Может ли пилот забыть выпустить шасси при приземлении

Несмотря на наличие световой и звуковой сигнализации, пилоты иногда умудряются сесть на брюхо по ошибке. Вот почему это происходит.
Рома Назаров
Рома Назаров
Может ли пилот забыть выпустить шасси при приземлении
Public Domain
Все самолеты оборудованы системами, подстраховывающими пилота на подобный случай.

Как правило, она реагирует на снижение с убранным шасси: на заданной высоте сработает сирена, а на приборной панели высветится предупреждение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В авиации популярна шутка, что существуют два типа пилотов: которые садились на брюхо и которые сядут на брюхо в будущем.

Их истории очень разные, но есть общая черта: должно случиться что-то выбивающее из привычного порядка действий, из-за чего пилоты не среагируют на сигнал тревоги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пакистанский «Джамбо»

Boeing 747-200, Пакистанский авиалайнер
4 февраля 1986 г. Boeing 747-200 пакистанской авиалинии снижался в условиях сильного тумана и сработала сирена. Среди пассажиров началась паника и капитан корабля отключил сирену, чтобы ее погасить – что было дальше, вы сами догадаетесь.
Clinton Groves | Wikimedia, GNU1.2

Отвлекающий фактор

«Однажды я сам чуть не сделал это, – рассказал пилот Эд Фальк. – Я отрабатывал с инструктором процедуру выключения двигателя, и одна из вещей, которую вы делаете при отказе двигателя, – это убираете шасси, чтобы самолет лучше скользил. После нескольких минут такого скольжения к взлетно-посадочной полосе наш мозг каким-то образом "отключил" зуммер предупреждения о невыпущенном шасси. Если бы с вышки не связались и не сказали, что шасси убрано, мы так и сели бы на брюхо. Обратите внимание, что мы оба – и инструктор, и я – пропустили сигнал. Надеюсь, тот случай останется единственным».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«А вот мой отец однажды заплатил кругленькую сумму за ремонт двигателя и новый пропеллер и перекрашивание фюзеляжа».

Незнакомый аэропорт

«Я заходил на посадку в незнакомом аэропорту и по какой-то причине пропустил опускание шасси, хотя оно было у меня в чек-листе, – описывает свой случай другой пилот Джей-Си Дюбуа. – Как раз в тот момент, когда я уже был готов коснуться полосы, с вышки связались и приказали идти на второй круг».

«Сначала меня это возмутило, но потом дисциплинированность пересилила и я подчинился. Когда я уже набирал высоту, диспетчер снова связался и предложил "повторить заход, но на этот раз опустить шасси". Благодаря его внимательности я избавился от хлопот, разбирательства со страховой компанией и угрозы, что этот полет стал бы последним для моего самолета».