францией?

Австралия разорвала давнюю сделку по подводным лодкам с Францией, потому что поняла, что подводные лодки с обычными двигателями больше не смогут противостоять растущему китайскому флоту. С 2016 года, когда Австралия и Франция подписали соглашение, военно-морской флот Китая продолжал подвергаться, вероятно, крупнейшему расширению в мирное время среди всех стран в истории. Только за последние пять лет ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) пополнились вторым авианосцем, тремя новыми десантными кораблями совершенно нового класса и десятками новых эсминцев, фрегатов, корветов и других кораблей. НОАК также всё чаще выходит из западной части Тихого океана в Индийский океан, расширяя масштабы потенциального австралийско-китайского конфликта на море.

Как питаются моряки США на подводных лодках?

Сегодняшние подводные лодки с обычными двигателями эффективны, но имеют свои ограничения. Нынешние австралийские подводные лодки класса Collins оснащены турбодизельными двигателями и батареями. В результате они могут двигаться со скоростью 10 узлов на поверхности или до 20 узлов под водой. Несмотря на то, что эти подводные лодки могут двигаться в два раза быстрее в подводном положении, они должны часто всплывать, чтобы набирать воздух для дизельного двигателя и выпускать выхлопные газы. Очевидно, что это не идеальный вариант для военного времени, так как это увеличивает шансы подводной лодки на обнаружение. Подводные лодки могут работать в самом тихом режиме, работая от батареи, но со скоростью всего четыре узла в течение всего 120 часов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Подводная лодка класса Seawolf

С другой стороны, у атомных подводных лодок есть только одна скорость: быстрая. Обладая обилием ядерной энергии, американские корабли класса «Вирджиния» могут двигаться со скоростью 25 узлов на поверхности или в подводном положении. Это позволяет подлодкам путешествовать под водой с момента выхода из порта и оставаться под водой до возвращения.

Моряк по ошибке загубил атомную подлодку за 2,9 миллиарда долларов. Он забыл закрыть люк!

Первая подлодка французской разработки не должна была поступить на вооружение до начала 2030-х годов. Это оставило достаточно времени для изменения характера стратегической угрозы Австралии. Австралию также привлекала перспектива укрепления своих военных связей с Соединёнными Штатами и Великобританией, обладателями двух самых мощных военно-морских сил в мире. Сообщается, что Канберра была недовольна и медленными темпами разработки французской подлодки и тем фактом, что цена подскочила на 50 процентов за пять лет, и до того, как хоть одна подводная лодка войдёт в воду, пройдут годы.

Весь этот эпизод является уроком не только закупок военной техники, но и отношений между работодателем и подрядчиком. Цикл разработки был настолько долгим, что требования Австралии к подводным лодкам изменились, а ошеломляющее увеличение стоимости привело к тому, что Австралия начала сомневаться. Короче говоря, Франция не смогла удовлетворить своего заказчика и в конечном итоге потеряла контракт.