Судьба «Ската»: Тяжелый проект тяжелого БПЛА

Несколько лет назад РСК «МиГ» представила собственный тяжелый беспилотник «Скат», способный нести и авиабомбы, и ракеты. Однако сегодня судьба этого, столь нужного российской армии, проекта оказывается под большим вопросом.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Летом 2007 г. на авиасалоне МАКС Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» продемонстрировала новинку, которая наделала довольно много шуму. Это был беспилотный летательный аппарат «Скат» — точнее говоря, его модель. Тогдашний генеральный конструктор РСК Сергей Цивилев заявлял, что готовый БПЛА будет не разведывательным, а боевым аппаратом, способным к нанесению удара и по неподвижным, и по мобильным целям, в том числе малоразмерным, в условиях сильного зенитного противодействия, как автономно, так и в группе с другими аппаратами.

Фюзеляж, выполненный по схеме «летающее крыло», собран полностью из композитных материалов, способствующих снижению заметности. Использовано убирающееся трехопорное шасси. Управление осуществляется отклоняемыми поверхностями на задней кромке крыла. Судя по отсутствию хвостового оперения, полет «Ската» требует серьезного автоматического контроля со стороны электроники. Это — одна из (многочисленных) «больных мест» современного российского авиастроения, так что остается неясным, как именно разработчики из «МиГ» планировали ее решить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На «Скате» планировалось устанавливать турбореактивный двигатель РД-5000Б тягой более 5040 кгс, производства ОАО «Климов». Это позволяет достичь весьма внушительного для БПЛА взлетного веса в 10 т, из которой 2 т приходится на боевую нагрузку. Впечатляет и проектируемая дальность полета в 4 тыс. км, и потолок в 12 км.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вооружение должно было размещаться внутри фюзеляжа (его размеры: длина 10,25 м; высота 2,7 м; размах крыльев 11,5 м), в двух отсеках боевой нагрузки длиной 4,4 м. На их внутренних подвесках «Скат» будет нести пару ракет «воздух-поверхность» или «воздух-РЛС», или пару корректируемых авиабомб (общей массой до 1 т).

Работа по проекту стартовала в 2005 г., и к моменту проведения МАКС-2007 был создан уже полноразмерный макет для отработки конструкторских решений, оценки и оптимизации некоторых характеристик аппарата. Следующим этапом должно было стать создание «летающей лаборатории», действующего прототипа для окончательной доводки всех технологий и компонентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Западным экспертам «Скат» уже внешне напомнил американский БПЛА X-47 Pegasus, хотя и увеличенных размеров (этот БПЛА тоже пока не завершен, хотя разработка его идет неплохими темпами — читайте «"Пегас" вдохновляет военных»). Впрочем, те же эксперты уже после МАКС-2007 призывали «не недооценивать» этот аппарат. И хотя для мирового рынка беспилотников он вряд ли смог бы стать ошеломляющей новинкой, однако он вполне отвечал современным требованиям, а главное — задачам, стоящим перед российской армией.

К сожалению, конец этой истории представляется довольно пессимистичным. С момента публичной демонстрации деревянного макета в 2007 г. новостей о продвижении проекта «Скат» никаких нет. На одном интернет-форуме некто Владимир, заверяющий, что он работает в корпорации «МиГ», рассказал, что в этой области не делается ровным счетом ничего. Это особенно удручает на фоне того, что российская армия, по-видимому, уже договорилась о закупках беспилотников за границей — а именно, в Израиле. И разумеется, израильтяне не продадут России самые современные разработки из опасения «утечки технологий». Нашей армии останется довольствоваться предыдущим поколением — и, по данным СМИ, платить за 12 аппаратов сумму в 53 млн долларов.

Читайте и о другом российском проекте военного беспилотника «Типчак»: «Беспилотный соотечественник». По счастью, этот аппарат продвигается куда успешнее, и изготовители их обещают начать поставки своих беспилотников в армию уже в ближайшее время.

mudrykaa
mudrykaa 05 Августа 2009, 15:08
Гость, спасибо большое за статью!
mudrykaa
mudrykaa 03 Августа 2009, 18:08
Антон "Вообще поражаюсь. На том же МАКСе перед началом выступлений столько моделей летало. Чем не БПЛА?" Фактически вы правы. Но следуя этой логике, чем машинка на радио управлении с пистолетом не танк?
mudrykaa
mudrykaa 03 Августа 2009, 18:08
Алексей Да причем тут аэродинамическая схема? Автоматизированное управление самолетом не ограничивается поддержанием курса. Это не просто автопилот. Это сложный комплекс по управлению и принятию решений. В этой области наша страна очень отстала от США и европейских стран. Да что говорить, у нас зенитные ракеты на американских процессорах летают!!! А то как у нас создаются АСУ я очень хорошо знаю от знакомых. Это мрак. Ради примера, можно взглянуть на судьбу (многострадального) комплекса Типчак. Военные не хотели его принимать потому что он не удовлетворял(!) требованиям, и это все при учете того, что Типчак полностью(!) российская разарботка!
k.ahtoh
k.ahtoh 03 Августа 2009, 09:08
[i]Судя по отсутствию хвостового оперения, полет «Ската» требует серьезного автоматического контроля со стороны электроники. Это – одна из (многочисленных) «больных мест» современного российского авиастроения[/i] Блин в России столько светлых голов как электронщиков так и програмистов. Куча частных фирм занимается уникальными разработками. Но чтобы пройти военную приемку - это не реально. Неимоверные откаты нужны. Соответственно проще и быстрее получить откат перечислив деньги за рубеж. Вообще поражаюсь. На том же МАКСе перед началом выступлений столько моделей летало. Чем не БПЛА? По крайней мере разведывательное оборудование на них точно нацепить можно.
Николай
Николай 03 Августа 2009, 08:08
ну вобщем все как всегда)