Стратегическое оружие будущего: запуск баллистических ракет с самолётов

24 октября 1974 года самолет С–5А Galaxy взлетел с авиабазы Ванденберг. На высоте 2,5 км открылся хвостовой люк. Два вытяжных парашюта извлекли из грузового отсека платформу с ракетой «Минитмен-1». Сработали пирозамки, и отделившаяся от платформы ракета встала вертикально, удерживаемая тремя стабилизирующими парашютами...
Стратегическое оружие будущего: запуск баллистических ракет с самолётов

В соответствии с программой испытаний двигатель отработал десять секунд, после чего ракета упала в океан. Так был осуществлен первый в истории запуск МБР с самолета. Все 13 членов экипажа были награждены медалями. Испытание продемонстрировало возможность безопасного воздушного запуска МБР с серийного военно-транспортного самолета Lockheed С-5А Galaxy. Эксперимент был заснят с самолета сопровождения, а все полученные материалы уже на следующий день легли на стол госсекретаря США Генри Киссинджера, став веским аргументом на переговорах с СССР.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одной из целей американской стороны было ограничение советских мобильных МБР РС-14 («Темп-2С»). В результате в 1979 году был подписан договор ОСВ-2, протокол к которому предусматривал временный запрет на летные испытания и развертывание как мобильных МБР, так и баллистических ракет класса «воздух-земля». Договор СНВ-1, вступивший в силу в 1994 году, запретил производство, испытания и развертывание МБР воздушного базирования на последующие 15 лет. Что же это за страшное оружие, от которого две сверхдержавы надолго избавили человечество?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дубинка повышенной выживаемости

Интерес к самолетным баллистическим ракетам возник в США к концу 1950-х годов. К тому времени развитие средств ПВО превратило стратегические бомбардировщики — носители атомных бомб — в довольно уязвимые цели. Появившиеся на вооружении авиационные крылатые ракеты Rascal c дальностью 160 км снижали потери бомбардировщиков, однако они тоже достаточно эффективно перехватывались ПВО. Баллистические ракеты, в отличие от крылатых, не перехватывались средствами ПВО, а противоракетной

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

обороны тогда не было. Однако первая американская МБР «Атлас», проходившая испытания в 1958 году, предусматривалась для размещения на открытых стартовых позициях и требовала длительной подготовки к пуску. Это лишало ее шансов на выживание в случае нападения противника. Первая американская ракета подводного базирования — БРПЛ «Поларис-А1» — к 1958 году еще только разрабатывалась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Размещать баллистические ракеты на самолетах еще не пробовали, но эта идея уже витала в воздухе. Барражирующий в зоне действия собственной ПВО стратегический бомбардировщик практически неуязвим для любого мыслимого противника. Выживаемость самолетов на земле можно обеспечить, рассредоточив их пошире — на авиабазах по всему свету. В сочетании с неуязвимыми баллистическими ракетами стратегические бомбардировщики могли стать качественно новой, гибкой и эффективной компонентой ядерных сил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проблема веса

Размещение межконтинентальной ракеты на бомбардировщике выглядело крайне привлекательно — пуск тогда мог бы выполняться из своего воздушного пространства. Увы, тогдашняя мат-часть такой возможности не давала: ракеты были слишком большими и тяжелыми для потенциальных носителей. Стартовый вес МБР «Атлас-D» составлял 118,6 т, длина — 22,1 м, а диаметр корпуса — 3,05 м. Самолетов, способных поднять такую штуку в воздух, не существовало. Конструкторам пришлось начать с ракет средней и малой дальности, отложив межконтинентальные на потом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1958 году американской компанией Lockheed Georgia была начата разработка самолета с ядерной силовой установкой. Этот самолет рассматривался в качестве летающей платформы для запуска баллистических ракет большой дальности. Однако эта программа не имела успеха и была закрыта.

В том же году ВВС США были заключены контракты на разработку экспериментальных баллистических ракет класса «воздух-земля» Bold Orion и High Virgo. Дальность полета ракеты Bold Orion составляла 1770, а High Virgo — 300 км. Испытания были проведены в 1958—1959 годах: Bold Orion запускался с B-47 Stratojet, а High Virgo — со сверхзвукового бомбардировщика В-58 Hustler. Bold Orion стала не только первой баллистической ракетой большой дальности, стартовавшей с самолета, но и первой ракетой, продемонстрировавшей принципиальную возможность перехвата спутника. 13 октября 1959 года она была запущена с бомбардировщика В-47 по американскому ИСЗ «Эксплорер-VI» и пролетела в 6 км от него.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обе ракеты были по сути экспериментальными и не повлияли на ход истории, но помогли сформулировать требования к новой баллистической ракете воздушного базирования Skybolt.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приближение к цели

Разработка Skybolt началась в 1960 году. Двухступенчатая твердотопливная ракета компании Douglas имела стартовый вес около 5 т, длину 11,66 м и диаметр корпуса 0,89 м. Мощность ядерного заряда составляла 1,2 Мт. Точность стрельбы должна была обеспечить астроинерциальная система управления компании Nortronics. Информация о дальности противоречива, по наиболее популярной версии она превышала 1800 км. В-52Н мог нести четыре ракеты, размещенные на двух подкрыльевых пилонах попарно. Для уменьшения аэродинамического сопротивления ракета снабжалась сбрасываемым хвостовым обтекателем. После отцепки от пилона она свободно падала около 120 м, избавлялась от обтекателя, запускала двигатель первой ступени и устремлялась вверх. Управление во время работы первой ступени обеспечивалось аэродинамическими рулями, а на участке второй ступени — поворотным соплом двигателя. Планами ВВС США предусматривалась закупка 1000 ракет к 1967 году и оснащение ими 22 эскадрилий стратегических бомбардировщиков В-52. Рассматривалась также возможность использования одноступенчатого варианта ракеты Skybolt для вооружения разрабатывавшегося сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-70 «Валькирия». Новинку намеревалась принять на вооружение и Великобритания. В качестве носителя планировалось использовать стратегические бомбардировщики «Вулкан В.2».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всем этим планам не суждено было стать реальностью. Первые пять пусков с В-52 оказались неудачными, успех пришел только при последнем испытании в апреле 1962 года, когда уже было принято решение о закрытии программы. На решение повлияли как неудачи на испытаниях, так и успешная разработка «подводного» «Полариса».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советский ответ был в основных чертах симметричен американским планам. В уральском СКБ-385 провели проектные проработки авиационной баллистической ракеты Р-13А на базе ракеты морского базирования Р-13, а в ОКБ В.М. Мясищева — проектные проработки по размещению авиационных баллистических ракет на сверхзвуковых стратегических бомбардировщиках М-50 и М-56. Как и в США, эти работы дальнейшего развития тогда не получили. Доминантами стратегических ядерных сил СССР стали МБР наземного базирования и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ).

Полет за океан

Новый этап разработок БР воздушного базирования начался в конце 1960-х, когда и в СССР, и в США были созданы первые широкофюзеляжные военно-транспортные самолеты большой грузоподъемности. Размеры грузовых кабин Ан-22 и Lockheed С-5А вкупе с грузоподъемностью (соответственно 60 и 79 т) позволяли использовать эти самолеты в качестве носителей баллистических ракет средней дальности с большим стартовым весом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американский проект «Медуза» предусматривал вертикальное размещение нескольких твердотопливных МБР «Поларис» на самолете Lockheed С-5А. Ракета «Поларис-А3Т», принятая на вооружение в 1968 году, имела стартовый вес 16,4 т и дальность полета до 4600 км. Разделяющаяся головная часть включала три боевых блока. В СССР был разработан проект аналогичного комплекса на базе жидкостных баллистических ракет Р-27, входивших в состав морского ракетного комплекса Д-5. Носителем должен был стать Ан-22. На «Антее» предполагалось разместить три вертикальные выступающие над фюзеляжем пусковые установки с ракетами. Ракета Р-27 была принята на вооружение ВМФ в 1968 году, имела стартовый вес 14,3 т, дальность полета 2500 км и оснащалась моноблочной головной частью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К началу 1970-х точность стрельбы МБР в СССР и США стала такой, что выживание стационарных пусковых установок в случае вражеского удара перестало быть очевидным. Американцы начали разработку перспективной МБР по программе МХ (Missile-X), рассчитанной на то, чтобы уцелеть при ядерном ударе. Кроме шахтных ПУ повышенной стойкости изучались варианты мобильного базирования, включая воздушный. Предпосылки были — к тому времени самолеты стали больше, мощнее, а нужная для межконтинентальной стрельбы масса ракет, напротив, уменьшилась. Рассматривался широкий набор вариантов авиационных носителей, включая транспортники «Боинг-747», Lockheed С-5А, гражданский самолет Douglas DC-10, самолеты с укороченной длиной взлета и посадки, способные рассредоточиваться на широкой сети аэродромов, самолеты вертикального взлета и посадки, самолеты-амфибии, перспективные самолеты-носители специальной разработки и вертолеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предлагалось не менее трех концепций носителей специальной постройки. Четырехдвигательный самолет со взлетным весом 545 т должен был находиться в воздухе на восьмикилометровой высоте 15 часов с полезной нагрузкой 272 т и 24 часа — со 182 т. Масса одной ракеты в наземном варианте составляла около 88,5 т, но «аэроверсия», конечно, могла отличаться. После заправки топливом в полете масса носителя могла составить 681 т. Для сравнения скажем, что максимальный взлетный вес B-52 составляет 229 т, а Ту-95 — 188.

Оружие будущего
widget-interest

МБР воздушного базирования долго были под запретом, но сейчас препятствий для их разработки нет. Договор СНВ-1 утратил силу в 2009 году, а в новом Договоре о СНВ ограничений нет. Это дает простор для творческой фантазии.
Многообещающе выглядит использование в качестве носителя самолетов «точечного» (вертикального или наклонного) старта с горизонтальной посадкой. Этот вариант исключает потерю времени на разбег по ВПП и позволяет не дожидаться ее освобождения предыдущим самолетом. Авиационный комплекс, подобно МБР наземного базирования, сможет выходить из-под удара противника по сигналу СПРН с той лишь разницей, что он может быть отозван назад в случае ошибки. В обозримой перспективе воздушное базирование МБР является единственным вариантом, обеспечивающим стопроцентную выживаемость сил ядерного сдерживания.
Гарантированное сохранение возможности ответного удара дает возможность принимать решения без лишней спешки. Появляется запас времени, необходимый для анализа обстановки, и исключается риск применения ядерного оружия по ложному сигналу. Поэтому МБР воздушного базирования могут способствовать сохранению стратегической стабильности в условиях угроз XXI века.

Этот проект был еще не самым большим. Шестидвигательный самолет большой продолжительности полета с контейнерами для ракет, установленными на крыле, должен был весить 817 т и нести 454-тонный груз. В крыльевых контейнерах могли размещаться малогабаритные МБР со стартовой массой 21,3 т. Двигатели ракет должны были включаться после сброса через открывающиеся створки в нижней части контейнеров. Наконец, самолет-амфибия с высокорасположенным крылом, четырьмя двигателями и взлетной массой 397 т при взлете с воды и 545 — с аэродрома должен был нести 91 т полезной нагрузки, удаляясь от аэродрома на расстояние до 7400 км.
Вертолетный вариант размещения МБР позволял реализовать концепцию ракетного комплекса, «кочующего» между неподготовленными, но пригодными для взлета и посадки площадками, с тем чтобы затруднить его обнаружение и нанесение прицельного удара противником. Такие же возможности сулило размещение МБР на самолетах вертикального взлета и посадки (проект Grasshopper — «Кузнечик»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Варианты подвижного базирования МБР MX не были реализованы на практике — на вооружении состоял только шахтный вариант, обеспечивающий большую точность, необходимую для «разоружающего» удара по ядерным силам Советского Союза.

Наш ответ MX

Советские конструкторы не оставались в стороне от веяний времени. В 1970—1980-х годах в СССР разрабатывался межконтинентальный авиационный ракетный комплекс («МАРК») на базе МБР морского базирования и военно-транспортных самолетов Ан-22 и Ан-124. Проработки КБ машиностроения и КБ О.К. Антонова показали возможность размещения на Ан-22 одной ракеты Р-29Р, а на самолете Ан-124 — двух-трех. Ракета Р-29Р была принята на вооружение ВМФ в 1977 году, имела стартовый вес 35,3 т и оснащалась разделяющейся головной частью с тремя блоками индивидуального наведения. В перспективе возможен был переход к более мощной Р-29РМ со стартовым весом 40,3 т и четырьмя боевыми блоками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ракета должна была стартовать после десантирования на платформе с парашютом через хвостовой люк самолета. В отличие от «Минитмена», двигатель первой ступени с управляющими камерами запускался сразу после отделения ракеты от платформы. Это снижало потери начальной высоты и скорости полета ракеты на достартовом участке.

Другим вариантом воздушного базирования МБР был ракетный комплекс «Кречет» на базе бомбардировщика Ту-160 и твердотопливных ракет специальной разработки. Головными разработчиками этого комплекса были КБ А.Н. Туполева и КБ «Южное». На бомбардировщике могли размещаться две МБР, имеющие стартовый вес 24,4 т. Ракеты могли нести по шесть боевых блоков индивидуального наведения. Комплексы «МАРК» и «Кречет» не были востребованы заказчиком, а затем работы в этом направлении «заморозили» из-за запретов, наложенных договорами ОСВ-2 и СНВ-1.