Что в раллийных гонках делает штурман: простой вопрос и неочевидный ответ

В большинстве соревнований этой категории экипажи состоят из двух человек. Второй член экипажа играет более важную роль, чем штурман на корабле.
Что в раллийных гонках делает штурман: простой вопрос и неочевидный ответ
dimitrisvetsikas1969, Pixabay. CC0
В большинстве категорий раллийных гонок второй водитель, он же штурман, является обязательным членом команды.

Из названия понятно, что его основная роль – заранее предупреждать водителя о поворотах и сложных участках, сверяясь с картой и своими заметками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В большинстве других видов автоспорта водители имеют возможность детально изучить трассу до гонки. Например, в «Формуле-1» этапы Гран-при из года в год проходят на одной и той же трассе, поэтому пилоты могут тренироваться на симуляторах, заучивая все её изгибы назубок, а прямо перед гонкой им позволяют даже прогуляться по треку. В ралли у гонщиков нет такой роскоши.

Конечно, существуют тестовые заезды, во время которых водитель и второй пилот составляют записи, отмечая, под каким углом трасса изгибается, все взгорки и ложбинки, спуски и подъёмы. Интенсивность поворотов и их длина, допустимая скорость – все это отмечается в карте штурмана.

Вторая, не менее сложная задача – суметь передать во время гонки информацию пилоту. Времени произнести полную фразу, вроде «через 100 метров поверни на 180 градусов вправо» у штурмана нет – пока он это говорит, машина долетит до поворота и войдёт в него на слишком высокой скорости. Поэтому он использует своего рода «птичий язык», состоящий из очень коротких сообщений.

Хотя в разных командах терминология может отличаться, есть несколько общепринятых правил. Например, виражи часто обозначают цифрами: «1» может означать легкий вираж, а «6» – крутой поворот на 180°.

Не только навигатор, но и психолог

Опытные спортсмены знают, что хороший второй пилот – это куда больше, чем хороший штурман. От его работы сильно зависит психическое состояние пилота. Ралли – довольно изнурительный вид спорта, а штурман может помочь водителю поддерживать внимание в ходе гонки, не давать остыть драйву.

Пилот и штурман с призами, ралли, фото
В командном спорте нет второстепенных ролей.
The Star