К 1920-м Kodak представила более безопасную ацетатную пленку, но поначалу она была дороже в производстве. Ситуация изменилась с ростом спроса на ацетат во время Первой мировой: его использовали как защитное покрытие для самолётов.
Какая связь между фотогигантом Kodak и атомной бомбой? Интересный факт!

Новая книга историка культуры Элис Лавджой «Сказки о боевой химии» («Tales of Militant Chemistry») раскрывает, как фотопленочные гиганты XX века совмещали производство кинофильмов с военной химией. История начинается с превращения Kodak из небольшой мастерской в Рочестере в химический концерн мирового масштаба.

Книга о связи Kodak с военной химией XX века
Наряду с главным конкурентом — немецкой Agfa — компания Kodak выпускала не только пленку, но и синтетические волокна, пластмассы и пестициды. Однако именно химическая экспертиза, накопленная при производстве фотопленки, позволила этим предприятиям в годы войн переключиться на взрывчатые вещества и даже на материалы для атомного оружия
Подноготная Kodak
- В начале XX века кинопленку производили из нитрата целлюлозы — крайне пожароопасного материала.
- Его горение сопровождалось выделением токсичных газов, напоминающих боевые отравляющие вещества Первой мировой войны.
- Именно поэтому заводы компании Agfa оказались удобными площадками для выпуска ядовитых газов для армии Германии.
- В дальнейшем дочерняя компания Kodak, Tennessee Eastman, стала ключевым игроком Второй мировой — она выпускала взрывчатое вещество RDX в объеме до 570 тонн в день и оставалась монополистом США в его производстве до конца XX века.
Атомная бомба
- Именно инженеры Tennessee Eastman развернули завод Y-12 в Оук-Ридже, США, где с помощью мощных электромагнитов отделяли делящийся уран от обычного в рамках Манхэттенского проекта.
- Полученное сырье поступало в Лос-Аламос, где создавалось ядерное оружие.
- Так фотохимический концерн Kodak стал частью программы, определившей исход войны и дальнейшую историю мира.
Историк культуры Элис Лавджой наполнил свою новую книгу не только промышленными и политическими фактами, но и человеческими историями. Среди них — биография основателя Kodak Джорджа Истмена, который с 8 лет был вынужден работать после смерти отца. Там же трагедия Александры Лаврик, вывезенной в Германию как принудительной работницы. В цехах компании Agfa она ежедневно вдыхала пары едкой соды, разрушавшие легкие, чтобы создавать синтетические волокна для военной промышленности.
Автор связал политику, экономику, биографию и технологии, показывая, что развитие кинохимии оказалось неразрывно связано с гонкой вооружений.
