Не сказать, что шотландцы Джеральд и Норман Нэрны всю жизнь мечтали организовать что-то безумное и фееричное в транспортной сфере, чтобы удивить шейхов и сгрести миллионы. Наоборот, все началось с неудачи. В годы Первой мировой войны они служили в британской армии на Ближнем Востоке, после чего остались в Сирии, решив открыть автосалон.
Агата Кристи, вооруженные каскадеры и мощные моторы: как работала сирийская «дорога Нэрнов»

Продажи не пошли, и они решили организовать автомобильное сообщение из Бейрута в Хайфу.
И снова неудача, потому что шотландцы сделали ставку на паромобили Stanley Steamer, работавшие на керосине и воде. Паровая машина давала хорошую тягу и мощный разгон, но в условиях пустыни была непрактична, требуя много воды. На разведение паров уходило 20 минут, а машины не имели передач, поэтому водителям приходилось регулировать скорость с помощью клапанов, как в паровозе. Тормозить таким двигателем было невозможно, поэтому тормоза быстро изнашивались.

Гонки по пустыне: Cadillac
Тогда братья купили несколько автомобилей Cadillac, оснастив их дополнительными топливными баками, цистернами для воды и ящиками для запасных частей. По плоской равнине Сирии эти заряженные монстры летели на скоростях более 100 км/ч, проходя 900-километровый маршрут Дамаск-Багдад менее чем за сутки – и это век назад!
Верблюды им, конечно, были не конкуренты, но Нэрны так поставили работу, что транспортную компанию Nairn Transport стали предпочитать железной дороге.

Теперь ее автомобили выполняли перевозки между Бейрутом, Дамаском и Багдадом. Маршрут стал настолько популярен, что его прозвали «дорогой Нэрнов».
Рождение «Пустынного пульмана»
Это была лишь разминка. В 1932 году Nairn купила два грузовика Marmon-Herrington THD-315-6 с полуприцепами для перевозки труб. Подобную технику на Ближний Восток привозили для нефтяных месторождений, но шотландцы переделали их в сочлененные люкс-автобусы. Монстры получили название «Пустынные Пульманы», по ассоциации с роскошными вагонами Pullman.

С технической точки зрения это был верх технологий 1930-х.
Герметичные кузова изготовили в США. Салоны вмещали по 40 пассажиров с багажом и были обставлены не просто с комфортом, а с роскошью, включая кухню, туалет и ледяную воду в кране посреди раскаленной пустыни. Запас воды и еды рассчитывался на неделю, на случай аварии. Стюард разносил напитки, а с кабиной водителя салон соединяла телефонная линия.
Специально под эти автобусы шинная фирма Firestone разработала особые шины, армированные вискозой, способные выдержать нагрев и трение (в те годы шины обычно усиливали хлопком). Срок между заменой шин сразу увеличился с 6000 км до 24000 км, несмотря на то, что путь проходил по необработанным камням и порой приходилось пересекать высохшие русла рек.
Водителей набирали из бывших военных или искателей приключений, собирая со всего Содружества наций, способных выполнить ремонт на месте в экстремальных условиях. Работали посменно, отдыхая на небольшой кровати в кабине. Этим безбашенным парням ничего не стоило на поверхности пустыни лихо выполнить полицейский разворот на тягаче с полуприцепом.

Экипаж вооружали на случай нападения пустынных банд. Несколько таких инцидентов случилось за время работы компании, и лишь в одном случае дело закончилось гибелью человека.
Победившие поезд, но проигравшие таможне
К концу 1930-х годов Нэрны перешли на более совершенные автобусы, построенные на прицепах из нержавеющей стали с тягачами Budd White. Они приобрели обтекаемую форму, а количество шин уменьшилось с 18 до 10, увеличив комфорт и скорость.

Однако затем начались трудности. Становилось все труднее тягаться с самолетами, а превращение колоний в независимые государства сделало Ближний Восток сложным местом для работы: появились таможни на пути и трения в отношениях между местными правительствами, мешавшие работе наземного транспорта.
В 1952 году Норман Нэрн избавился от компании, а к 1959 году она была ликвидирована. Но один из его бывших автобусов еще долгие годы курсировал по маршруту Бейрут-Дамаск, по-прежнему нося фамилию основателя.
Поразительно, но эта сумасшедшая компания ни разу за свою историю не потеряла ни единого пассажира.