Статью можно прослушать

«Литература для рыб?» Кому нужны библиотеки в океане

Обычные пассажирские лайнеры держат курс в места, привлекательные для обеспеченных туристов – в Барселону, на Барбадос или даже на Аляску. Doulos Hope и Logos Hope – тоже пассажирские лайнеры, но их маршруты пролегают в Африку, Центральную Америку или Юго-Восточную Азию.
Рома Назаров
Рома Назаров
«Литература для рыб?» Кому нужны библиотеки в океане
GBA Ships
Послушать текст
Содержание

Оба судна принадлежат общественной организации GBA Shipping и выполняют миссию донесения знаний до беднейших регионов мира, рассказывает сайт The Shipyard Blog. Она же в 1971 году впервые в истории создала плавучую книжную ярмарку: ею стал пароход Logos.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Logos

В 1949 году с одной из датских верфей сошел на воду 83-метровый пассажирский корабль. Под названием Umanak он более 20 лет ходил на регулярной линии между Данией и Гренландией, после чего его выкупил фонд Gute Bücher für Alle (GBA), чтобы переоборудовать в первую в истории плавучую книжную ярмарку.

SS Umanak
Umanak
Reinhard Hannemann - The Shipyard Blog
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Момент был выбран не случайно: после Второй мировой войны произошла деколонизация мира. На месте бывших колоний образовались десятки независимых стран. Часть из них попали под влияние и опеку крупных и более развитых стран, другие, не обладающие привлекательными ресурсами, оказались предоставлены сами себе, не в состоянии поставить сильную систему образования. Даже в 21 веке, при нынешнем развитии Интернета, знания в этих местах все еще остаются в дефиците – чего уж говорить о ситуации полвека назад.

Logos floating bookfair
P.W.Hobday - Ships Nostalgia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эту пустоту пытается заполнить книжная ярмарка, доставляя книги туда, где им будут наиболее рады. Пресыщенные жизнью капитаны круизных лайнеров позеленели бы от зависти, узнав, сколько уголков мира повидал экипаж Logos: 255 портов в 108 странах и 6,5 миллионов посетителей.

Doulos

В 1977 году GBA купила второе судно в пару к первому. Группа его учредителей оказалась в числе пассажиров круизного теплохода Costa Franca C, обслуживавшего богатых итальянцев на Карибах. Так оказалось, что это был последний рейс Franca перед списанием: судно было построено еще в 1913 году как грузовой корабль, вернулось невредимым из военных конвоев Второй мировой и было переоборудовано в круизный корабль, так что на тот момент ему было больше 60 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Doulos floating bookfair
Jiamin Choo - The Shipyard Blog

Но судьба повернулась иначе: его выкупили и переоборудовали под образовательную миссию. В этом статусе судно плавало более 30 лет и встретило 95 лет с момента рождения. После этого оно снова сменило владельца и имя, став плавучим отелем на острове около Индонезии.

Doulos Hope и Logos Hope

В 2000-х организация обновила свой флот. Место Logos занял датский рейсовый теплоход Gustav Vasa, переименованный в Logos Hope. При длине 132 м и водоизмещении около 12 тыс. т, судно берет на борт ассортимент из 6000 различных книг. Есть академическая, детская и художественная литература. На четырех палубах находятся не только книжные ряды, но и кафе, театр и лекционные залы. Плавает оно под флагом Мальты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
девочка выбирает книгу logos hope корабль
Adrian Narine - The Shipyard Blog

В 2022-м появилась замена и для Doulos: им стал бывший японский паром. Небольшие размеры и водоизмещение менее 5000 т позволяют ему заходить даже в маленькие порты.

Logos Hope floating bookfair
OM Ships
doulos hope floating bookfair
OM Ships
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Значительную часть экипажа обоих судов составляют волонтеры, для которых наградой становятся сами путешествия: Logos за время службы посетил 480 портов. Заходя в порты, экипаж работает с государственными школами и церковью, чтобы привлечь посетителей. В случаях стихийных бедствий суда могут изменить маршрут, но не от, а к пострадавшему району.