МиГ-29К: самолет, который задумали в СССР, а пустили в эксплуатацию в России

В 1988 году состоялся первый полет первого палубного истребителя ОКБ МиГ – «изделия 9-31», будущего МиГ-29К.
МиГ-29К: самолет, который задумали в СССР, а пустили в эксплуатацию в России
Wikipedia

Сказать, что этому самолету выпала очень непростая судьба, значит, не сказать ничего. МиГ-29 изначально не должен был иметь палубной модификации, так как ОКБ МиГ готовило на эту роль МиГ-23К. Именно он должен был войти в состав авиакрыла первых советских полноценных авианосцев проекта 1143.5. МиГ-23К первым приступил к тренировкам на крымском полигоне НИТКА, но задержка строительства авианосцев привела к тому, что Министерство обороны СССР решило отказаться от этого самолета в пользу более перспективного МиГ-29. Тем более, что МиГ-23 по многим параметрам перестал удовлетворять военных к началу восьмидесятых годов прошлого века.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разработка палубного истребителя МиГ-29К началась в 1984 году и предусматривала весьма серьезные отличия от базового МиГ-29: самолет получил усиленный планер с возросшей до 15% долей композитных материалов, усиленное шасси с полностью новой передней стойкой, складывающиеся крылья, чей размах в сложенном виде составлял 7,8 метра. Отказ от тормозного парашюта и замена его тормозным гаком, усиленная антикоррозийная защита, доработанная механизация крыла, снижение веса — все это позволило увеличить до 4500 кг полезную нагрузку и запас топлива. Также истребитель обзавелся системой дозаправки в воздухе, новой РЛС «Жук-МЭ» и доработанными двигателями РД-33МК.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Максимальный взлетный вес МиГ-29К составлял 24 400 кг, дальность полета с подвесным топливным баком – 1050 км, максимальная скорость – 2200 км/ч, практический потолок – 17 000 метров. Самолет предназначался для обороны авианосной группы на небольшом удалении от неё, завоевания превосходства в воздухе и удара по морским и наземным целям. Предполагалось, что на авианосце «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» будет базироваться 36 истребителей МиГ-29К.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако развитию проекта помешал распад СССР, отсутствие финансирования и тяжелая экономическая ситуация в стране в девяностые годы, в результате чего работы по МиГ-29К были свернуты. Как и многие другие оборонные программы тех лет, перспективы самолета были неясны, и, фактически, проект находились на грани полной ликвидации. Как известно, в постсоветские годы страна переживала небывалый расцвет зашкаливающего пацифизма, когда на самом высоком уровне утверждалось, что врагов у новой России нет и быть не может, и что вчерашние вероятные противники стали нашими лучшими друзьями. И что в таких условиях России, по большому, счету не нужны авианосцы и палубные истребители. Тем более, что к тому времени был разработан палубный Су-33, следовательно, надобность ещё и в МиГ-29К отпадала. Экономика и финансовые возможности страны были не в том состоянии, чтобы одновременно «тянуть» два типа палубных истребителей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее, в 1999 разработка истребителя была возобновлена и во многом это связано с тем, что Индия пожелала обзавестись новым авианосцем, если быть точнее, то Россия предложила индийской стороне перестроенный в авианосец авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» и полностью укомплектованное авиакрыло, состоящее из одноместных истребителей МиГ-29К и двухместных МиГ-29КУБ. Индийцев такое предложение заинтересовало и в дополнение к контракту о приобретении «Адмирала Горшкова», переименованного в «Викрамадитью», в 2004 году был заключен контракт и на поставку 16 истребителей МиГ-29К/КУБ. Однако самолет ещё не был, что называется, доведен «до ума» и ушло ещё четыре года, прежде чем первый серийный МиГ-29К впервые поднялся в воздух.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самое интересное, что с задержкой почти в двадцать лет в 2012 году контракт с РСК «МиГ» на поставку палубных истребителей МиГ-29К подписало Министерство обороны РФ. Таким образом, Россия стала второй страной после Индии, принявшей на вооружение этот истребитель, хотя впервые на палубу «Адмирала Кузнецова» МиГ-29К приземлился ещё 1 ноября 1989 года. Но лучше поздно, чем никогда, тем более за годы «заморозки» проекта, конструкторы пусть и неспешно, но все же улучшали характеристики самолета. И касается это не только разработки двухместной модификации: многое было улучшено и доработано «по мелочам», что позволило МиГ-29К считаться истребителем поколения 4+.

Довелось МиГ-29К и повоевать: в 2016 году истребители наносили удары по позициям террористов в Сирии и один самолет, к сожалению, был потерян. В результате технической неисправности истребитель упал в море, не долетев до «Адмирала Кузнецова» нескольких километров.