Политехнический музей приближает будущее: что посмотреть на новой выставке, посвященной техническому прогрессу

В столице, внутри пространства Музея Москвы, открылась выставка «Политехнический музей: приближая будущее», где собраны уникальные экспонаты, раскрывающие историю технического прогресса человечества. Рассказываем, на что там можно посмотреть!
Политехнический музей приближает будущее: что посмотреть на новой выставке, посвященной техническому прогрессу
Политехнический музей

Политехнический музей — главный научно-технический музей страны, существующий с 1872 года. В 2013 году историческое здание музея на Лубянке закрылось на реконструкцию, но жизнь в музее не замерла: экспонаты в формате открытой коллекции показывают посетителям хранилища в Технополисе «Москва», а выставки проходят на различных сторонних площадках.

Экспозиция в Музее Москвы, открывшаяся 1 марта, — одна из важнейших для Политехнического музея за последнее десятилетие.

Выставочный проект состоит из двух частей. Его вторая серия пройдет осенью в питерском Манеже и будет посвящена российским изобретателям. Московская часть — о большой истории музея, значимых событиях, людях, которые его создавали и развивали, и, конечно, о главных экспонатах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • В Музее Москвы представлено 500 предметов из музейных коллекций, но мы расскажем о тех, на которые точно стоит посмотреть.
Политехнический музей
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экспонаты – часть истории науки и техники

Гальванопластический барельеф «Георгий Победоносец»

Один из главных экспонатов выставки — гальванопластический барельеф «Георгий Победоносец». Его показывали на знаменитой Политехнической выставке 1872 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гальванопластика — технология, позволяющая сделать точный металлический «слепок» практически любого предмета с помощью электролиза. Постоянный ток, проходя через проводящий раствор, запускает химическую реакцию. В результате тонкий слой металла осаждается на предмете, приобретая его форму.

Гальванопластические работы представляла на Политехнической выставке Экспедиция заготовления государственных бумаг из Санкт-Петербурга, за что была удостоена высокой награды — почетного адреса первой степени «За содействие успехам гальванопластики и гелиографии».

Гальванопластический барельеф «Георгий Победоносец»
Гальванопластический барельеф «Георгий Победоносец»
Политехнический музей
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Электронная лампа Бонч-Бруевича: «бабушка» радиоламп

Михаил Александрович Бонч-Бруевич — русский и советский радиотехник, основатель российской радиоламповой промышленности. В 1915 году им была создана электронная лампа, на базе которой разработали схему чувствительного радиоприемника, способного улавливать слабый сигнал от полевых радиостанций на расстоянии до 160 километров.

В Твери организовали серийное производство радиоламп и радиоаппаратуры, начали выпускать самые мощные электронные лампы в мире, а первую лампу Бонч-Бруевича впоследствии стали называть «бабушкой» отечественных радиоламп.

На выставке показан образец 1916 года.
Электронная лампа Бонч-Бруевича, «бабушка» радиоламп
Электронная лампа Бонч-Бруевича, «бабушка» радиоламп
Политехнический музей
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Действующая модель «Переступающего механизма» Пафнутия Чебышева

Первый в мире шагающий механизм был изобретен в 1860-х математиком и механиком Пафнутием Львовичем Чебышевым. В 1878 году устройство демонстрировалось на Всемирной выставке в Париже и стало одной из сенсаций. Машина преобразовывала вращение в движение по сложной траектории. «Ноги» сначала двигались горизонтально, а потом поднимались и быстро перемещались в исходную точку.

На выставке «Политехнический музей: приближая будущее» представлена копия механизма, до 1970 года хранившаяся в Институте машиноведения Академии наук и переданная в коллекцию Политехнического музея по предложению академика Ивана Ивановича Артоболевского, исследовавшего наследие Чебышева.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Терменвокс

Это первый в мире концертный электронный музыкальный инструмент, созданный в 1920 году инженером-электромехаником и изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Название «терменвокс» переводится с латыни как «голос Термена». Первое публичное выступление изобретателя с терменвоксом состоялось в 1921 году в Политехническом музее.

По воспоминаниям самого инженера, в апреле 1922 года на терменвоксе попробовал исполнить «Жаворонка» Глинки сам Ленин.

В 1928 году Лев Термен отправился во всемирное концертное турне, и уже в следующем году терменвоксы начала производить крупнейшая фирма в области электроники и радио.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На выставке экспонируется действующий инструмент — копия того, который Термен изготовил специально для музея в 1982 году. Каждый посетитель может попытаться сыграть на нем «Жаворонка» или что-нибудь другое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Лев Термен и терменвокс
Лев Термен и терменвокс
WikiCommons

Радиостанция типа «Малый Коминтерн»

В начале XX века радио было самым эффективным инструментом информации и пропаганды. Перед советскими инженерами поставили задачу – сделать устройство, способное передавать сигнал на сотни километров. Его создали в Нижегородской лаборатории имени В.И. Ленина, где работали лучшие радиотехники своего времени, например, Сергей Шапошников, ассистент Михаила Бонч-Бруевича.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Радиостанция средней мощности типа «Малый Коминтерн» работала в Политехническом музее — на первой радиовыставке СССР в 1925 году. С ее помощью даже хотели транслировать лекции из аудиторий музея.

Радиостанция типа «Малый Коминтерн». На выставке представлена небольшая часть этой сложной установки — антенный трансформатор.
Радиостанция типа «Малый Коминтерн». На выставке представлена небольшая часть этой сложной установки — антенный трансформатор.
Политехнический музей
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Модель самолета «Илья Муромец»

Первый в мире четырехмоторный самолет с закрытым фюзеляжем сконструировал в 1912-1914 годах выдающийся авиаконструктор ХХ века Игорь Иванович Сикорский. Его крылатые машины поражали современников своими размерами и вместительностью. Чтобы подчеркнуть внушительные габариты и мощь своих детищ, Сикорский давал им имена в честь былинных героев. Вначале это был «Русский витязь», затем — «Илья Муромец».

На выставке «Политехнический музей: приближая будущее» представлена модель самолета «Илья Муромец» в масштабе 1:10, изготовленная к 110-летию Сикорского в 1999 году.
Самолет С-22 «Илья Муромец» в полете
Самолет С-22 «Илья Муромец» в полете
WikiCommons
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авиадвигатель М-17Ф

V-образный 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения М-17Ф из коллекции Политехнического музея выпущен в Рыбинске в 1933 году. При рабочем объеме 46,8 литра двигатель развивал взлетную мощность 730 лошадиных сил и предназначался для бомбардировщиков и штурмовиков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенностью двигателя был увеличенный до 400 часов межремонтный ресурс. Литера Ф значит «форсированный». Это последняя авиационная модификация семейства двигателя М-17. У него были и танковые варианты, ставившиеся в быстроходные танки серии БТ, и даже в отдельные Т-34, когда не хватало танковых дизельных двигателей.

Авиадвигатель М-17Ф
Авиадвигатель М-17Ф
Политехнический музей
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Велосипед «Костотряс»

«Костотряс» из коллекции Политехнического музея изготовлен в 1869 году на территории современной Финляндии. Откуда взялось такое название, становится понятно даже при беглом взгляде на конструкцию. И хотя на этих двухколесных машинах катались по специально подготовленным дощатым настилам в манеже или по особым утрамбованным дорожкам в парке, езда была жесткой.

На «костотрясах» еще и проводили первые велосипедные гонки!

Подобный велосипед приобрел император Александр II во время посещения Всемирной промышленной выставки в Париже. Во всем мире сохранилось всего три десятка «костотрясов», в России — не больше, чем пальцев на одной руке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Велосипед «Костотряс»
Велосипед «Костотряс»
Политехнический музей

Гоночный мотоцикл С-364 «Восток»

Разработка многоцилиндровых гоночных мотоциклов началась в ЦЭКБ в Серпухове в 1963 году. Почти все спортсмены в начале 1960-х выступали на одноцилиндровых британских мотоциклах. Многоцилиндровые были только у японцев и итальянцев.

Новый мотоцикл, созданный в 1964 году в Серпухове, получил название «Восток», как у космического корабля Юрия Гагарина, и индекс С-364 — по объему двигателя в кубических сантиметрах. Несмотря на некоторые просчеты, характерные для всех экспериментальных конструкций, он развивал космическую по тем временам скорость — 230 километров в час. Это позволяло советским спортсменам занимать призовые места на чемпионатах мира по мотогонкам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гоночный мотоцикл С-364 «Восток»
Гоночный мотоцикл С-364 «Восток»
Политехнический музей

Эволюция прогресса

Остается вопрос, почему выставка называется «Политехнический музей: приближая будущее». Как объясняют сотрудники Политехнического, все время существования музей рассказывает не только о уже состоявшихся достижениях науки и техники, но и о векторе научно-технического прогресса. И именно в Политехническом будущее чувствуется особенно остро.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«На протяжении полуторавековой истории сотрудники Политехнического музея не только собирали, фиксировали и доносили до общества историю научно-технической мысли. Они также анализировали эволюцию прогресса, размышляли о будущем и визуализировали его. Вместе со страной музей развивался, учился и менялся», — прокомментировал открытие выставки генеральный директор музея Дмитрий Кожанов.

Кстати, то, что музейные коллекции пока не вернулись в свой родной дом, продиктовало и необычное архитектурное решение выставки: экспонаты будто размещены на складе, в больших деревянных ящиках. Все это напоминает сокровищницы в приключенческих фильмах.

«Выставка — это возможность изучить экспонаты, которые сейчас, пока Политехнический музей закрыт на ремонт, нигде больше увидеть нельзя. Кроме того, выставка представляет и интересные предметы из коллекции Музея Москвы, которые хорошо дополняют рассказ о прошлом и будущем главного научного музея страны», — сказала на открытии выставки директор Музея Москвы Анна Трапкова.