Зачем СССР пытался построить авианосцы и почему все планы пошли прахом

Инженеры СССР годами пытались построить боевые авианосцы, однако все корабли в итоге были либо проданы другим странам, либо не доделаны.
Зачем СССР пытался построить авианосцы и почему все планы пошли прахом

Без сомнений, советская власть сделала очень много для развития нашей страны. Тем не менее, не все планы СССР удалось реализовать в период своего существования

После победы коммунистов в 1917 году наука и техника были выдвинуты на передний план для модернизации советских республик. Военные не были исключением и вкладывали ресурсы в передовые на тот момент технологии, такие как танки, воздушно-десантные войска, наземные и воздушные ракеты. По приказу Иосифа Сталина были запущены несколько проектов авианосцев, в том числе первый проект строительства подобных крейсеров «Измаил».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый авианосец СССР

В 1927 году советское руководство одобрило планы строительства авианосца путем преобразования недостроенного линейного крейсера Императорского российского флота «Измаил», строящегося с 1913 года, в полноразмерный авианосец. Построенный как линейный крейсер, «Измаил» должен был водоизмещать тридцать пять тысяч тонн, что делало его соизмеримым с авианосцем типа «Лексингтон» ВМС США, на борту которого могло находиться до семидесяти восьми самолетов.

К сожалению, для нового советского военно-морского флота переоборудование «Измаила» так и не было завершено, и корабль в конечном итоге был списан. Идея советского авианосца имела своих сторонников, но многие другие военные, в том числе блестящий молодой маршал Тухачевский указал, что каким бы большим он ни был, Советский Союз не мог позволить себе создать армию и флот, соответствующую другим мировым державам. Тухачевский был прав, и военно-морской флот отошел на второй план перед амбициями Красной Армии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авианосцы СССР

Советский Союз при Сталине перешел на пятилетки, а в 1938 году, в рамках третьей пятилетки, заложил основу для пары авианосцев. Так называемый класс «Проект 71» был основан на крейсерах класса «Чапаев» водоизмещением тринадцать тысяч тонн и 192-метровой взлетной палубой.

Каждый из авианосцев должен был нести по пятнадцать истребителей и тридцать торпедоносцев, один из которых будет передан Балтийскому флоту, а другой — Тихоокеанскому флоту. Авианосцы были утверждены в 1939 году, но так и не были завершены, их строительство было прервано Второй мировой войной. Был предложен второй проект более тяжелого авианосца водоизмещением в двадцать две тысячи тонн, но их строительство так и не началось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После войны, когда Красная Армия стала доминирующей сухопутной державой в Евразии, советский военно-морской флот снова потребовал больше авианосцев. Военно-морской штаб хотел, чтобы силы из пятнадцати авианосцев, девяти больших и шести малых, были разделены между Тихоокеанским и Северным флотами, причем шесть крупных авианосцев были выделены Тихоокеанскому, а остальные — Северному флоту. Однако Сталин не хотел авианосцев, предпочитая полагаться на линкоры и крейсера. Советская промышленность прикрыла Сталина, объяснив, что у них еще не было возможностей для строительства новых типов кораблей.

В 1962 году СССР начал строительство двух авианосцев на николаевских верфях на Украине. Два авианосца, «Москва» и «Ленинград», были компромиссными кораблями, передняя половина которых выглядела как обычный крейсер с управляемыми ракетами, а задняя половина состояла из полетной палубы, ангара и лифта, который перевозил самолеты между ними. Класс «Москва», вероятно, предназначался для противостояния американским и британским подводным лодкам с ракетами «Поларис», действующими вблизи советских вод.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждый корабль «Москва» нес до 12 противолодочных боевых вертолетов, но в остальном ему не хватало наступательного вооружения.

За классом «Москва» в 1970-х и 1980-х годах последовал класс «Киев», у которого была аналогичная миссия, но Соединенные Штаты были на грани развертывания ракеты «Трайдент» еще большей дальности. Это означало, что советскому флоту придется действовать еще дальше от своих родных вод и, возможно, столкнуться с авианосцами ВМС США. В результате у авианосца «Киев» появилось наступательное вооружение в виде противокорабельных ракет SS-N-12 «Песочница», каждая из которых могла нести ядерную боеголовку мощностью 350 килотонн. Были построены четыре «Киева», а пятый был начат, но так и не был завершен.