Статью можно прослушать

Агата Кристи, вооруженные каскадеры и мощные моторы: как работала сирийская «дорога Нэрнов»

Если у «Безумного Макса» мог быть реальный прообраз, то им точно стал бы автобусный маршрут, организованный неудачниками-братьями от Бейрута до Багдада – вот уж настоящее приключение для любителей адреналина.
Рома Назаров
Рома Назаров
Агата Кристи, вооруженные каскадеры и мощные моторы: как работала сирийская «дорога Нэрнов»
cockpitdz.com
Послушать текст
Содержание

Не сказать, что шотландцы Джеральд и Норман Нэрны всю жизнь мечтали организовать что-то безумное и фееричное в транспортной сфере, чтобы удивить шейхов и сгрести миллионы. Наоборот, все началось с неудачи. В годы Первой мировой войны они служили в британской армии на Ближнем Востоке, после чего остались в Сирии, решив открыть автосалон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Продажи не пошли, и они решили организовать автомобильное сообщение из Бейрута в Хайфу.

И снова неудача, потому что шотландцы сделали ставку на паромобили Stanley Steamer, работавшие на керосине и воде. Паровая машина давала хорошую тягу и мощный разгон, но в условиях пустыни была непрактична, требуя много воды. На разведение паров уходило 20 минут, а машины не имели передач, поэтому водителям приходилось регулировать скорость с помощью клапанов, как в паровозе. Тормозить таким двигателем было невозможно, поэтому тормоза быстро изнашивались.

Паромобиль Stanley Steamer фото
Паромобиль Stanley Steamer
stanleymotorcarriage.com/
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гонки по пустыне: Cadillac

Тогда братья купили несколько автомобилей Cadillac, оснастив их дополнительными топливными баками, цистернами для воды и ящиками для запасных частей. По плоской равнине Сирии эти заряженные монстры летели на скоростях более 100 км/ч, проходя 900-километровый маршрут Дамаск-Багдад менее чем за сутки – и это век назад!

Верблюды им, конечно, были не конкуренты, но Нэрны так поставили работу, что транспортную компанию Nairn Transport стали предпочитать железной дороге.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
nairn way
cockpitdz.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь ее автомобили выполняли перевозки между Бейрутом, Дамаском и Багдадом. Маршрут стал настолько популярен, что его прозвали «дорогой Нэрнов».

Рождение «Пустынного пульмана»

Это была лишь разминка. В 1932 году Nairn купила два грузовика Marmon-Herrington THD-315-6 с полуприцепами для перевозки труб. Подобную технику на Ближний Восток привозили для нефтяных месторождений, но шотландцы переделали их в сочлененные люкс-автобусы. Монстры получили название «Пустынные Пульманы», по ассоциации с роскошными вагонами Pullman.

nairn merriam-herrington desert bus
cockpitdz.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С технической точки зрения это был верх технологий 1930-х.

Герметичные кузова изготовили в США. Салоны вмещали по 40 пассажиров с багажом и были обставлены не просто с комфортом, а с роскошью, включая кухню, туалет и ледяную воду в кране посреди раскаленной пустыни. Запас воды и еды рассчитывался на неделю, на случай аварии. Стюард разносил напитки, а с кабиной водителя салон соединяла телефонная линия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Специально под эти автобусы шинная фирма Firestone разработала особые шины, армированные вискозой, способные выдержать нагрев и трение (в те годы шины обычно усиливали хлопком). Срок между заменой шин сразу увеличился с 6000 км до 24000 км, несмотря на то, что путь проходил по необработанным камням и порой приходилось пересекать высохшие русла рек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Водителей набирали из бывших военных или искателей приключений, собирая со всего Содружества наций, способных выполнить ремонт на месте в экстремальных условиях. Работали посменно, отдыхая на небольшой кровати в кабине. Этим безбашенным парням ничего не стоило на поверхности пустыни лихо выполнить полицейский разворот на тягаче с полуприцепом.

nairn way wadi stuck bus
cockpitdz.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экипаж вооружали на случай нападения пустынных банд. Несколько таких инцидентов случилось за время работы компании, и лишь в одном случае дело закончилось гибелью человека.

Агата Кристи и «Пустынный Пульман»

Писательница детективов однажды пересекла пустыню на этом автобусе, в пути помогая самому Джеральду Нэрну упаковывать сэндвичи и с восторгом описала путешествие в своих мемуарах.

Победившие поезд, но проигравшие таможне

К концу 1930-х годов Нэрны перешли на более совершенные автобусы, построенные на прицепах из нержавеющей стали с тягачами Budd White. Они приобрели обтекаемую форму, а количество шин уменьшилось с 18 до 10, увеличив комфорт и скорость.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
nairn way budd truck
WeirdWheels - Reddit

Однако затем начались трудности. Становилось все труднее тягаться с самолетами, а превращение колоний в независимые государства сделало Ближний Восток сложным местом для работы: появились таможни на пути и трения в отношениях между местными правительствами, мешавшие работе наземного транспорта.

Превращение бывших колоний в независимые государства сделало Ближний Восток сложным местом для работы наземного транспорта.

В 1952 году Норман Нэрн избавился от компании, а к 1959 году она была ликвидирована. Но один из его бывших автобусов еще долгие годы курсировал по маршруту Бейрут-Дамаск, по-прежнему нося фамилию основателя.

Поразительно, но эта сумасшедшая компания ни разу за свою историю не потеряла ни единого пассажира.