Границы науки давно вышли за пределы лабораторий — сегодня это ещё и поле визуальных экспериментов. Сложные космологические идеи, включая сингулярность, все чаще вдохновляют художников, режиссеров и авторов. Один из таких проектов — инсталляция «Точка сингулярности», созданная студией SILA SVETA и МТС Live при поддержке Нового Физтеха Университета ИТМО.
Там, где все начиналось: сингулярность глазами науки и искусства


Что говорит наука?
Чтобы понять, как современные ученые описывают момент, когда «все началось», мы обратились к Дмитрию Глазову — кандидату физико-математических наук и ведущему научному сотруднику Нового Физтеха ИТМО.
Как ученые объясняют точку сингулярности — и почему она остается одной из главных космологических загадок?
Д.Г.: В науке сингулярность — исключительная ситуация, в которой привычные закономерности перестают работать. В математике – это точка, где значение функции стремится к бесконечности, а в физике – момент, когда принятая модель «ломается» и требует принципиально нового описания.
Космологическую сингулярность связывают с Большим взрывом — моментом, когда вся материя и энергия были сосредоточены в одной точке, а пространство и время, в привычном понимании, еще не существовали. Пока мы не знаем, как правильно описать это событие, известные нам физические теории там не работают. Именно эта «граница понимания» и делает сингулярность таким интригующим объектом для науки.
Почему термин «Большой взрыв» — не совсем про взрыв?
Д.Г.: Люди часто представляют себе кинематографический взрыв в пустоте, где материя разлетается из одной точки во все стороны. Но на самом деле это было расширение самого пространства — не из центра, а повсеместно. Что-то вроде горячей плотной плазмы существовало везде и сразу.
В первые доли секунды после взрыва Вселенная расширялась крайне быстро — эту фазу описывает теория инфляции, хотя мы все еще мало про это понимаем. При этом отдельные точки удалялись быстрее скорости света, и даже сейчас это делают, хотя инфляция уже прошла и расширение Вселенной стало гораздо медленнее.

Какие есть альтернативы этой модели?
Д.Г.: Модель Большого взрыва – основная сегодня. Ее подтверждают наблюдаемые явления, например, реликтовое излучение – эхо Большого взрыва. Но у нее есть и нерешенные вопросы: что именно было в самый первый момент, как возникла асимметрия между материей и антиматерией, и что такое темная энергия, которая ускоряет расширение Вселенной?
Можно ли говорить о «моменте до начала времени»?
Д.Г.: С научной точки зрения, это не совсем корректно. В момент сингулярности пространство и время, какими мы их знаем, еще не существовали, а значит, само понятие «до» теряет смысл. Это трудно вообразить, но именно такие вопросы и приближают нас к границами познания — и поэтому так волнуют ученых.
Что дают нам проекты вроде телескопа «Джеймса Уэбба» и детектора LIGO?
Д.Г.: Такие проекты — наш шанс приблизиться к моменту Большого взрыва. Телескоп «Джеймс Уэбб» способен наблюдать свет самых ранних галактик, появившихся вскоре после Большого взрыва, в первый миллиард лет жизни Вселенной. Детектор LIGO впервые в истории позволил увидеть гравитационные волны от слияния черных дыр и нейтронных звезд. А гравитационные волны из ранней Вселенной, возможно, уже обнаружены проектом NANOGrav — сейчас специалисты активно обсуждают полученные данные. Эти наблюдения помогают не только подтверждать или опровергать теории, но и исследовать ранее недоступные области Вселенной. С каждым шагом мы становимся все ближе к точке отсчета от возникновения Вселенной.

Какие главные загадки остаются в космологии?
Д.Г.: Мы неплохо понимаем, как формировалась материя: от кварк-глюонной плазмы до атомов, звезд и галактик. Но остаются фундаментальные загадки.
- Что такое темная материя и темная энергия, которые образуют большую часть массы и энергии Вселенной?
- Почему случилось так, что во Вселенной больше материи, чем антиматерии?
- Каков механизм инфляции, как она началась и как закончилась?
Это ключевые вопросы современной космологии и физики фундаментальных взаимодействий.
Закончилась ли эра великих открытий?
Д.Г.: Мы вполне можем находиться «на пороге великих открытий». Нерешенные проблемы звучат все острее, а существующие модели местами трещат по швам. Самые современные телескопы и ускорители частиц собирают огромный объем новой информации, которую мы будем обрабатывать еще много лет. Возможно, что революционное открытие уже хранится в петабайтах накопленных данных.
Между наукой и искусством
Наука, облеченная в визуальную форму, теряет ореол недоступности. Научно-популярный контент становится частью массовой культуры: от лекций до сериалов и подкастов. Что именно вдохновляет художников — и как на это реагирует научная среда? На этот вопрос (и все вытекающие из него) нам ответили Татьяна Мелентьева, шеф-редактор Центра научной коммуникации Университета ИТМО,и Александр Ус, сооснователь и креативный директор студии SILA SVETA.

Почему космос и наука снова в центре внимания?
Т.М.: Интерес к космосу и фундаментальной науке сегодня не случаен. За последние 30 лет произошло множество открытий. Людей всегда волновали вопросы об устройстве мира. Вспомните обсуждения запуска Большого адронного коллайдера или снимков черной дыры. Это естественное любопытство и желание понять свое место в мире.
Помогают ли художественные форматы сделать науку доступнее?
Т.М.: Конечно, чем больше мы показываем, как ученые видят и исследуют мир, тем легче преодолеваются стереотипы о том, что наука — это сложно и скучно. Инсталляции, VR и другие визуальные форматы делают научные темы более доступными и привлекательными.
Следите ли вы за тем, как научные идеи и образы отражаются в массовой культуре?
Т.М.: Да, нам важно ловить эти образы — от мемов до больших блокбастеров. Сейчас все больше творческих проектов консультируются с учёными, и это не может не радовать. Действительно, иногда научные концепции чрезмерно упрощают или драматизируют в угоду сюжету. Но именно такие образы могут стать для зрителя первой точкой соприкосновения с наукой. А дальше — наша с учёными задача показать, что за вымышленными историями стоит подлинное знание, доступное каждому.

Все больше художественных проектов переосмысливают научные идеи. Почему в вашем случае выбор пал на теорию Большого взрыва?
А.У.: Нас вдохновила сама идея соединения технологий, науки и искусства — создать нечто, чего раньше никто не делал. Нам было интересно докопаться до сути: как визуализировать космос, представить безопасное путешествие через черные дыры и заглянуть туда, куда обычный человек заглянуть не может. Поэтому в «Точке сингулярности» мы интерпретируем этапы появления Вселенной как метафору художественного акта и отражаем путь света – от момента рождения в точке сингулярности до появления жизни.
Для нас это был не только творческий вызов, но и технически амбициозный проект. Мы решили построить настоящую 360°-сферу — сетап, который до нас никто не делал, а значит и не было опыта работы с ним. Чтобы вы понимали масштаб: конструкция весит 34 тонны и достигает высоты трехэтажного здания. Внутри — гибкие LED-экраны. Мы задействовали более 6 000 светодиодных модулей и 176 экранных кабинета. Поэтому монтаж стал настоящей сборкой 3D-пазла в пространстве. Все элементы монтировались в подвешенном состоянии — и нужно было добиться идеального совпадения, чтобы сфера замкнулась точно по всем осям.

Как проходила ваша совместная работа над инсталляцией?
А.У.: Над сценарием шоу внутри сферы мы работали вместе с учеными из ИТМО. Это было не первое наше сотрудничество, но на «Точке сингулярности» была самая жаркая дискуссия: потому что никто не знал, как это представить. Нарисовать точку сингулярности или инфляцию можно только как некую визуализацию-подобие, но этого никто никогда не видел. Например, как можно одновременно изобразить сверхплотное и сверхгорячее тело? Электромагнитные волны или гравитацию?
Т.М.: Мы привлекали экспертов из разных областей науки, чтобы визуальный ряд был научно достоверен. Научную экспертизу обеспечивали физики, а мы, как научные коммуникаторы, дополняли образами и референсами из искусства и поп-культуры. Вместе с коллегами продумывали детали: например, инфляцию предложили показать как одновременное и повсеместное расширение пространства. Эта инсталляция опирается на самые современные теории о происхождении Вселенной и предлагает зрителю не просто зрелище, а художественную интерпретацию современной научной картины мира.

Как соблюсти баланс между научной достоверностью и художественным языком?
Т.М.: Здесь нет универсального рецепта, и каждый раз это поиск компромисса. С одной стороны, у нас есть общество и креативная индустрия, с другой — строгая наука и ученые, которые знают, как современная наука видит мир. Наша задача — учитывать интересы всех сторон, не выходить за пределы научного знания и не забывать о чувстве юмора и самоиронии.
Конечно, в приоритете остается научная достоверность, ведь наша цель — правильная репрезентация науки. Неаккуратные метафоры или подача могут привести к искажению знаний, а этого мы стараемся избегать. Мы стремимся рассказывать о том, как работает наука, делать ее понятной и увлекательной — и при этом сохранять любопытство, которым движимы ученые и мы сами.