Почему затопили легендарную атомную субмарину «Дмитрий Донской»: подлодка, ставшая кошмаром США

Знаменитая подводная лодка «Дмитрий Донской» была выведена из эксплуатации и будет утилизирована на военно-морской базе в Северодвинске.
Почему затопили легендарную атомную субмарину «Дмитрий Донской»: подлодка, ставшая кошмаром США

Как сообщает ТАСС со ссылкой на главу общероссийского Движения поддержки флота Владимира Мальцева, тяжелый атомный подводный ракетный крейсер 941 «Дмитрий Донской» вышел из состава ВМФ России. Он и еще две атомные субмарины проекта «Тайфун» будут подвергнуты утилизации по причине истечения сроков эксплуатации. Мальцев подчеркнул, что имя подводной лодки унаследует новый корабль проекта «Борей-А», который в настоящее время строится на заводе «Севмаш».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Акулы холодной войны

Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула»
Сергей Бобылев/ТАСС

Российские тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (также известные как «Тайфун» от англ. Typhoon по кодификации НАТО) – это настоящие рекордсмены среди подводных судов. При водоизмещении 48 000 тонн они были настолько большими, что в 1970-х годах на голову превосходили любую подводную лодку. Для сравнения, полное водоизмещение знаменитого линкора Второй мировой войны «Бисмарк» составляло 50 900 тонн – а это был огромный наводный боевой корабль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мощный, хорошо узнаваемый корпус подводных крейсеров типа «Тайфун» достигал 175 метров в длину и 75 метров в ширину, так что перепутать их с другими судами было непросто. Поступив на вооружение в 1981 году, российские крейсеры произвели огромное впечатление на весь западный мир и вдохновили Тома Клэнси на роман «Охота за "Красным Октябрём", по которому в 1990 году был снят одноименный фильм. Поскольку многие детали настоящего военного проекта были засекречены, а качество работы с материалом в те годы чаще всего оставляло желать лучшего, картина изобилует фантастическими, откровенно гипертрофированными подробностями о советском подводном "монстре".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наш ответ Штатам

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула»
Лев Федосеев/ТАСС
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Настоящий «Тайфун» родился в 1970-х годах, когда Советский Союз отреагировал на новые атомные подводные лодки с баллистическими ракетами класса «Огайо» ВМС США, увеличившие боевую нагрузку старых подводных лодок «Поларис» с 16 до 24 аппаратов. Кроме того, подлодки теперь несли на борту новые ракеты «Трайдент II» с несколькими боеголовками.

Кроме того, ракетные подводные лодки советского флота были окружены силами НАТО по охоте за подводными лодками, эффективность которых постепенно возрастала. В результате, суда скрывались в Северном Ледовитом океане под ледяной шапкой.

Для решения этих задач и были задуманы подводные крейсеры проекта 941 «Акула». Их цель состояла не в том, чтобы нанести первый удар в ядерной войне между Востоком и Западом, а в том, чтобы действовать как мощный ядерный стратегический резерв, который Советы могли бы использовать для второго удара.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема заключалась в том, что для этого требовалась лодка, которая могла бы действовать подо льдом за тысячи морских миль от своих целей и выпускать 200 боеголовок и ложных целей по команде. Это означало наличие на борту еще одного рекордсмена, БРПЛ Р-39 (баллистическая ракета подводного базирования), которая весила 84 тонны и несла 10 боеголовок с взрывной мощностью до 200 килотонн.

Как устроен атомоход

Строительство тяжёлого атомного ракетного подводного крейсера «Дмитрий Донской» в эллинге судоверфи «Севмаш»
ПО "Севмаш"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для обеспечения такого внушительного арсенала требовалась огромная подводная лодка с большой прочностью конструкции. За широким плоским внешним корпусом «Тайфунов» скрывался инновационный дизайн: вместо одного прочного корпуса у крейсеров их было несколько. По бортам располагались два параллельных корпуса, а поверх них выступал третий, в котором находился командный центр; в носовой же части находился четвертый корпус, в котором располагался торпедный отсек. Также на носу, между параллельными корпусами, находились 20 ракетных шахт. Все они были плотно скреплены друг с другом, а для дополнительной прочности в конструкцию был включен титан.

Оснащенный двумя водо-водяными ядерными реакторами ОК-650, расположенными в кормовой части, «Тайфун» нес 160 человек и мог оставаться в море более 120 дней, прежде чем ему потребовалось бы вернуться в порт за припасами и сменить экипаж.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Дмитрий Донской» в эллинге судоверфи «Севмаш» на этапе постройки
«Дмитрий Донской» в эллинге судоверфи «Севмаш» на этапе постройки
ПО "Севмаш"

Несмотря на количество людей на борту, «Тайфун» был удивительно удобным, с просторными салонами, деревянным ламинатом и даже бассейном. Однако верхний ярус оказался настолько забит убирающимися мачтами и снаряжением, что снаружи едва оставалось место для мостика.

Первым подводным крейсером класса «Тайфун» стал «Дмитрий Донской» (ТК-208), поступивший в состав ВМФ СССР в 1981 году. Всего было построено шесть судов, но судьба распорядилась так, чтобы первый крейсер остался в строю дольше всех своих собратьев. В последние годы он служил в качестве испытательного полигона для новейших российских ракет, а в 2002 году прошел модернизацию по проекту 941УМ и был задействован в испытаниях ракетного комплекса «Булава».