Оба судна принадлежат общественной организации GBA Shipping и выполняют миссию донесения знаний до беднейших регионов мира, рассказывает сайт The Shipyard Blog. Она же в 1971 году впервые в истории создала плавучую книжную ярмарку: ею стал пароход Logos.
«Литература для рыб?» Кому нужны библиотеки в океане

Logos
В 1949 году с одной из датских верфей сошел на воду 83-метровый пассажирский корабль. Под названием Umanak он более 20 лет ходил на регулярной линии между Данией и Гренландией, после чего его выкупил фонд Gute Bücher für Alle (GBA), чтобы переоборудовать в первую в истории плавучую книжную ярмарку.

Момент был выбран не случайно: после Второй мировой войны произошла деколонизация мира. На месте бывших колоний образовались десятки независимых стран. Часть из них попали под влияние и опеку крупных и более развитых стран, другие, не обладающие привлекательными ресурсами, оказались предоставлены сами себе, не в состоянии поставить сильную систему образования. Даже в 21 веке, при нынешнем развитии Интернета, знания в этих местах все еще остаются в дефиците – чего уж говорить о ситуации полвека назад.

Эту пустоту пытается заполнить книжная ярмарка, доставляя книги туда, где им будут наиболее рады. Пресыщенные жизнью капитаны круизных лайнеров позеленели бы от зависти, узнав, сколько уголков мира повидал экипаж Logos: 255 портов в 108 странах и 6,5 миллионов посетителей.
Doulos
В 1977 году GBA купила второе судно в пару к первому. Группа его учредителей оказалась в числе пассажиров круизного теплохода Costa Franca C, обслуживавшего богатых итальянцев на Карибах. Так оказалось, что это был последний рейс Franca перед списанием: судно было построено еще в 1913 году как грузовой корабль, вернулось невредимым из военных конвоев Второй мировой и было переоборудовано в круизный корабль, так что на тот момент ему было больше 60 лет.

Но судьба повернулась иначе: его выкупили и переоборудовали под образовательную миссию. В этом статусе судно плавало более 30 лет и встретило 95 лет с момента рождения. После этого оно снова сменило владельца и имя, став плавучим отелем на острове около Индонезии.
Doulos Hope и Logos Hope
В 2000-х организация обновила свой флот. Место Logos занял датский рейсовый теплоход Gustav Vasa, переименованный в Logos Hope. При длине 132 м и водоизмещении около 12 тыс. т, судно берет на борт ассортимент из 6000 различных книг. Есть академическая, детская и художественная литература. На четырех палубах находятся не только книжные ряды, но и кафе, театр и лекционные залы. Плавает оно под флагом Мальты.

В 2022-м появилась замена и для Doulos: им стал бывший японский паром. Небольшие размеры и водоизмещение менее 5000 т позволяют ему заходить даже в маленькие порты.


Значительную часть экипажа обоих судов составляют волонтеры, для которых наградой становятся сами путешествия: Logos за время службы посетил 480 портов. Заходя в порты, экипаж работает с государственными школами и церковью, чтобы привлечь посетителей. В случаях стихийных бедствий суда могут изменить маршрут, но не от, а к пострадавшему району.