Морские титаны: почему ВМС США так одержимы огромными авианосцами

Раньше ВМС эксплуатировали авианосцы среднего размера и небольшие эскортные авианосцы, но сейчас американцы используют гигантов классов «Нимиц» и «Форд». Зачем?
Морские титаны: почему ВМС США так одержимы огромными авианосцами
Getty images

Эти огромные корабли на службе у ВМС США в какой-то момент вытеснили все авианосцы среднего класса. Но неужели это выгодно американцам?

Дрейф в сторону крупных авианосцев был смесью политики и практичности. Хотя во время холодной войны оборонные доллары текли относительно свободно, было безопаснее предлагать покупку одного крупного авианосца за год, чем двух небольших авианосцев в последующие годы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С точки зрения практичности

Десять ядерных суперносцев ВМС США являются крупнейшими военными кораблями в открытом море. Авианосцы класса «Нимиц» имеют ядерные двигатели и могут нести почти девяносто боевых самолетов, на борту которых находятся более пяти тысяч моряков и морских пехотинцев. Тем не менее, так не должно было быть: если бы военно-морской флот выбрал другой курс несколько десятилетий назад, гигантские корабли были бы дополнены меньшими, более экономичными средними авианосцами.

Во время Второй мировой войны ВМС США эксплуатировали авианосцы двух типов: более крупные авианосцы и эскортные авианосцы. Более крупные авианосцы составляли основную наступательную ударную силу флота, имея на борту смесь истребителей, пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. Эскортные или «джиповые» авианосцы были мерой экономии сил, меньшими кораблями с меньшими воздушными крыльями, предназначенными для обеспечения воздушной поддержки конвоев и замены авианосцев флота, когда более крупные корабли действовали в другом месте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После войны ВМС эксплуатировали целый ряд авианосцев, от полноразмерных атомных, таких как USS Enterprise, до небольших ударных и противолодочных авианосцев военного класса Essex. Постепенно, однако, по мере того, как старые, меньшие авианосцы устаревали, их заменяли суперносцы. Авианосцы меньшего размера не строились, и к середине 1980-х годов почти все авианосцы ВМС США имели длину не менее 300 метров, за исключением USS Midway и USS Coral Sea.

Крупные авианосцы были более рентабельными. Один корпус с экипажем в шесть тысяч человек был дешевле в эксплуатации, чем два корпуса, для которых требовалось в общей сложности девять тысяч человек, но в совокупности они несли одинаковое количество самолетов. Для одного авианосца также требовался только один комплект крейсеров, эсминцев и фрегатов в качестве эскорта. Наконец, более крупные авианосцы также могут совершать больше самолето-вылетов, чем авианосец меньшего размера, и могут эксплуатировать больше крупных самолетов.