Танки Великой Отечественной войны: триумфы и поражения

Обладая значительными танковыми силами, Красная армия в первые месяцы войны тем не менее не смогла сдержать стремительные удары более малочисленных немецких танков. Количество не стало качеством, а ведению маневренной войны пришлось учиться на горьком опыте поражений.
Танки Великой Отечественной войны: триумфы и поражения

Нельзя сказать, что до нападения Гитлера характер будущей войны и роль в ней крупных механизированных соединений никто в нашей стране не понимал и не предвидел. Как раз наоборот, в СССР развитие танковых войск шло в соответствии с доктриной «глубокой операции». Выдвинута она была советским военным теоретиком Владимиром Триандафилловым в изданной в 1929 году книге «Характер операций современных армий». В ней он, анализируя вооруженные силы государств Восточной Европы, высказал предположение, что будущая война будет носить более маневренный характер, чем Первая мировая, хотя объяснял это не возможностью использования нового оружия, а тем, что восточноевропейские армии не смогут выставить на театре военных действий достаточно сил, чтобы создать такую плотную оборону, какая требуется для позиционной войны. Дальше концепцию развили другие советские военные теоретики, в том числе Константин Калиновский. Они учли произошедший прогресс в области военной техники и придали большее значение танкам и авиации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танки

Предвоенная концепция «глубокой операции» в ее завершенном виде предполагала ввод в прорыв вражеской обороны и действия в ее глубине мобильных сил — механизированных соединений, поддерживаемых авиацией и, возможно, воздушным десантом. Эти соединения, состоящие из танков, мотопехоты и в некоторых случаях кавалерии, должны были рассечь группировку противника, нарушить ее коммуникации и, при наличии благоприятных условий, окружить ее. Другой их задачей считался захват стратегически важных районов и срыв попыток врага создать новую линию обороны. На всех этапах «глубокой операции», начиная от прорыва обороны и заканчивая окружением и уничтожением противника, значительная, а подчас и решающая роль отводилась танкам. Они должны были поддерживать пехоту при прорыве обороны и служить основой механизированных соединений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Податливая броня

Важно было не только сформулировать правильную теорию, но и создать эти механизированные соединения. Предвоенный период стал временем поисков их оптимальной структуры. В конечном итоге Красная армия вступила в войну с танковыми войсками, состоящими из 29 механизированных корпусов.

Танки

Быстро выяснилось, что советские механизированные корпуса не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Большинство из них потеряли почти всю свою боевую технику за несколько дней боев. Некоторые контрудары, нанесенные советскими корпусами, действительно задержали продвижение противника. Но ни один из них не привел к разгрому наступающей группировки, по которой он наносился. Виной плачевного итога боевой работы мехкорпусов образца 1941 года стало множество факторов. Во-первых, неблагоприятная стратегическая обстановка: Красная армия вступала в войну, не завершив мобилизации и стратегического развертывания. Это означало, что существенная часть советских стрелковых дивизий еще находилась в глубоком тылу, и их отчаянно не хватало для прикрытия флангов атакующих советских танковых армад и стабилизации положения на второстепенных направлениях. Кроме того, боевые возможности мехкорпусов были снижены из-за нехватки людей и автомобилей, которые не успели прибыть после объявления мобилизации. Во-вторых, большинство мехкорпусов встретило войну в стадии формирования. И ни один из них не имел всего положенного по штату вооружения. В-третьих, организация мехкорпуса была далека от оптимальной. Насчитывая по штату более тысячи танков (на практике в среднем примерно половину от этого числа), корпус имел сравнительно мало мотопехоты и артиллерии, а инженерные войска в его составе почти не были представлены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк
Быстрее и мощнее

Развить успех нечем...

Катастрофический конец первых мехкорпусов повлек за собой серьезный пересмотр военной доктрины. Первоначально было принято решение отказаться от мехкорпуса как организационной структуры и перейти к отдельным танковым дивизиям с уменьшенным количеством танков. Но и этого показалось мало. Осенью 1941 года основной организационной единицей танковых войск становится отдельная танковая бригада. Поскольку для ее формирования требовалось значительно меньше людей и военной техники, новые бригады можно было создавать быстрее, особенно в условиях нехватки подготовленных кадров и катастрофических потерь в танках летом 1941 года. Кроме того, требования к уровню подготовки командира бригады были ниже, чем для командира танковой дивизии, не говоря уже о командире мехкорпуса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танки
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но даже при полной укомплектованности боевой техникой способности бригад к самостоятельным действиям были сильно ограничены. Они действовали преимущественно совместно со стрелковыми дивизиями, танки использовались для поддержки пехоты. Иногда они могли выполнять самостоятельные задачи. Например, в ходе оборонительной фазы Битвы за Москву отдельные танковые бригады использовались для перекрытия наиболее опасных направлений. В октябре 1941 года прекрасно показала себя 4-я танковая бригада (ставшая за свои заслуги 1-й гвардейской танковой) в боях под Мценском, в которых прославился ее командир полковник Михаил Катуков. Будущий маршал бронетанковых войск широко использовал в обороне метод танковых засад, с помощью которого долгое время сдерживал продвижение немецкой танковой дивизии. Но когда немецкая авантюра под Москвой провалилась и пришла пора от обороны переходить к наступлению, то оказалось, что у советского командования нет достаточно сильных инструментов для действий в глубине вражеской обороны. В результате возможность окончательно разгромить противника, пользуясь его временной слабостью, не была в полной мере использована. Потерпев поражение под Москвой, весной-летом 1942 года вермахт сумел восстановить фронт и стабилизировать ситуацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новые корпуса — первые пробы

Контрнаступление зимой 1941/42 года показало, что для успешного завершения операции настоятельно необходимы мощные эффективные соединения танковых войск. Восстановление эвакуированной промышленности и широкое применение технологий массового производства в танкостроении предоставили для этого все возрастающий поток новой бронетехники. Весной 1942 года начинается формирование танковых соединений нового типа. Каждое из них состояло из трех танковых и одной мотострелковой бригады. Хотя их назвали танковыми корпусами, в действительности танков в них было меньше, чем в предвоенной танковой дивизии. Советское командование вновь получило в свои руки инструмент, предназначенный для «глубокой операции». Но его первое применение опять кончилось катастрофой. В мае 1942 года два танковых корпуса погибли в сражении под Харьковом, не оказав существенного влияния на его ход. Несколько лучше показали себя танковые корпуса в оборонительных операциях лета 1942 года. Их контрудары были более результативны, чем в предыдущем году. Но по-прежнему они только задерживали наступление противника, а не приводили к его разгрому. Потери были ниже, но все равно оставались высокими, особенно по сравнению с незначительностью достигнутых результатов. Не помогла даже концентрация танковых корпусов в составе специальных танковых армий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танк

Молот прорыва

В поисках выхода из тупика руководство Красной армии вновь начинает менять доктрину. В дополнение к танковым корпусам возникает новый тип мобильного соединения — механизированный корпус. По количеству танков эти соединения были примерно сопоставимы, но новый мехкорпус имел существенно больше пехоты. 16 октября 1942 года Сталин подписал приказ народного комиссара обороны № 235 «О боевом применении танковых и механизированных частей и соединений». В нем были сформулированы принципы их использования, часть из которых повторяла известные в довоенный период идеи, а часть появилась в результате изучения накопленного опыта танковой войны. Этот приказ отделил механизированные и танковые корпуса от более мелких танковых частей в соответствии с их задачами. Если отдельные части должны были в основном поддерживать пехоту при прорыве обороны противника, то корпуса рассматривались как средство командующего армией или фронта, предназначенное для развития успеха прорыва. Механизированный корпус считался более приспособленным для самостоятельных действий, поэтому мог использоваться для преследования врага и самостоятельно наступать на не успевшего закрепиться противника. Приказ требовал от танковых войск избегать столкновения с большими танковыми частями противника, перекладывая тяжесть борьбы с ними на плечи противотанковой артиллерии. Танковые корпуса должны были действовать в первую очередь против пехоты. Тут видна попытка подражать методам вермахта, использованным при отражении советских контрударов в 1941—1942 годах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Танки


Принципы приказа № 235 показали свою эффективность в ходе советского наступления зимой 1942/43 года. Его успех в значительной степени был обеспечен эффективным использованием мобильных соединений, действия которых привели к окружению 6-й армии под Сталинградом, разгрому 8-й итальянской армии в Острогожско-Россошанской операции и другим крупным успехам. Впервые с начала войны мобильные соединения были использованы так, как их предполагалось использовать: для прорыва в глубину обороны противника. В этой кампании особенно хорошо показали себя танковые армии (5-я под командованием П.Л. Романенко в Сталинградской операции, 3-я под командованием П.С. Рыбалко в Острогожско-Россошанской). Они оказались наиболее подходящим средством для решения таких задач.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как победить «Тигра»

Следующим этапом в развитии танковых войск стала Курская битва. В ней советским танковым войскам пришлось принять на себя основную тяжесть удара танковых войск вермахта, использовавших новые танки «Тигр» и «Пантера», значительно превосходящие по своим характеристикам советские. В развернувшихся сражениях вновь хорошо показала себя тактика танковых засад, опять использованная мастером танковой войны Михаилом Катуковым, на этот раз командовавшим уже не бригадой, а 1-й танковой армией. Измотав в боях противника, он при этом сумел сохранить боеспособность собственных войск. Значительно менее удачными оказались результаты контрудара под Прохоровкой 5-й гвардейской танковой армии, которая понесла тяжелые потери.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ходе наступательной фазы Курской битвы выяснилось, что избегнуть столкновения с мобильными войсками противника для наступающего танкового соединения не так просто — на то они и мобильные войска. Действия переброшенных в критические пункты сражения немецких танковых дивизий нередко останавливали имевший первоначальный успех советский натиск. И только если советским мобильным силам удавалось преодолеть их сопротивление, наступление имело успех.

Танк
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советский танковый триумф

Подлинным раскрытием потенциала советских танковых войск стали операции 1944−1945 годов. На начало 1944 года в вооруженных силах СССР имелось 24 танковых и 13 механизированных корпусов (всего 37 мобильных соединений), а также 87 отдельных танковых и механизированных бригад и 156 отдельных танковых и самоходно-артиллерийских полков, предназначенных для взаимодействия с пехотой. Высшее командование к этому времени накопило значительный опыт. Стратегическая обстановка была благоприятной. Красная армия владела инициативой и благодаря этому сама определяла, где и как будет проходить следующая важная стратегическая операция. Танковые войска могли наилучшим образом к ней подготовиться и применялись в наиболее подходящей для них роли. Красная армия получила новую технику: тяжелые танки «ИС», Т-34 с 85-мм пушкой, самоходные артиллерийские орудия. Это позволяло успешно бороться с немецкими танковыми войсками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Блестящими страницами в истории советских танковых войск стали Белорусская, Ясско-Кишиневская, Висло-Одерская стратегические наступательные операции. В этих операциях благодаря действию мобильных сил удалось не просто нанести поражение, а полностью уничтожить крупные группировки противника. В каждой из них был достигнут весомый стратегический результат: освобождение значительных территорий, вывод из войны участника враждебной коалиции, значительное продвижение в глубь территории врага и занятие рубежа для нанесения финального удара, закончившего войну.

Автор — кандидат исторических наук

Игорь Степанович
Игорь Степанович 09 Декабря 2021, 17:52
Отец расказывал: в Берлине на одной из улиц насчитал 28 подбитых наших танков и 4 немецких. все Наши танки были подбиты фауспатронами.. Были очень эффективны, особенно в уличных боях
Наиль Набиуллин
Наиль Набиуллин 19 Сентября 2010, 19:09
Перед войной порешили всех!
nnovev
nnovev 19 Июня 2010, 07:06
to Россиянин "Тут я гляжу кучкуются "жуконенавистники". Резуна перечитались? :) Вредно для неокрепших умов. :) "Автострадные танки", ""сбрасывание гусениц", "разоружение линии Сталина", "выгрузка боеприпасов на грунт", "кожаные сапоги в кучах у границы". Как же, как же, помним, помним... :)" ну-ну, батенька, не передёргивайте ;-) Резуна, конечно, читал, но далеко не все его идеи разделяю к тому же, я, по-моему, ни разу на него не сослался, так что... Давайте без беспочвенных обвинений :-)хотя, кое в чём Вы правы. Г.К.Ж. действительно был достаточно негативной личностью для нашей Истории (это очень мягко сказано)P.S. Спасибо за "неокрепшие умы" ;-)))
Tezei Kritskiy
Tezei Kritskiy 22 Ноября 2021, 12:17
вот сам говоришь Резуна перечитали, а самое начало статьи пропустил. А именно "Как раз наоборот, в СССР развитие танковых войск шло в соответствии с доктриной «глубокой операции». Выдвинута она была советским военным теоретиком Владимиром Триандафилловым в изданной в 1929 году книге «Характер операций современных армий» и "Предвоенная концепция «глубокой операции» в ее завершенном виде предполагала ввод в прорыв вражеской обороны и действия в ее глубине мобильных сил — механизированных соединений, поддерживаемых авиацией и, возможно, воздушным десантом. Эти соединения, состоящие из танков, мотопехоты и в некоторых случаях кавалерии, должны были рассечь группировку противника, нарушить ее коммуникации и, при наличии благоприятных условий, окружить ее. Другой их задачей считался захват стратегически важных районов и срыв попыток врага создать новую линию обороны. На всех этапах «глубокой операции», начиная от прорыва обороны и заканчивая окружением и уничтожением противника, значительная, а подчас и решающая роль отводилась танкам. Они должны были поддерживать пехоту при прорыве обороны и служить основой механизированных соединений". Так прав или не прав был Резун в своем "Ледоколе"?
nnovev
nnovev 18 Июня 2010, 17:06
"Жуков никак не мог влиять на разведку , только опираться на их данные , так что первый аргумент мимом . С промышленностью - аналогично , нач.штаба только оперирует тем , что вверила ему страна , никак не влияя на эту самую страну . Второй аргумент снова мимо." Начальник ГШ никак не мог влиять на РУ ГШ??? НОНСЕНС :-)) ИМХО Что же, голова не знает, что делают глаза и уши??? а тем не менее 4, 16, 26 апреля, 5, 9, 15 мая, 5, 7 июня генерал-лейтенантом Голиковым Ф.И. (руководителем РУ ГШ) начальнику ГШ были отправлены спецсообщения о мобилизационном развертывании Германских, Румынских и Финских ВС ("Красная Звезда", 3.11.2001)
nnovev
nnovev 18 Июня 2010, 16:06
to Tungs10 "P.S. Так нам будет раскрыта тема "опытных" танков СА.1 "Шнейдер" и Н.16 "Сен-Шамон" ? А то некоторые несознательные авторы утверждают , что их по 400 штук было выпущено , врут наверное ? ;)" я писал P.S. "нет данных" - прототип или ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД... тут нужно сказать, что есть доля моей вины имелось в виду состояние танковых войск Франции на конец 30-х годов я это не указал прошу прощения... Schneider CA-1 и Saint-Chamond M1917 к тому времени были давно сняты с вооружения и проданы в другие страны последние 3-4 Schneider CA-1, по-моему, использовались в Мадриде, в 1936 г., но где я это слышал - не припомню, так что не буду утверждать остатки использовались во Франции как ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ СТЕНДЫ для разработки новых систем вооружения, или "под обстрел" при испытании новых пушек P.S. Мои доводы по поводу КВ и КВ-2, воевавших в Финляндии в 1940 г. убедительны? Или тоже тоже лежат вне плоскости нашей реальности? ;-)
nnovev
nnovev 17 Июня 2010, 17:06
to Tungs10 Всё, прочитав последние Ваши посты, я вспомнил, где я это уже слышал!!! "Воспоминания и размышления", издание со 2 по 4 отлично, отлично... простенько и со вкусом ;-))) Танки - спички в коробке, никаких запчастей, винтовка на троих, идиот Павлов, самолёты-гробы... я ничего не пропустил? ;-)
nnovev
nnovev 14 Июня 2010, 21:06
to Tungs10 "Pz.35(t) - лёгкий танк , было их очень мало Pz.38(t) - числился лёгким , но имел весьма основательное бронирование ." а Вы, простите, чешские танки зачем к немецким отнесли? и как Pz 38(t) мог иметь более основательное бронирование, чем Pz.35(t), если он легче на тонну? :-) я и сам это в некоторых источниках видел, но чтобы танк весом 9,5 тонн имел броню 50 мм (хотя бы лобовую)... ИМХО - бред
nnovev
nnovev 14 Июня 2010, 18:06
to Kirillys "само собой, я про самоходы на их базе с 15 мм пушкой. так называемые истербители танков в частности 15 cm Sig 33 auf Panzer I и на базе двушки" Ну уж если СУ-76 называли "Братская могила на четверых", я уж не знаю как эти "недосамоходки" назвать.. sIG33 Pz-1 и 15 cm sIG auf Fahrgestell Pz II - ну согласитесь, это пародии на боевые машины ;-) ставить 150 мм орудие на шасси PZ I - всё равно, легкоатлету вместо шеста штангу давать :-))) по крайней мере не для борьбы с танками они предназначались... ИМХО скорее как подвижные гаубицы, для борьбы с ДОТами-ДЗОТами хотя... есть одна самоходка, которую даже наши танкисты на Т-34 и КВ боялись - САУ «Marder» II. До появления "Хетцера" - самая дельная САУ Вермахта Так что тут Вы правы... ;-)
moldovan.dan111
moldovan.dan111 14 Июня 2010, 18:06
Kirillys Другой пример. 20мм пушка на Т-2 по болистике равнялась отечественному ПТР Симонова. Из нее убить пешотинца можно лишь прямым поподанием.
moldovan.dan111
moldovan.dan111 14 Июня 2010, 18:06
На счет операции "Багратион". Я имею ввиду действия только одного Жукова. Эта операция спланирована без него. И удар войск под его командыванием был не главным.
moldovan.dan111
moldovan.dan111 14 Июня 2010, 18:06
А на счет плохого качества так это вопросы к "Папику не всех народов". Промышленность созданная с миру по сосенки перегружать до предела. При этом тотальный террор-Ты им можешь указать,что за заданый отрезок времени не возможно изготовить такуюта деталь качественно, а они тебя к стенке. Просто для примера такое изделие как корабль не спрячешь. то по судостроитнльной промышленности можно судить по состоянию тяжолой промышленности (включая танковую). При строительстве лидера "Харьков" одну деталь для компрессора отливали 47 раз. А танков много, уехал за тереторию завода и хватит (не мои гемморой). А насчет танков Т-34 и КВ-1 предвоенных выпусков. Вы посмотрите на конструкцию. танки создавались под узлы и агрегаты, которые были толоко что освоены промышленностью по этому по копределению были мало надежны. И по этому к ним был максимально облегчен доступ.
nnovev
nnovev 14 Июня 2010, 18:06
to Kirillys "Панзеры однерка, двойка их брали совсем с небольшого растояния (надо было сначало доехать :)" Очень сильно сомнительно, что вообще брали :-) PZ I - вооружение 1 пулемет EW141 и 1 пулемет 7.92 MG34 PZ II - 1 пушка 20-мм KwK 38 и 1 пулемёт 7,92-мм MG-34 Может, Вы имеете в виду PZ III и PZIV?
nnovev
nnovev 14 Июня 2010, 18:06
to Kirillys "Помнится одна история как один Ягдтигер растрелял колону техники в Нормандии в 1944 году, без наказано, так как Шерманы в охране не успели ничего предпренять-были подбиты, да и не смогли-оружие слабое.дык пока боезапас не растреляли все немцы на месте стояли, а трогаться стали-трансмисия накрылась.Экипаж согласно инструкции эвакуировался, а самаходку взорвали...." ну, там был не "Ягдтигр", а Tiger I Ausf E... Командовал Михаэль Витман (достаточно известный танковый ас). И был он не один, а 3 Tiger I + Pz IV. И трансмиссия там не просто так накрылась, а была повреждена ответным огнём англичан. Но шороху они там навели - 21 танк, 14 БТР, 14 САУ Брен. Результат более чем впечатляющий ;-) "Еще прикол был у Тигров серии H ранних выпусков-катки были обуты в резиновые шины, дык вода от талого снега весной подмерзала с утра и танку было тяжело тронуться, говорят во время Курских сражений наши танкисты этим пользовались :)" ну, не знаю... может, под Курском с 5 июля по 23 августа ещё и весна, но на остальной территории России уже лето в полном разгаре :-)))
moldovan.dan111
moldovan.dan111 14 Июня 2010, 18:06
weaponchick для вас: А "Товарищьь жЮКОВЬ" чистая ровня Красным конникам. Для примера сравните действия его при Ханкин-Гола операции "Марс" , "Багратион" , штурм Зееловских высот в лоб.
moldovan.dan111
moldovan.dan111 14 Июня 2010, 17:06
Господа-товарищи те кто сравнивает Т-4 и КВ-2. Т-4 весит 20,5-21,5тонн. По нашей класификации средний считаеться с 20. Ни чего подобного танкам КВ у немцев небыло. При этом достойного противника для кв небыло. А про надёжность. У КВ была перегружена трансмиссия (недаром в производство пошел КВ-1с) плюс дизель только-только освоенный промышленностью (с авиационными корнями). И вы сравниваете с четверкой немного перегруженный "легкий танк" с простым ДВС,
nnovev
nnovev 14 Июня 2010, 14:06
ОК... :-) "Скажите хотя бы - в каких количествах воевал с Финляндией КВ-1 и когда принял участие в боевых действиях КВ-2?" "Командиром танка КВ-2, действовавшего под №2, назначили младшего лейтенанта З.Ф.Глушака из 20-й танковой бригады. Вспоминая об этих испытаниях, З.Ф.Глушак рассказывал: "Препятствия на линии Маннергейма были сделаны основательно. Громадные гранитные надолбы стояли в три ряда. Чтобы проделать проход шириной 6-8 м нам понадобилось лишь пять выстрелов бетонобойными снарядами. Пока взламывали надолбы, противник нас непрерывно обстреливал. Дот мы быстро засекли, а затем двумя выстрелами полность разрушили его. Когда вышли из боя насчитали на броне 48 вмятин, но ни одной пробоины....." Возможность ведения огня с близкого расстояния мощным орудием повысила эффективность борьбы с долговременными оборонительными сооружениями и сыграла немаловажную роль при прорыве линии укреплений на Карельском перешейке. Тогда же танк КВ-2 был принят на вооружение Красной Армии и до второй половины 1941 года находился в серийном производстве Кировского завода." Попов Н. С., Петров В. И., Попов А. Н., Ашик М. В. Без тайн и секретов. - СПб.: Прана, 1996. по поводу КВ-1... я не утверждал, что их было огромное количество... по поводу одного - могу сказать точно, действовал совместно с СМК и Т-100, причём действовал крайне успешно. "Гораздо удачнее прошли испытания в боевой обстановке танка КВ. Несмотря на то, что на его броне и гусеницах рвалось немало финских снарядов, явных поражений брони танк не имел. Правда, выстрелом противотанковой пушки был прострелен ствол танковой пушки. Кроме этого повреждения на корпусе насчитали следы 43 попаданий снарядов. От сотрясений отсоединился топливный насос, закрепленный всего двумя болтами. В целом же танк КВ оставался вполне работоспособной машиной, простреленную пушку в тот же день заменили новым стволом, привезенным на легковой машине с завода." там же "...проходил войсковые испытания и не был даже принят на вооружение..." и принят КВ на вооружение 19 декабря 1939 года, т.е. ещё в ходе Финской кампании, а не после неё :-) есть возражения и по остальным пунктам, если Вам интересно...
nnovev
nnovev 13 Июня 2010, 21:06
уважаемые Tungs10 и Россиянин нет ничего хуже спора по схеме "дурак-сам дурак" поэтому я лучше промолчу, хотя есть что сказать ;-)
nnovev
nnovev 13 Июня 2010, 14:06
to Россиянин отлично, отлично... солидный, вызывающий доверие источник... НО... давайте мухи отдельно, а котлеты отдельно есть данные по сравнению надёжности PZ I-IV и Т-34, КВ??? а то как-то однобоко получается. У нас всё плохо, а вот немцев мы не сравниваем, значит у них всё хорошо... давайте сравним ТТХ и эксплуатацию русских и немецких танков в ОДИНАКОВЫХ ситуациях, без отрыва от баз снабжения, ремонтных подразделений и в действиях, схожих по условиям (а таковые во время войны имели место быть) я тозже постараюсь провести сравнительно-познавательный анализ, ибо не хочу быть голословным :-)
nnovev
nnovev 12 Июня 2010, 22:06
to Россиянин соглашусь... вот, ей богу соглашусь, если доказательства предоставите... документальные ;-)))
nnovev
nnovev 12 Июня 2010, 21:06
to Россиянин "Но все-таки очевидно, что основная причина поражений - просчеты на уровне стратегических решений. Однако, не нужно забывать, что определенную и значительную роль сыграло неудовлетворительное состояние техники." Давайте поговорим про "неудовлетворительное состояние техники"... Ваши доводы??? ;-)
nnovev
nnovev 12 Июня 2010, 21:06
Николай П. "Жуков тогда был начальником Генштаба и в первый день войны пытался претворить в жизнь предвоенную Директиву о "немедленном переходе в контрнаступление по атакующему границу противнику всеми силами мехкорпусов при поддержке авиации". Директива была, как впоследствии оказалась, невыполнима по независящих от участвовавших в контрударе войск причинам." Оппа... НАЧАЛЬНИК ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА не несёт ответственности за ПОЕДВОЕННЫЕ директивы??? Это НОНСЕНС!!! Есть свидетельства, что директиву №2 писал ИМЕННО Жуков, причём БЕЗ нажима со стороны Сталина и Политбюро... Про директиву №1, я думаю, никто не сомневается, т.к. она была написана 21.06.41, когда войны в помине не было, и написана она Г.. Жуковым :-)
nnovev
nnovev 12 Июня 2010, 20:06
to Николай П. минуточку, вернёмся к французским танкам... Вы знаете их??? А их ТТХ??? Вы видели танки "Борец за свободу товарищ Ленин" (FT-17)??? У нас в городе на памятнике стоит такой :-))) так вот.. сравните серию ЛЮБОГО нашего танка с французской, а потом поговорим основной танк AMC 34YR сопровождения кавалерии (Вам это ничего не говорит???) - AMC 34YR - 12 экзепляров ))) в СЕРИЙНОМ производстве... СЕРИЙНЫЙ танк AMC 35 "кавалерийский" - 47 единиц средний танк H35 - 1000 единиц (вместе с серийными образцами и образцами "под обстрел") D1 - 100 танков D2 - нет даных S35 - 500 танков AMX-38 - нет данных D3 - нет данных Schneider CA-1 - нет данных Saint-Chamond M1917 - нет данных B1 -161 танк FCM 2C - 10 танков FAHMM1921 - нет данных FCMF1 - нет данных FCMM1921 - прототип В1 P.S. "нет данных" - прототип или испытательный стенд... воистину, французы задали нам моду даже в танкостоении ;-)))
nnovev
nnovev 12 Июня 2010, 08:06
to HL "огромное количество наших танков существовало уже только на бумаге - естественное старение, малый моторесурс... и 10 летний возрат.... с учетом того что именно в эти годы военная техника менялась не по дням а по часам, танк пятилетнего возраста был неспособе боротся против более современного." так-так-так.. а какие "более современные" немецкие танки Вы имеете в виду? PZ-I - 1933 г. разработки PZ-II - 1934 г. разработки PZ-III - 1935 г. разработки или PZ-IV - 1936 г. разработки и с какими сравниваете? Т-26 - 1931 г. разработки БТ-7 - 1935 г. разработки Т-28 - 1932 г. разработки или Т-35 1933 г. разработки если так разобраться, основные танки СССР и Германии были разработаны и приняты на вооружение примерно в одно время И с какими немецкими танками наши танки не могли бороться??? (я не спрашиваю про Т-34 (который, кстати, в войска поступать начал в ИЮЛЕ 1940, а не за пару месяцев перед войной) и про КВ и КВ-2 (которые ВОЕВАЛИ уже в Финляндии в 1940 г.)
nnovev
nnovev 10 Июня 2010, 00:06
to weaponchick "А так это он планировал?" Он самый, потенциально святой Георгий ;-))) Только вот ни в одном из изданий "Воспоминаний и размышлений" я упоминаний про это не нашёл... Запамятовал, наверное, болезный :-)
nnovev
nnovev 10 Июня 2010, 00:06
to Наймарк пара уточнений по поводу уточнений :-) "Во первых на вооружении Израильской армии тогда не стоял м60а1 А стояла Меркава" танки, стоявшие на вооружении Израиля в Первую Ливанскую компанию: «Меркава» - первой модели, т.е. «Меркава» Мк.1; М48 – «МАГАХ-3» (М48А3) и «МАГАХ-5» (М48А5); М60/А1/А3 – «МАГАХ-6» (М60), «МАГАХ-6 Бет» (М60А1) и «МАГАХ-6 Гимель» (М60А3) «Шот» («Центурион») – модели «Шот Каль Гимель» Олег Грановский "Сухопутные войска Израиля в начальный период войны в Ливане 06-11.06.82" так что, уточнение не принимается :-) согласны? по поводу 250 Т-72 - вопрос - "откуда дровишки"??? хотелось бы увидеть источник информации или это слухи? хотя... я не удивлюсь... пути оружия на войне, как и пути господни - неисповедимы ;-))) вон, даже немцы против нас на Т-34 и КВ воевали - и ничего... а тут продали евреям 250 танков, так такой шухер развели, как будто последние подштанники продали (это, если что - шутка)
godevil
godevil 09 Июня 2010, 20:06
Думаю автор подзабыл,что 5-я гвардейская танковая армия под командованием кстати легендарного Ротмистрова под Прохоровкой как раз и нанесла последний и самый решительный удар по немецким частям,хотя и ценой больших потерь.Собственно на этом битва для немцев и была проигрына.И не известно чем закончилось если бы немцы прорвались!
nnovev
nnovev 09 Июня 2010, 07:06
to jetro "первое самое крупное мы прокакали когда нас было больше чем немцев оно случилось в начале войны, инфы по этому мало но что такое было это 100%" было такое дело... встречное танковое сражение в районе Дубно, 23-27 июня 1941 г... 4 наших мехкорпуса против Первой танковой группы. Оперативное планирование с нашей стороны проводил Г.К.Жуков "Да если бы немцы начали щелкать свои Ме 202, тигры и пантеры и т.д. году этак в 42ом то всем пришлось намного тяжелее. чем пришлось в реальности." а если бы мы в 42 году начали "щелкать" ИС-2, ИСУ-152 и Ла-7 - немцам бы тоже жизнь сахаром не показалась... А если бы уже тогда "ядрёну бонбу" сделали, то вообще всем кирдык... ;-) так что, если бы у бабушки был член - она была бы дедушкой :-))) история не терпит сослагательного наклонения...
nnovev
nnovev 09 Июня 2010, 07:06
to Tungs10 а дело, на мой взгляд, в том, что Ливан и Ирак - одного поля ягоды :-) в чём, собственно, разница? Мат.часть разная? Подготовка? Учителя? но, Вы правы, нужно сказать и про Ирак: "Хорошо зарекомендовали себя «семьдесятдвойки» и в ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Там они участвовали и с одной и с другой стороны. И опять, как и после ливанских событий 1982 г., американская пропагандистская машина раструбила о несовершенстве советской военной техники. В журналах (в том числе и в некоторых наших) десятками публиковались фотографии уничтоженных «семьдесятдвоек» в самых мрачных ракурсах, описания того, как доблестные американские танкисты расстреливали их из пушек «Абрамсов» с первого выстрела на дальностях более 3000 м. Никто не спорит, были случаи, когда иракские Т-72 уничтожались и из М1А1. Но вот ведь в чем загвоздка – все уничтоженные «семьдесятдвойки» (да и другие танки тоже) записали на свой счет американские танкисты. Причем по разным американским источникам цифры уничтоженных иракских танков разнятся на тысячи – от 500 до 4000! Правда, сами же зарубежные издания подвергают сомнению эти цифры... Другие американские журналы все же написали, что для уничтожения иракских Т-72 чаще всего использовались ПТРК TOW с дальностей более 3000 м, ближе к иракским танкам подходить боялись. В целях снижения эффективности стрельбы американских ПТУР на некоторых иракских «семьдесятдвойках» устанавливался на башне постановщик помех китайского производства. Стрельба ракетами TOW по таким танкам успеха не имела, поэтому для уничтожения одного Т-72 американцами выделялись не менее 3 танков М1А1 при поддержке 2-3 БМП М2 «Бредли», при этом старались обойти его с тылу или хотя бы с фланга, в лоб, как правило, не стреляли. По возможности, для уничтожения иракских танков привлекалась авиация или мощная корабельная артиллерия. На их долю приходится львиная доля уничтоженных танков армии Ирака. И все же большая часть танков, в первую очередь Т-72, при отступлении уничтожались самими иракскими танкистами из-за нарушений в снабжении топливом и боеприпасами. Были случаи, когда на поле боя оставались почти целехонькие, на первый взгляд, «семьдесятдвойки»." Автор : С. Суворов, 2001 г Источник: «Танк Т-72: вчера, сегодня, завтра» вот так превосходство "Абрамса" над "древним" Т-72, в котором сидели полуграмотные арабы :-)))
nnovev
nnovev 24 Мая 2010, 19:05
to weaponchick возможно, но тогда хотелось бы увидеть более конкретные цифры со ссылкой на источник, а не голое соотношение да и в битве под Прохоровкой я не думаю, что наши потери соотносились с немецкими как 8 к 1 3 к 1 - может быть, но, скорее всего - 2 к 1... нужно обратиться к первоисточникам :-)))
uncle_vova
uncle_vova 05 Мая 2010, 22:05
2 Ярик П., ога, содержать армию бесполезно, все равно никто не умеет воевать, вот как только война начнется, научимся так сказать воевать тогда уже можно и войска создавать, а так хуле толку, одни расходы, кажысь по этому принципу Россия с Украиной успешно продвигаются, а вот американцы тупые, такие тупые...
stranger_chel
stranger_chel 29 Апреля 2010, 09:04
Уважаемая редакция, в статье, в комментарии к фото на стр. 99, Вы пишете, что на Челябинском Кировском заводе (сейчас Челябинский тракторный завод - ЧТЗ) происходила сборка танков Т-34-76. Это не в полной мере соответствует действительности. ЧТЗ в годы войны специализировался на выпуске тяжелых танков - сначала КВ-1, затем ИС-2, ИС-3. В годы Великой Отечественной войны завод ЧТЗ, вместе с семью частично или полностью передислоцированными в город предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее получивший неофициальное прозвище «Танкоград». В сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок; 48,5 тысяч танковых дизельмоторов; 17,7 миллионов заготовок боеприпасов. Предприятием было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер. На фотографии на стр. 99 изображен сборочный цех башен КВ-1, а не Т-34, и действительно с пушкой Ф-34, а не Ф-32, устанавливаемой на Челябинском тракторном заводе на КВ-1 с января по октябрь 1941 года, и отличавшейся длиной ствола (Ф-32 - 2,4 м, а Ф-34 - 3,1 м). Согласно приказа замнаркома обороны Г.Кулика от 18 февраля 1941 года, орудие Ф-34 на заводе № 92 было установлено в башне танка КВ-1, причем испытания прошли в феврале-марте 1941 года и дали положительный результат. Но весной 1941 года для КВ уже ожидалась пушка с баллистикой 76-мм зенитного орудия (ЗИС-5) и вооружение его пушкой Ф-34 признали неперспективным. Тем не менее, 22 сентября 1941 года, ввиду трудностей с производством на Кировском заводе орудий Ф-32, НКТП издал приказ № 26сс, предписывающий срочно разработать на ЧТЗ вариант установки орудия Ф-34 в танк КВ-1, а Уралмашзаводу обеспечить для него поставку бронемасок. До конца сентября 40 пушек Ф-34, переделанных таким образом, отгрузили заказчику. А с 1 октября на вооружение танка КВ была принята танковая пушка ЗИС-5, в основном повторяющая конструкцию Ф-34.
Тимофей Фурманов
Тимофей Фурманов 27 Апреля 2010, 11:04
после репрессий мы учились воевать заново.. многих умных решили порешить..