В чем разница между артхаусом и авторским кино?

«Попали в передрягу, преодолели трудности, хэппи-энд» — как это порой надоедает! Продюсерское кино заставляет зрителя глупеть — то ли дело артхаус! Или авторское кино... Или все-таки артхаус? Какая разница вообще?
Виктория Федосеева
Виктория Федосеева
Пишу, следовательно, существую
Теги:
В чем разница между артхаусом и авторским кино?
Кадр со съемок фильма «Заводной апельсин» 1971 года

Отыскать в потоке однотипных фильмов нечто неординарное — найти иголку в стоге сена. На помощь приходят смелые режиссеры-безумцы, разрушающие все шаблоны. Но как отличить артхаус от авторского кино и найти необычный фильм по душе?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем авторское кино отличается от артхауса

Кино, нацеленное не на широкую аудиторию, всегда любопытно смотреть: нестандартные подходы, интересные кадры, нелогичные диалоги. Однако какие-то из этих фильмов называют авторскими, а какие-то — артхаусом. Причем иногда ошибочно. В чем отличие между авторским кино и артхаусом? Для начала разберем каждое из понятий.

Артхаус и авторское кино
Для неискушенного зрителя артхаус кажется бредом: бессмысленными действиями, нудными диалогами, чередующимися с эротическими сценами. На самом деле очень любопытно рассуждать о том, что хотел сказать режиссер. Да и не всегда интересно смотреть кино о победе добра над злом
Кадр из фильма «Аллилуйя» 2014 года
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое артхаус

Артхаус (от англ. art house — «дом искусства») — это кино «для избранных». Такие фильмы считают частью элитарной культуры. Что в них такого, что не понятно обывателю? Да, в общем-то, все. Да, понятие размыто настолько, что в этом «доме искусства» смело умещаются французский, немецкий и советский авангард (неповествовательное, экспериментальное кино), фестивальные фильмы, да и вообще все картины, которые не получили финансирования. А что, удобная отговорка: «Это не дешевый реквизит и бездарные актеры, это артхаус!»

Понять, что такое артхаус в теории, сложновато. Поэтому вот пример короткометражного артхаусного фильма «Нимик» 2019 года режиссера Йоргоса Лантимоса.

Нажми и смотри

Появился артхаус в Америке — еще до того, как немое кино уступило место фильмам с озвучкой. Поначалу сюжеты были хронологичны. Естественно, люди пока совершенно не понимали, как можно в одном фильме увидеть и распятого Христа, и вавилонян, и французских гугенотов. А вот Дэвид Уорк Гриффит своей картиной «Нетерпимость» научил зрителя понимать, что кино может быть вне времени и пространства. Ну, или почти научил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впитать артхаус с молоком матери у зарубежных зрителей не получилось: в Европе прокатчики вообще разделили кино на серии и перемонтировали его в хронологическом порядке, чтобы получилось продать как можно больше билетов. Гриффит был разочарован. А еще он остался без 2 миллионов долларов. Публика его просто не поняла — ни исторических аллюзий, ни параллельного монтажа.

Пожалуй, с 1916 года, когда вышла «Нетерпимость» (как корабль назовешь, так он и поплывет), можно начинать отсчет эпохи артхауса. Впрочем, ее расцвет все-таки приходится на 40-е годы: именно тогда стали открываться специальные кинотеатры для тех, кому нравится сложное искусство. Именно такие заведения и стали называться «домами искусства».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Артхаусный кинотеатр
В России, кстати, тоже есть подобные артхаусные кинотеатры. Например, московский «Пионер»
Соцсети

Так что изначально артхаус — это не «тусовка режиссеров-нонконформистов», а именно физические пространства для показа немассового кино. В этих кинотеатрах стали показывать книжные адаптации — режиссерские переосмысления литературных произведений.

Артхаус пополнялся новыми приемами съемки и монтажа. Иногда фильмы в стиле артхаус внезапно оказывались успешными и среди массовой аудитории: например, итальянская драма «Похитители велосипедов». Да и сегодня мы знакомы с артхаусными фильмами, оказавшимися настолько артхаусными, что угодили в массовый сектор: «Реквием по мечте» Аронофски, «Заводной апельсин» Кубрика, «Человек-слон» Линча... Да и какой абитуриент киновуза не смотрел «Зеркало» Тарковского или «Броненосец "Потемкин"» Эйзенштейна?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Артхаусное кино
Это яркий пример раннего артхаусного немого кино. Режиссер хотел изучить, как разные приемы монтажа влияют на зрителя. Этот кадр из сцены подавления восстания. Сергею Эйзенштейну было 27 лет, когда он снял фильм «Броненосец "Потемкин"»
Кадр из фильма «Броненосец "Потемкин"»

Что такое авторское кино

А мы не зря начали говорить об авторах артхауса. С «кино не для всех» разобрались, а что такое авторское кино? Пожалуй, каждый артхаусный фильм — авторский. Но не каждая авторская картина — артхаусная. Мы имеем дело с разными категориями классификации.

Вы когда-нибудь смотрели популярные фильмы с мыслью: «У них там, видимо, один сюжет на всех»? Но кино Люка Бессона вы узнаете из тысячи. Этим авторское кино и отличается от остального. Режиссер оставляет значительный след на сюжете фильма, на его подаче; часто в авторском кино играют одни и те же актеры и используются одни и те же приемы монтажа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взять, например, творчество Альфреда Хичкока. Именно он привнес в кинематограф то самое нагнетание обстановки, из-за которого нам тревожно за героя. «Вот-вот он спустится в темный подвал, а там его поджидает чудище!»

Вот, например, как этот эффект, называемый саспенсом (англ. «тревога, неизвестность»), выглядит в фильме «Человек, который слишком много знал».

Нажми и смотри

Федерико Феллинни — это реальность, неотделимая от фантазий. Квентин Тарантино — это кровь, нижний ракурс, перестрелки. Клинт Иствуд — приглушенный свет, мрачность, мачо. У каждого режиссера есть свой киноязык, который вырабатывается годами практики. И совсем необязательно этот язык должен быть недоступен широкой аудитории. Иначе никто бы не узнавал почерк Джеймса Кэмерона в «Аватаре», «Терминаторе» и «Титанике».