Астрономические суммы: почему самолеты такие дорогие и сколько стоят разные части авиалайнеров
У высокой цены на самолёты нет какой-то единственной причины, объясняет портал Aero Corner. Тут складывается несколько факторов.
Разработка
Чтобы сделать самолёт, высокооплачиваемые инженеры из множества компаний работают годами, используя в процессе массу дорогостоящего оборудования, от сложного программного обеспечения до аэродинамических труб.
И всё ради чего? Чтобы выпустить несколько тысяч, сотен, а иногда лишь десятков серийных экземпляров.
Для сравнения, разработка новой модели автомобиля тоже стоит дорого, но её цена раскладывается на сотни тысяч и миллионы выпущенных экземпляров, поэтому прибавка к стоимости одной машины невелика.
Испытания
При этом требования к безопасности в авиационной отрасли более жёсткие, чем в той же автомобильной – хотя я бы затруднился оценить, насколько. Каждый отдельный компонент проходит длительные испытания перед тем, как Boeing, Airbus или другой производитель самолётов примет его. А потом уже готовый аппарат проходит программу испытаний. Достаточно сказать, что от самого первого полёта до полётов с пассажирами может пройти 3-4 года.
Монополия
Авиационная отрасль – относительно маленький рынок. Например, катапультируемые кресла для большинства зарубежных производителей военных самолётов делает одна-единственная компания Martin Baker. Поэтому сами производители и многие их поставщики пользуются этим, чтобы держать цены выше.
Сколько стоят разные части
Вот несколько самых удивительных примеров, сколько могут стоить простые, казалось бы, части авиалайнера Boeing 747:
- Двигатель – от $11 млн.
- Остекление кабины пилота – $26 тыс.
- Кресло пассажира бюджетного класса – от $3 тыс.
- Кресло первого класса стоит не меньше $60 тыс., но может доходить до $1 млн.
- Мультимедийные развлекательные системы для пассажиров – $20 тыс. на место.