10 способов заделать пробоину в лодке: какой из них действительно работает

Редакция журнала Yachting Monthly пробила дыру в корпусе яхты, чтобы испытать разные способы быстро заткнуть пробоину.
10 способов заделать пробоину в лодке: какой из них действительно работает
Vessel Finder
Содержание статьи

Яхты и лодки нечасто получают пробоины, хотя от встречи с острым углом полузатопленного контейнера или с рифом никто не застрахован. Причина в том, что корпуса яхт и катеров довольно прочны. 5-килограммовой кувалде в крепких руках яхтсмена-журналиста потребовалось 25 минут, чтобы пробить 8-сантиметровое отверстие в борту.

Через такую пробоину за 7-8 минут зальется около 2 тонн воды.

Конечно, топить 10 яхт в море было бы слишком дорого, поэтому в ходе теста яхту погружали на талях, а после каждого испытания поднимали и откачивали воду. Так испытатели выявили средства, с помощью которых действительно можно быстро заткнуть дыру, чтобы выиграть время, и отсеяли те, что не работают.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не воспринимайте этот тест как инструкцию к действиям — скорее, воспринимайте его как информацию к размышлению.

Салфетка и нога – быстро и эффективно

У испытателя ушла всего секунда, чтобы схватить салфетку и ботинком прижать к дыре.

Достоинство способа – скорость применения. Если у вас хорошая реакция и подходящий кусок текстиля есть под рукой, всего через секунду вы временно устраните проблему. Кстати, испытатели говорят, что это хорошо снимает первый испуг. Теперь можно оглядеться вокруг и поискать более серьезное решение.

Hole in yacht's hull
Yachting Monthly
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фанерный пластырь – не работает

В квадратном куске фанеры с дырой в центре продели веревку, подвели к пробоине снаружи, продели веревку в дыру и с ее помощью притянули пластырь к корпусу. Пластырь практически не уменьшил поток воды.

Пластырь с шумоизоляцией – работает

Вместо простой фанерной слани попробовали взять люк моторного отсека с шумоизоляцией, приклеенной на внутреннюю сторону. Притянув его к пробоине шумоизоляцией к корпусу, удалось в разы замедлить поступление воды.

Пластырь из паруса – медленно

Этот метод применяли еще до наступления паровой эпохи. Как обнаружили яхтсмены, подвести парус под корпус довольно трудоемкая и длительная операция. И он постоянно отходит от пробоины, так что вода хлещет не все время, а порциями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
collision mat on hull
Steve Antonio's Marine Consulting

Специальный пластырь – медленно, но эффективно

Конечно, существуют и специализированные средства для яхтсменов. Образец, отобранный Yachting Monthly для теста, отлично сработал – вода практически остановилась. Но на пробоину его заводили еще дольше, чем парус.

Collision mat for boats
Drewil
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спасжилет – хуже, чем без него

Один из испытателей взял надувной спасательный жилет, завернул в полотенце и заткнул им пробоину изнутри, а для верности загнал жилет более плотно ударами весла. Когда жилет надулся, поток воды уменьшился, но усилились течи сквозь трещины вокруг пробоины, расширенные ударами весла.

Зонт – не работает

У английских яхтсменов есть расхожая шутка, что две самые бесполезные вещи в плавании – это cтарый военный моряк и зонт. Испытатели решили усомниться в верности второго: зонт продели изнутри сквозь отверстие и открыли снаружи в надежде, что поток воды прижмет его к пробоине. Однако тот же поток просто выдавил зонт вовнутрь. Итак, доказано: зонт действительно бесполезен.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Специальный зонт для пробоин – быстро и эффективно

По конструкции это устройство, получившее название Subrella (umbrella + sink, «зонт» и «тонуть»), похоже на зонт: его надо продеть сквозь дыру и открыть снаружи.

Subrella collision patch
Lake Expo

Благодаря прочной конструкции и специально подобранной ткани, такой пластырь удалось поставить в считанные минуты и поток воды резко сократился. К сожалению, этот товар больше не выпускается, а действующий патент мешает другим производителям возобновить его производство.

Полотенце в мусорном мешке – не работает

Расчет строился на то, что если мусорный мешок прижать к отверстию снаружи, то давление воды прижмет его. Но мешок сразу порвался о рваные края пробоины, нарушив планы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Парус в мешке – не работает

Кисой в парусном спорте называют специальный мешок для парусов. Небольшой парус в кисе изнутри запихали в пробоину. Однако усилия привели лишь к тому, что пробоина стала больше.

Специальный пластырь для пробоин теста
Специальный пластырь — победитель теста
Lester McCarthy - Yachting Monthly

Пожалуй, главный вывод из этого теста состоит в том, что действительно работающее средство искать лучше заранее и попрактиковаться его применять, чтобы не импровизировать с угрозой для жизни. Если вы в первый раз вышли в море, поинтересуйтесь невзначай у капитана, что он думает делать, если подобная авария произойдет с его судном.