РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Воздушные гладиаторы: Авиагонки

Начиная с 1964 и вплоть до 2010 года авиагонки Reno Air Race унесли 19 жизней. В грандиозной катастрофе сезона 2011 впервые за всю историю гонок пострадали зрители. Возможно, этот инцидент повлечет за собой закрытие одного из самых зрелищных спортивных шоу на планете.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Невада не самое веселое место на Земле. Тем не менее отели городка Рино, ютящегося в пустынных предгорьях Сьерра-Невады, ломятся от туристов. 150 лет назад в этой глухомани нашли золото. И хотя жилы быстро опустели, золото и азарт поселились здесь навсегда. Лотки и лопаты превратились в рулетки и карточные столы, дощатые салуны — в роскошные рестораны, а потомки старателей сменили джинсы с заклепками на костюмы крупье. Пропитанный адреналином воздух Рино буквально вибрирует от звона жетонов, и только в середине сентября какофония казино тонет в рокоте авиационных двигателей: в течение шести дней «самый большой маленький город в мире» принимает самые быстрые и опасные в мире авиагонки — Reno Air Races.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Американцев принято считать «нацией на колесах», но определение «нация на крыльях» будет не менее точным. Авиационный бум начался в Штатах в далеких 1920-х, когда страна едва успела освоиться за рулем Жестяной Лиззи. Идея об организации воздушных гонок была экспортирована в Новый Свет из Франции, где с 1913 года банкир и энтузиаст авиации Жак Шнайдер регулярно проводил состязания для гидросамолетов (наземной аэродромной сети тогда еще не существовало) на маршруте протяженностью 280 км. Летательные аппараты тяжелее воздуха были тогда диковинками, и поглазеть на них собирались толпы зевак — первое шоу в бухте Монако собрало почти 200 000 зрителей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ноябре 1920 года известный издатель Ральф Пулитцер (его отец Джозеф основал знаменитую Пулитцеровскую премию), воодушевленный примером Шнайдера, с грандиозным размахом провел первое в Америке авиашоу Pulitzer Trophy. В программу 10-дневного мероприятия на аэродроме Roosevelt Field входили соревнования по технике взлета и посадки, пилотажу, показательные прыжки с парашютом, гонка на дирижаблях и старт массового авиапробега Нью-Джерси — Кливленд. После оглушительного успеха Pulitzer Trophy страну захлестнула волна разнокалиберных авиафестивалей. Их участниками были несколько десятков обладателей двухместных бипланов, усердно летавших от Нью-Йорка до Сан-Франциско.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце 1920-х, когда авиационная промышленность уже набрала обороты и скорости серийных самолетов перешагнули рубеж в 400 км/ч, компания Thompson из Кливленда организовала первую в мире пилонную гонку с участием лучших летчиков Америки. Правила Thompson Trophy были предельно жесткими: в серии групповых полетов машины любых типов с моторами любой мощности должны были преодолеть кольцевой маршрут длиной 16 км, ограниченный 15-метровыми столбами-пилонами. Чтобы зрители могли наблюдать все перипетии рискованного пилотирования, высоту полетов ограничили эшелоном от 15 до 110 м, а финишный пилон поставили напротив трибун. Пилонные гонки Thompson Trophy пользовались в Америке бешеной популярностью и с перерывом на Вторую мировую проводились вплоть до их запрета функционерами FAA в 1949 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пауза растянулась на 15 лет. В это время распалось большинство команд, гонявшихся на Курсе Кливленда, а их самолеты пошли по рукам. Многие пилоты Thompson Trophy переквалифицировались в авиакаскадеров и инструкторов по пилотажу. Новое же поколение авиаторов, прошедшее горнило войны, откровенно скучало: шоу для праздных зевак и участие в «бесконтактных» гонках на скорость не могли утолить их адреналиновый голод.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В число скучающих входил и Билл Стед из Невады, выигравший в середине 1950-х девять престижных гонок на гидропланах, включая Национальный чемпионат 1959 года. В 1962 году Стед, который в юном возрасте боготворил смельчаков из Thompson Trophy, провел огромную работу по возрождению пилонных единоборств. Заручившись поддержкой друзей в конгрессе, он не только добился отмены санкций FAA, но и привлек к участию в гонках пилотажную группу ВВС США Thunderbirds. Подходящее поле для гонок, вписывающееся в требования FAA, Стед нашел, не выходя из дома: 650-метровая грунтовка заброшенного аэродрома Sky Ranch стала взлетной полосой, а соседний пустырь — пилонным курсом. В таком виде свет увидела первая Reno Air Race 1964 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Классовая борьба

Призовой фонд первой гонки в Reno по заимствованной у Thompson Trophy очковой системе разыграли три класса летательных аппаратов: Biplane, Formula One и Unlimited. Впрочем, очковая система была отменена уже в 1965 году, а еще через год гонка переехала на 20 миль к западу. Выведенная из эксплуатации авиабаза ВВС США Stead (названная в честь брата Билла Стеда, пилота, погибшего в 1949 году в авиакатастрофе) оказалась идеальным местом для проведения схваток воздушных гладиаторов. Правда, сам отец-основатель на новоселье не присутствовал: в апреле 1966 года из-за неисправности двигателя своего Bushby Mustang Стед разбился на этапе Национального чемпионата Formula One во Флориде. Над осиротевшими гонками нависла тень банкротства, но крылатое братство пилотов и городские власти Рино сумели спасти проект.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем временем программа состязаний расширялась. В 1968 году в нее были включены машины класса T-6, в 1998-м добавился класс Sport, а в 2002-м — реактивный Jet. Практически все самолеты, участвующие в Reno Air Race, включая мультяшные бипланчики, юркие «формульные» монопланы и скоростные торпеды класса Sport — это гаражные самоделки. Даже представители главного калибра Рино, боевые машины класса Unlimited, хоть и сохраняют заводские имена — P-51 Mustang, Grumman F-8F, Lockheed P-38, Hawker Sea Fury, Як-3, FockeWulf-190 и т. д., но модернизированы настолько, что по летным характеристикам отличаются от своих серийных «однофамильцев» как хоккей от фигурного катания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исключение — лишь реактивные старички класса Jet, представленные надежными «альбатросами» и «дельфинами» чешского КБ Aerovodochody, а также старые учебные машины ВВС США T-6 Texan. В классе T-6 запрещено не только наращивание мощности заводской «звездочки» Pratt & Whitney R-1340 свыше штатных 650 л.с., но и установка на нее неоригинальных запчастей. Под запретом любые переделки фюзеляжа, крыльев и органов управления, необозначенные в заводской спецификации T-6. Даже винт у каждого T-6 обязательно должен быть «родной» — трехлопастный алюминиевый Hamilton Hydromatic с характерной «сверхзвуковой» ноткой в голосе.

Впрочем, кое-какие шалости гонщикам разрешены: балансировка поршней, полировка цилиндров, турбонагнетателя и карбюратора, а так же заполнение воском швов и натирка их до полярного сияния для улучшения аэродинамики. Кроме того, пилот может облегчить машину, вытащив из кабины заднее инструкторское сиденье. Полеты класса Т-6 хоть и не поражают запредельными скоростями (от 360 до 380 км/ч), зато приковывают внимание публики настоящей честной борьбой, в основе которой лежат не грубые лошадиные силы, а летное мастерство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На бреющем полете

Всем действом в Рино заправляет ассоциация RARA. В ней числится всего пять штатных работников и огромное количество волонтеров, попасть в число которых считается большой удачей. С 1998 года для всех пилотов, заявившихся в Reno Air Race, за три месяца до гонки проводится семинар с практической отработкой воздушного и «лошадиного» старта (старта с взлетной полосы, применяемого в классах Biplane и Formula), техники безопасного пилотирования при обгонах и аварийного выхода с Курса. За практикой внимательно наблюдают инспекторы FAA, которые за слабую подготовку могут запросто лишить любого пилота лицензии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главное на семинаре — визуальное привыкание к Курсу, который размечен 15-метровыми пилонами на большом плато, зажатом между взлеткой, пригородами Рино и горой Пивайн. На макушках пилонов закреплены маркеры — красно-белые бочки без днища. Старший судья на пилоне во время полетов находится прямо под бочкой, и если на вираже любая часть самолета пересекает воображаемый вертикальный цилиндр, то нарушитель получает две секунды штрафа на круге. Если машина выходит за пределы эшелона, ограниченного высотой от 15 до 107 м (на финише потолок снижается до 80 м), результат участника аннулируется.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все виды опасного пилотирования (обгон слева, подрезание, намеренное торможение или рыскание) караются дисквалификацией. Впрочем, по меркам FAA, то, что творится на Reno Air Race, — это настоящий беспредел: соперники мчатся по Курсу, едва не касаясь крылом земли, такой плотной группой, что, как правило, на финише лидеров и аутсайдеров разделяют считанные секунды. К радости пилотов и зрителей, в отведенной для Reno Air Race зоне правила FAA не действуют, хотя патрульный самолет инспектора непрерывно кружит над аэродромом Reno Stead.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Курсы Рино, а всего их четыре, имеют форму овала и по сути представляют собой один нескончаемый левый вираж. Чтобы оптимально «загрузить» рули высоты при почти постоянном крене в 70−90 градусов, гонщики стараются сдвинуть центр тяжести машины как можно ближе к хвосту при помощи балласта. По словам 12-кратного чемпиона Рино Дэррила Гринамайера, главное — не допускать резкой работы ручкой и педалями и избегать скольжения, которое равносильно езде юзом на гоночном автомобиле. Скольжение снижает курсовую скорость и заставляет пилота маневрировать с перегрузками свыше 3 -3,5g. Хорошие гонщики не жмутся к пилонам и не совершают рискованных обгонов в пелетоне, опасаясь «завязнуть» в вихревом следе винта соперника и потерять темп. Единственная тактика, гарантирующая хорошие секунды — мощный стартовый спурт. Потеря выгодной позиции может обернуться вынужденным ковылянием за плотной группой лидеров. Попытки обгона нырянием на предельную высоту и «облизывание» пилонов на максимальных оборотах чреваты большой бедой. И иногда она приходит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проклятие призрака

Все экстремальные виды спорта, и технические особенно, имеют свое «кладбище». Reno Air Races не исключение. До 2011 года в мартирологе Рино было 19 фамилий, и в большинстве случаев причиной гибели пилотов был отказ техники. Зафиксировано лишь четыре летальных эпизода, вызванных человеческим фактором. В 1975 году Майк Уошбэрн предпринял неудачную попытку стартового отрыва от соперников, чересчур близко прижался к первому пилону и срезал об него крыло своего Т-6. Падение на скорости 330 км/ч не оставило ему никаких шансов. Через три года в результате столкновения в воздухе погибли «одноклассники» Уошбэрна — опытный Дон Де Уолт и новичок Дмитрий Приян, а в «черном» 2007 году разбились сразу трое, в том числе пятикратный чемпион Рино в классе Formula One Гари Хюблер, имевший 17 000 часов налета. И все-таки последний сезон Reno Air Race побил все мрачные рекорды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

16 сентября 2011 года во время вылета Золотого звена в классе Unlimited пятитонный P-51 Mustang Galloping Ghost 74-летнего авиакаскадера Джимми Лиуорда при прохождении ближнего к зрителям виража внезапно потерял управление и врезался в VIP-трибуну. В результате этой трагедии погибли 11 человек, включая пилота, и еще 69 получили тяжелые ранения. Судя по всему, причиной катастрофы стало флаттерное разрушение триммера левого руля высоты.

P-51 Mustang был собран в 1946 году. В 1949-м первый его владелец, авиатор и миллионер Брюс Рейнолдс, модернизировал самолет, заменив слабенький Packard V-1650−7 на 2200-сильный Rolls-Royce Merlin. Когда после 30 лет скитаний по Америке машина перешла к Лиуорду, 2200 британских лошадок стараниями его механиков были превращены в 3800. По мнению Лайла Шелтона, ветерана Рино, после этого механическая прочность конструкции Mustang перестала соответствовать его сумасшедшей энерговооруженности. Со временем усталость металла прогрессировала, и 16 сентября 2011 года триммер «Несущегося призрака» не выдержал нагрузок на вираже.

В далеком 1949 году на пилонной гонке Thompson Trophy в Кливленде «Призрак» Стива Бевилла стал виновником катастрофы, унесшей жизни молодой женщины, ее маленького сына и знаменитого летчика Билла Одома, совершившего в 1947 году одиночный кругосветный полет на Douglas A-26 Invader. Эта трагедия наделала много шума в прессе, и под давлением общественности FAA наложила запрет на проведение пилонных гонок в Кливленде. Вполне вероятно, что трагедия, произошедшая в минувшем сентябре, поставит крест и на Reno Air Races.

Загрузка статьи...