5 причин почитать дилогию «Тейкскалаан» Аркади Мартин: фантастический триллер об опасностях дипломатической службы

Роман «Память, что зовется империей» стал дебютом для Аркади Мартин в крупной прозе, но сразу привлек внимание критиков и читателей и получил одну из самых престижных фантастических премий, «Хьюго», 2020 году. Его продолжение, A Desolation Called Peace, несколько дней назад тоже завоевало «Хьюго». Он уже готовится к выходу на русском языке. Присуждение такой престижной премии двум идущим подряд томам одного цикла случается не так уж часто. Мы обратились к издательству fanzon, чтобы рассказать, чем же примечателен цикл Аркади Мартин и за что его ценят любители научной фантастики.
5 причин почитать дилогию «Тейкскалаан» Аркади Мартин: фантастический триллер об опасностях дипломатической службы

Сочетание политического триллера, космооперы и детектива

Махит Дзмаре, главная героиня романов, в первом романе становится послом от далекой станции Лсел в столицу блистательной империи Тейкскалаан, чтобы разобраться, что произошло с прошлым послом и укрепить торговлю между государствами. Но скоро выясняется, что посла убили, на улицах Города происходят террористические атаки, а в высших кругах назревает заговор. И именно Махит предстоит во всем этом разбираться, несмотря на то, что технология, которая должна помочь ей освоиться в империи, тоже дает сбои.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя роман начинается с расследование убийства старого предыдущего, это лишь одна, и не самая важная, линия. Персонажи сразу оказываются замешаны в политических интригах и на них совершаются нападения, поэтому им приходится быстро формировать альянсы и разбираться в хитросплетениях престолонаследия. Все еще более осложняется, когда империя решает, что на фоне сложной внутренней ситуации необходимо отвлечь население маленькой победоносной войной.

Цикл динамичен и насыщен неожиданными поворотами, но это не боевик, а изысканный триллер, в котором слова гораздо опаснее оружия. Во втором томе условия поменяются, и герои будут вовлечены в противостояние с иным разумом, но фокус на политике и дипломатии, а не боевых действиях, сохраняется и в A Desolation Called Peace.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Масштабный и глубоко проработанный сеттинг

Действие первого романа фактически проходит в двух локациях — на станции Лсел и на планете-Городе, столице империи. Но это не вызывает ощущения камерности, даже наоборот. Город — огромный и чрезвычайно сложный организм, в котором все продумано до мелочей — от географии до культурных особенностей и отношения к иностранцам. Аркади Мартин — историк, специализирующийся на Византии, поэтому нет ничего удивительного в том, что Город похож одновременно на Древний Рим и Константинополь. В нем жестокость и стремление к военным завоеваниям сочетается с изнеженностью и склонностью к интриганству. Имперское мировоззрение и культуру также пронизывает четкое разделение между цивилизацией и «варварами» — всеми негражданами империи, и писательнице удалось убедительно показать, как эта атмосфера отражается на новом после.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По сравнению с детальными описаниями Города, «бездна» космоса покрыта мраком неведения, и на контрасте это даже пугает. Автор специально не заостряет на этом внимание, ведь для империи существуют только имперцы — пик развития человеческой цивилизации. Но во втором томе из этой «бездны» появятся инопланетяне, не похожие на народы, с которыми империя люди сталкивались раньше, а значит, будет снова разворачиваться тема «свой — чужой», но в других условиях. Писательница ловко играет на контрастах — сначала между империей и станцией Лсел, потом между империей и пришельцами, и это дает вселенной большую глубину и неоднозначность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересные футуристические технологии

Сюжет первого романа цикла строится вокруг интриги с имаго — небольшим неврологическим устройством, вживляемым в мозг. Оно позволяет передавать человеку память его предшественников на посту посла. Сама по себе идея не нова — похожие «помощники», живущие в разуме персонажей, встречались, например, в «Гамбите девятихвостого лиса» Юн Ха Ли или «Слугах правосудия» Энн Леки. Но здесь имплантация воспоминаний поставлена на поток и объясняется практической пользой — молодому послу гораздо проще справляться со своими обязанностями, если у него будет доступ к тому, что узнал предыдущий посол за два десятилетия службы. Это также обеспечивает преемственность действий и технический прогресс — ученый, помнящий о тысячах экспериментов своих коллег из прошлого, сможет быстрее решить стоящую перед ним проблему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В цикле показаны и многие другие технологии, часто без объяснений принципов их работы, потому что они являются обыденностью для жителей. К примеру, в столице империи имеется более продвинутая версия «Умного города» — вся инфраструктура управляется ИИ, и в случае чрезвычайного происшествия искусственный разум изолирует угрозу и очевидцев до прибытия Солнечных — стражников, тоже снабженных коллективным ИИ. А инновационные биотехнологии позволяют отказаться от естественного деторождения, поскольку это плохо влияет на здоровье и работоспособность, вместо этого используется клонирование. Но у всех алгоритмов есть слабые места, которыми в своих целях пользуются нечистоплотные политики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Игры с языком и смыслом

Язык играет важную роль в мире, в котором все имеет второе и тройное дно, а шифры основываются на модных эпиграммах. Неслучайны даже имена, составляемые из цифр, названий цветов и неодушевленных предметов. Читателю понадобится время, чтобы привыкнуть к персонажам вроде Шесть Путь или Тридцать Шпорник, но это лишь имитация вызова, который стоит перед каждым, попадающим в чуждую культуру.

Лингвистика отражается и в политике — на языке имперцев одно и то же слово означает «мир», «Город» и «империя», вся суть в том, какой контекст выбрать. Иногда литературно-философские размышления довольно сложны, но для того, чтобы их понять, есть главная героиня, с которой может ассоциировать себя читатель — достаточно чужая, чтобы не считывать отсылки сразу, но достаточно просвещенная, чтобы в конце концов догадаться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй том еще больше заступает на тему языка и идентичности — в дополнение к имперской культуре полунамеков и тонких оттенков в книге появляется чуждый разум, недоступный для понимания специалистов. История делает интересный поворот, когда выясняется, почему именно предыдущие попытки контакта оказывались безуспешными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Живые и сложные персонажи

Главная героиня, Махит Дзмаре, сразу вызывает симпатию и интерес читателя. Она поставлена в очень сложное положение, у нее нет поддержки из дома и хоть какого-то понимания происходящего, но она умна и импровизирует на ходу. В Городе ее постоянно недооценивают, потому что она «варварка», и Махит пользуется этими предубеждениями, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу. При этом она разрывается на части из-за конфликтующих обязательств, подозрительности и желания довериться своим помощникам.

Взаимоотношения Махит и ее посредницы в империи Три Сарграсс — отличный пример развития дружбы и взаимоуважения между очень разными людьми, объединенными одной целью. Их диалоги всегда полны легких уколов и юмора, разряжающих мрачную обстановку вокруг. Другие второстепенные герои из высших эшелонов Тейкскалаана не менее сложны и харизматичны, как и подобает людям, десятилетиями занимающимся политикой. Именно сочетание запутанного сюжета, запоминающихся персонажей и яркой вселенной делает цикл достойной находкой для любителей политической фантастики с философским подтекстом.