«Формула-1» против «Формулы-2»: чем отличаются болиды двух самых крутых гонок

Когда мы слышим про «Формулу-1», сразу вспоминаются бешеные скорости, легендарные гонщики и шум трибун. Но рядом существует и «Формула-2», которую можно назвать настоящей кузницей кадров для «королей автоспорта». Внешне автомобили двух гонок очень похожи, даже соревнования в этих классах зачастую проходят в один день и на одной трассе. Однако отличия есть и не всегда очевидные. Давайте разберемся, чем отличаются болиды этих чемпионатов.
Рома Назаров
Рома Назаров
«Формула-1» против «Формулы-2»: чем отличаются болиды двух самых крутых гонок
Montreal Grand Prix
Только знаток определит, болид какой серии изображен на этом фото.

Болидом изначально называется яркий крупный метеорит. В гонках участвуют автомобили, сконструированные особенными способами, которые влияют на невероятную скорость машин – прямо как у метеорита. Так в чем же отличия двух «метеоритов» для «Формулы-1» и «Формулы-2»?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Школа мастерства: Формула 1 и 2

Формула-1 и Формула-2 ─ это вершина автоспорта, где синтез скорости, технологий и мастерства пилотов дарят яркое зрелище и бурные эмоции. Формула-1 считается главной серией мирового уровня, где соревнуются лучшие гонщики планеты и самые инновационные болиды. Формула-2 же выступает как «младшая лига», но играет колоссальную роль: именно здесь молодые таланты оттачивают навыки перед переходом в F1.

В мире спортивных команд к классу F2 относятся, по большому счету, как к отборочному для старшей серии. Большинство будущих пилотов «Формулы-1» проходят через него, оттачивая навыки и нарабатывая репутацию. Многие звезды F1, такие как Шарль Леклер, Джордж Расселл и Льюис Хэмилтон, прошли через F2. Получается, что вторая Формула ─ это школа, а раз это школа, то и порядки здесь школьные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Машины для «Формулы-2» делает фирма Dallara.
Машины для «Формулы-2» делает фирма Dallara. У всех команд они одинаковые.
F1 Chronicle
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В школах часто правила очень четкие, не всегда гибкие, и F2 ─ наглядный тому пример. Болиды здесь медленнее: если в «Формуле 1» используется двигатели мощностью 1000 лошадиных сил, то в младшей серии эта цифра составляет около 650. «Формула-1» знаменита своими бюджетами: команды тратят неимоверное количество финансов на улучшение технологий, в частности, болиды имеют сложную аэродинамику, гибридные силовые установки, а в «Формуле-2» все болиды сделаны по одной спецификации: здесь и одинаковое шасси, и моторы, и шины.

История Формулы-1 и Формулы-2
widget-interest

Формула-1 появилась в 1950 году как главная категория автоспорта под эгидой Международной автомобильной федерации. Она выросла из довоенных Гран-при и быстро стала ареной для лучших пилотов, инженеров и самых быстрых болидов мира. Формула-2 же родилась чуть раньше — в 1948 году.

Однако, меньший бюджет и большие ограничения не делают школу незначительной – наоборот, это важная площадка для развития, для старта, накал борьбы здесь ничуть не меньше, потому что на первое место встает умение пилота, а не техника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разница болидов в «Формуле-1» и «Формуле-2»

Как мы уже писали выше – разница есть, в «Королевской формуле» есть поле для инженерной фантазии и денег, а F2 ограничена производителем, сейчас это Dallara. Кажется, что разница невелика – в младшей серии скорость достигает 330 км/ч, а в старшей 360 км/ч – однако на трассе любая секунда важна.

Если рассматривать немного подробнее, то картина следующая: двигатели разные. В «Формуле-1» используются гибридные V6 с турбонаддувом. Такое решение увеличивает мощность и эффективность, улучшает топливную экономичность и снижает выбросы из-за электродвигателя и батарей. Спортивные автомобили выбирают такие агрегаты не случайно, это существенно повышает динамические характеристики. В F2 же используются двигатели без гибридных систем, что снижает их мощность, предоставляя пилоту решать судьбу.

Рекорд самого быстрого пит-стопа в Формуле-1 — всего 1,82 секунды (Red Bull, 2019 год)

Размеры и вес болидов также отличаются. В «Формуле-1» длина около 5,5 м, вес с пилотом примерно 798 кг, представляете, какая махина. «Формула-2» может похвастаться длиной около 5,2 м, а весом примерно 755 кг. Кстати, это преимущество, потому что меньший вес делает болиды чуть маневреннее, хотя и менее устойчивыми на высоких скоростях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шины играют ключевую роль в стратегии гонок, ведь именно они определяют сцепление и износ во время заездов. В старшей серии поставщиком шин является компания Pirelli, которая предоставляет разные смеси — от сверхмягкой до жесткой, плюс дождевые варианты. Стратегия выбора шин сильно влияет на исход гонки. В «Формуле-2» также используется резина Pirelli, но количество смесей ограничено, чтобы упростить стратегию. Это, опять же, позволяет больше сосредоточиться на навыках пилота, чем на хитрых тактических решениях инженеров.

Болид F1 команды Red Bull photo
Болид F1 команды Red Bull
Sky Sports
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем отличаются гонки: календарь и регламент

Обе серии делят календарь: Формула-2 часто выступает в качестве поддержки Формулы-1 на тех же трассах. Формула-1 проводит 24 этапа, включая престижные Гран-при в Монако, Монце, Сильверстоуне и других легендарных местах.

«Формула-2» ограничивается 14–15 этапами, но почти всегда это те же уик-энды, что и F1. Благодаря этому молодые пилоты получают возможность показать себя перед командами «королевских гонок».

Словарик

Гоночный уик-энд — это весь комплекс событий на трассе, который длится 3–4 дня. Два дня уходит на свободные практики, а в третий день проходит главная гонка.

Пит-стоп — это остановка болида в специально выделенной зоне (пит-лейн) для обслуживания. Здесь происходи замена шин, коррекция настроек болида или ремонт повреждений.

Различия в регламенте делают гонки по-своему интересными: в «Формуле-1» гонки длиннее — около 305 км, по времени это примерно полтора часа, иногда чуть больше. В «Формуле-2» проходят две гонки за уикенд: спринт и основная гонка, что делает зрелище динамичнее. Количество пит-стопов в F2 ограничено, а использование топлива и шин регламентировано жестче, чем в F1.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Created by techinsider.ru using the ChatGPT

Выходит, что разница между гонками влияет на суть соревнований. «Формула-1» — это настоящий полигон для будущего автопрома, потому что здесь тестируются и доводятся до совершенства разные технологии. А в «Формуле-2» подобных технологий нет — акцент делается на равенство условий для всех команд, чтобы в чистом виде оценить умение пилота. Обе «формулы» важны для этого мира не только из-за впечатлений: одна создает легенды в мире автоспорта, другая дает им шанс заявить о себе.