На мягком месте и на одном крыле: как работает параплан

Прочитав эту статью, вы сможете ответить на 90% вопросов, которые вам задаст про парапланы ваш ребенок – или которые уже много лет задает ваш собственный внутренний почемучка.
Рома Назаров
Рома Назаров
На мягком месте и на одном крыле: как работает параплан
Paraglidingshop.com
Содержание

В малой авиации и воздушном спорте параплан, он же параглайдер, занимает особое место: это единственный летательный аппарат, который можно свернуть и уложить в рюкзак. При этом его аэродинамика более совершенна, чем у многих самолетов, а принцип действия на редкость элегантен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перед тем, как погрузиться в детали, уточним одну вещь: параплан или параглайдер, как их еще называют, нельзя путать с парашютами для скайдайвинга – похожими по форме, но неспособными подолгу парить в небе. Внешне их отличить можно по пропорциям: парашют для скайдайвинга представляет собой довольно короткий и широкий прямоугольник, а параглайдер имеет более продолговатую форму, сужающуюся на концах.

Как устроено крыло

Вы наверняка заметили, что в полете его крыло кажется гофрированным, словно оно состояит из надутых секций. Это из-за того, что внутрь крыла вшит частый ряд мягких нервюр, аналог каркаса крыла самолета. Нервюры задают крылу аэродинамический профиль: со скругленной передней кромкой и острой задней, делая верхнюю поверхность более выпуклой, чем нижняя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В наши дни крыло параплана делают из прочных вариантов нейлона – прочного, легкого, тонкого, гладкого и в то же время нетянущегося материала.

параглайдер над морским городом
EuroTripPhotos

За счет чего параплан держит форму

Параплан не накачивают сжатым воздухом. Он держит форму за счет набегающего потока воздуха. В передней кромке крыла есть широкая щель, через которую воздух втекает внутрь. Изнутри на крыло действует давление воздуха, равное атмосферному или чуть более высокое за счет напора потока.

Параплан не накачивают сжатым воздухом. Он держит форму за счет набегающего потока воздуха.

Но щель неширока, и внутрь крыла попадает лишь малая часть набегающего на крыло воздуха. Основной массе приходится обтекать крыло сверху или снизу, а поскольку крыло выпуклое, то поток поджимается и по закону Бернулли давление на поверхности крыла падает. Выходит, что внутри крыла давление выше, чем снаружи – за счет этого крыло надувается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как устроены стропы

Пилот-парапланерист висит под крылом на множестве тонких строп. Они не только держат его вес, но и распределяют его по поверхности крыла. Длина этих строп очень точно отмерена – до миллиметра, – чтобы крыло имело совершенную симметричную форму и правильный угол атаки на каждом участке.

стропы параплана схема
Gérard Florit - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стропы должны быть легкими, тонкими, прочными. В то же время они должны как можно меньше пружинить и тянуться. В наши дни их делают из сочетания арамидных, полиэстеровых и особого вида полиэтиленового волокон.

Летать удобно или нет

В полете пилот не висит на стропах, а сидит в мягком бескаркасным кресле, присоединенном к ним – правильно оно называется подвесная система. Это делает полет комфортным и освобождает его руки для управления.

paragliding harness
Flyout - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как параплан поворачивает

Ряд строп, присоединенных к задней кромке, крепится не к подвесной системе, а к рукам спортсмена, и с их помощью он управляет аппаратом. Натягивая стропы то справа, то слева, он заставляет заднюю кромку отогнуться вниз: это тормозит одну из сторон крыла, и глайдер поворачивает.

Есть ли у параплана приборы

В полете спортсмену приходится искать восходящие потоки и следить, чтобы аппарат не потерял скорости, иначе он сорвется в штопор.

Чтобы следить за скоростью и высотой, в наши дни спортсмены берут с собой в полет кое-какую электронику. В первую очередь, речь идет об альтиметре с функцией подачи звукового сигнала – модуляция звука показывает, поднимается или снижается аппарат, и насколько быстро.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как взлетает параплан

Как и взрослым летательным аппаратам, ему требуется разбег, хотя и небольшой – всего несколько метров.

paraglider start
EuroTripPhotos

Поскольку мотора у него нет, чаще всего полет начинают со склона. На вершине выбирают ровную площадку на краю склона с наветренной стороны. Крыло раскладывают полукругом, центром окружности против ветра. Спортсмен встает в центр окружности, лицом к крылу (правые и левые стропы при этом перекрещиваются). Новичкам обычно помогают ассистенты: они поднимают крыло, чтобы подставить щель ветру. Как только поток воздуха наполняет крыло, оно взмывает вверх. Опытный спортсмен способен сам рывком строп поднять крыло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Далее он разворачивается лицом к склону, совершает небольшой разбег и отрывается от земли.

Как далеко летают парапланы

Люблю летательный аппарат характеризуется показателем аэродинамического качества — соотношение подъемной силы к силе воздушного сопротивление. Этот показатель определяет отношение дистанции, которую он пролетает, с потере высоты за то же время. В зависимости от модели и назначения, для парапланов это соотношение составляет от 9,5 до 13. Иначе говоря, если начать полет со склона высотой 100 м и не пользоваться восходящими потоками, на нем можно улететь примерно на 900-1300 м.

Далеко не все самолеты обладают столь высоким аэродинамическим качеством. Причем дальность полета можно еще увеличить, если спортсмену хватает опыта и умения, чтобы использовать восходящий поток.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
взлет параплана с буксиром
А можно для взлета использовать помощь буксира
Michał Sałaban - Wikipedia

Как быстро летает параплан

В 2021 году парапланерист Кристиан Кэйруз установил мировой рекорд дальности: 613 км, при этом его полет продолжался около 11 часов. Нетрудно подсчитать, что скорость его аппарата составляла около 55 км/ч. По сути, это предел для аппаратов этого типа: парапланы считаются самыми тихоходными летательными аппаратами, не использующими несущие винты.

В то же время, его скорость не должна быть слишком низкой, иначе он сорвется в штопор или крыло потеряет форму.