Статью можно прослушать

Коробка-автомат на велосипеде: как работает интересная инновация в мире педалей

Спустя много лет попыток и неудач, инженеры смогли довести до ума вело-АКПП. Теперь эта фитча становится все доступнее, а модельный ряд великов с «автоматом» – все шире.
Рома Назаров
Рома Назаров
Коробка-автомат на велосипеде: как работает интересная инновация в мире педалей
Bikerumor
Послушать текст
Наше издание узнало об этой фишке из материала Electrek, посвященного тест-драйву электровелосипеда Priority Skyline – возможно, первого в мире байка с АКП по цене ниже $4000 (в США).

Эта модель оснащена системой автоматического переключения передач Pinion C1.12i Smart.Shift. Ранее такие «коробки» применялись лишь на самых дорогих элитных электровелосипедах. Сама система встроена в педальный узел и имеет 12 скоростей. Диапазон передаточных чисел составляет немалые 600%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
электровелосипед Priority Skyline
В задней ступице — только электромотор
autoevolution

Как работает вело-АКП

Процесс переключения выглядит следующим образом: вы настраиваете комфортную частоту вращения педалей (скажем, 60 или 65 в минуту). Если вы ускоряетесь и начинаете крутить быстрее, электроника переключит передачу на более высокую. Стало тяжело и вы замедлились – сбросит передачу вниз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Smart.Shift может работать под нагрузкой. Хотя, как заметил автор тест-драйва, довольно легко наловчиться сбрасывать усилие на педалях прямо перед моментом переключения – это снижает нагрузку на шестерни, продлевая срок их службы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Pinion C1.12i Smart.Shift gearbox
Pinion C1.12i Smart.Shift
Pinion

Преселективный режим

Автор Electrek, опробовавший вел, пришел в полный восторг от новшества – огромная разница по сравнению с разочарованием, которое вызывали системы-автоматы прошлого поколения. Все дело в режимах Start.Select и Pre.Select.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Start.Select сбрасывает передачу, когда вы останавливаетесь. Это позволяет велосипедисту стартовать с низкой передачи, обеспечивая хороший разгон.

Если же вы выбираете ехать на электромоторе, не крутя педали, то Pre.Select все равно переключает передачи, чтобы в любой момент, если вы захотите помочь мотору ногами, нужная ступень была выбрана.

Pinion C1.12i Smart.Shift
Pinion
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Простое обслуживание

Skyline оснащается трансмиссией с ремнем вместо цепи – тихий, долговечный и не требующий смазки вариант. В механизме переключения придется периодически заменять масло, совсем как в автомобильной коробке-автомате. В остальном, такой электробайк удивительно нетребователен в вопросах ухода.

Как вы поняли, умная трансмиссия – вещь недешевая... пока. Прогресс наверняка удешевит подобные системы. Я предвижу времена, когда даже обычные, неэлектрические городские велосипеды получат их. Только не берусь оценить, как быстро это произойдет. А вы как думаете? Напишите в комментарии, если у вас есть свой прогноз.