Evo? EVA! Как «Лада» пыталась утереть нос Lancia в самой крутой ралли-серии мира

Мотор от «Жигуленка», разогнанный до 350 сил, полный привод и углепластиковый кузов. Что в этой машине от серийной «Лады»? Да почти ничего.
Evo? EVA! Как «Лада» пыталась утереть нос Lancia в самой крутой ралли-серии мира
Auto.ru
В середине 1980-х Вильнюсский завод транспортных средств VFTS вместе с НАМИ решили потягаться с мировым автопромом в раллийной группе B.

Самая отвязная, с точки зрения технических ограничений, категория разрешала практически любые изменения в конструкции и породила автомобили-монстры, в компактные кузова которых впихивали моторы огромной мощности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советский проект получил название Lada EVA («Экспериментальный вильнюсский завод»), а проектировать его помогал известный латвийский автогонщик Стасис Брундза.

На вид «Самара», а внутри...

Хотя за базу взяли только вставшую на конвейер Lada Samara, фактически, от нее конструкторы взяли лишь центральную часть кузова. Передок и задняя часть были сварены из труб и обвешаны пластиковыми панелями, аэродинамику которых выверяли в авиационной аэродинамической трубе ДОСААФ. Подвеска тоже была оригинальная — спортивная двухрычажная. 

Мотор перенесли назад, получив среднемоторную компоновку с задним приводом. За его основу также взяли серийный движок ВАЗ-2106, но он был расточен до объема 1,86 л, поршни заменили на легкие кованые. Установили новую 16-клапанную головку цилиндров, инжекторный впрыск топлива Bosch и турбонаддув.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С такими изменениями мотор развивал 270 л. с. — в 4 с лишним раза больше серийного «донора». Но этого все еще было недостаточно, чтобы на равных соревноваться с ведущими раллийными командами: такие модели, как Lancia Delta S4, к 1985 году развивали более 400 л. с.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Lada EVA image
Lada EVA
Авто.ру

Кроме того, западные конкуренты к тому времени поголовно перешли на полный привод, и Lada EVA неизбежно проиграла бы им.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поколдовав еще, советские специалисты смогли выжать из мотора сначала 300, а потом и 350 л. с. Разработан был и полноприводный вариант S-Proto, предназначенный для еще более крутой раллийной группы S, еще не созданной.

А потом группы B не стало

Череда смертельных аварий, вызванных сверхмощными автомобилями, привела к ее закрытию, и проект EVA потерял смысл. Как минимум два болида из четырех построенных до сих пор живы и находятся в музее Стасиса Брундзы, где можно восхититься смелой советской разработкой.