Отыскать в потоке однотипных фильмов нечто неординарное — найти иголку в стоге сена. На помощь приходят смелые режиссеры-безумцы, разрушающие все шаблоны. Но как отличить артхаус от авторского кино и найти необычный фильм по душе?
В чем разница между артхаусом и авторским кино?

Чем авторское кино отличается от артхауса
Кино, нацеленное не на широкую аудиторию, всегда любопытно смотреть: нестандартные подходы, интересные кадры, нелогичные диалоги. Однако какие-то из этих фильмов называют авторскими, а какие-то — артхаусом. Причем иногда ошибочно. В чем отличие между авторским кино и артхаусом? Для начала разберем каждое из понятий.

Что такое артхаус
Артхаус (от англ. art house — «дом искусства») — это кино «для избранных». Такие фильмы считают частью элитарной культуры. Что в них такого, что не понятно обывателю? Да, в общем-то, все. Да, понятие размыто настолько, что в этом «доме искусства» смело умещаются французский, немецкий и советский авангард (неповествовательное, экспериментальное кино), фестивальные фильмы, да и вообще все картины, которые не получили финансирования. А что, удобная отговорка: «Это не дешевый реквизит и бездарные актеры, это артхаус!»
Понять, что такое артхаус в теории, сложновато. Поэтому вот пример короткометражного артхаусного фильма «Нимик» 2019 года режиссера Йоргоса Лантимоса.
Появился артхаус в Америке — еще до того, как немое кино уступило место фильмам с озвучкой. Поначалу сюжеты были хронологичны. Естественно, люди пока совершенно не понимали, как можно в одном фильме увидеть и распятого Христа, и вавилонян, и французских гугенотов. А вот Дэвид Уорк Гриффит своей картиной «Нетерпимость» научил зрителя понимать, что кино может быть вне времени и пространства. Ну, или почти научил.
Впитать артхаус с молоком матери у зарубежных зрителей не получилось: в Европе прокатчики вообще разделили кино на серии и перемонтировали его в хронологическом порядке, чтобы получилось продать как можно больше билетов. Гриффит был разочарован. А еще он остался без 2 миллионов долларов. Публика его просто не поняла — ни исторических аллюзий, ни параллельного монтажа.
Пожалуй, с 1916 года, когда вышла «Нетерпимость» (как корабль назовешь, так он и поплывет), можно начинать отсчет эпохи артхауса. Впрочем, ее расцвет все-таки приходится на 40-е годы: именно тогда стали открываться специальные кинотеатры для тех, кому нравится сложное искусство. Именно такие заведения и стали называться «домами искусства».

Так что изначально артхаус — это не «тусовка режиссеров-нонконформистов», а именно физические пространства для показа немассового кино. В этих кинотеатрах стали показывать книжные адаптации — режиссерские переосмысления литературных произведений.
Артхаус пополнялся новыми приемами съемки и монтажа. Иногда фильмы в стиле артхаус внезапно оказывались успешными и среди массовой аудитории: например, итальянская драма «Похитители велосипедов». Да и сегодня мы знакомы с артхаусными фильмами, оказавшимися настолько артхаусными, что угодили в массовый сектор: «Реквием по мечте» Аронофски, «Заводной апельсин» Кубрика, «Человек-слон» Линча... Да и какой абитуриент киновуза не смотрел «Зеркало» Тарковского или «Броненосец "Потемкин"» Эйзенштейна?

Что такое авторское кино
А мы не зря начали говорить об авторах артхауса. С «кино не для всех» разобрались, а что такое авторское кино? Пожалуй, каждый артхаусный фильм — авторский. Но не каждая авторская картина — артхаусная. Мы имеем дело с разными категориями классификации.
Вы когда-нибудь смотрели популярные фильмы с мыслью: «У них там, видимо, один сюжет на всех»? Но кино Люка Бессона вы узнаете из тысячи. Этим авторское кино и отличается от остального. Режиссер оставляет значительный след на сюжете фильма, на его подаче; часто в авторском кино играют одни и те же актеры и используются одни и те же приемы монтажа.
Взять, например, творчество Альфреда Хичкока. Именно он привнес в кинематограф то самое нагнетание обстановки, из-за которого нам тревожно за героя. «Вот-вот он спустится в темный подвал, а там его поджидает чудище!»
Вот, например, как этот эффект, называемый саспенсом (англ. «тревога, неизвестность»), выглядит в фильме «Человек, который слишком много знал».
Федерико Феллинни — это реальность, неотделимая от фантазий. Квентин Тарантино — это кровь, нижний ракурс, перестрелки. Клинт Иствуд — приглушенный свет, мрачность, мачо. У каждого режиссера есть свой киноязык, который вырабатывается годами практики. И совсем необязательно этот язык должен быть недоступен широкой аудитории. Иначе никто бы не узнавал почерк Джеймса Кэмерона в «Аватаре», «Терминаторе» и «Титанике».