Ученые обнаружили, как питание может влиять на риск развития рака

Плохое питание связано со многими заболеваниями, среди которых ожирение, болезни сердца, сахарный диабет 2 типа и рак, в том числе молочной железы, матки и толстого кишечника. Недавно ученые обнаружили «таинственную связь» между питанием и раком.
Ученые обнаружили, как питание может влиять на риск развития рака
Возможно, это позволит ученым найти более эффективное средство против рака

Хотя считается, что многие пищевые продукты связаны с повышенным или сниженным риском развития рака, по данным Национального института рака, пока ни одно исследование не показало, что какой-либо диетический компонент непосредственно вызывает рак или защищает от него.

Канцерогенная пища

Под канцерогенным веществом понимается любое природное или искусственное вещество, способное вызывать рак. Это может быть не только еда, однако нитраты и нитриты, некоторые пищевые добавки (Е121, Е123), а также пища, которую сильно зажарили, — также канцерогены.

Новое исследование, проведенное Национальным университетом Сингапура, выявило механизм, который может помочь объяснить, почему неправильное питание увеличивает риск развития рака.

В ходе клеточных исследований ученые обнаружили, что метилглиоксаль, который образуется, когда клетки расщепляют глюкозу для высвобождения энергии, может подавлять гены, защищающие от рака. Они предполагают, что неправильное питание приводит к повышению уровня метилглиоксаля, увеличивая вероятность развития рака.

Рак и плохое питание

фиш энд чипс

Метилглиоксаль является побочным продуктом метаболизма глюкозы, белков и липидов. Это небольшая химически активная молекула, которая может нарушать функции клеток, поэтому расщепляется ферментами на менее вредные вещества. Однако, как показывает исследование, если образуется слишком много метилглиоксаля, его избыток может привести к повреждению ДНК.

Исследователи впервые изучили влияние метилглиоксаля на клетки людей, унаследовавших копию мутировавшего гена BRCA2, который увеличивает риск развития рака молочной железы и яичников.

Они обнаружили, что метилглиоксаль временно отключает подавление опухоли с помощью BRCA2, что может увеличить вероятность развития рака. В рамках эксперемента метилглиоксаль повреждал ДНК в клетках, которые имели мутантную форму гена BRCA2. Повторное воздействие метилглиоксаля увеличивало степень повреждения ДНК.

картошка фри

«Хорошо известно, что некоторые люди подвержены высокому риску развития рака молочной железы, яичников, поджелудочной железы или других видов рака, потому что они наследуют дефектную копию гена, предотвращающего рак — BRCA2 — от своих родителей. Наши результаты показывают, что клетки таких людей особенно чувствительны к воздействию метилглиоксаля», — пишут авторы работы.

Ученые считают, что это происходит, потому что метилглиоксаль образует группу сложных соединений, известных как конечные продукты повышенного гликирования (AGE), которые накапливаются в организме и способствуют развитию различных заболеваний, включая диабет и ожирение.

Высокий уровень метилглиоксаля часто встречается у людей с преддиабетом и сахарным диабетом, а также может быть результатом ожирения и неправильного питания. У людей с преддиабетом/сахарным диабетом уровень глюкозы выше нормы. Часть этой избыточной глюкозы расщепляется путем гликолиза, что, в свою очередь, повышает уровень метилглиоксаля.