Может ли грузовой локомотив тащить пассажирский поезд: да, но вам бы не понравилось в нем ехать

Чем отличаются грузовые и пассажирские локомотивы и почему иногда все же можно видеть, как электровоз неподходящего типа тащит состав: вот простое объяснение.
Может ли грузовой локомотив тащить пассажирский поезд: да, но вам бы не понравилось в нем ехать
Neu-Zwei | Wikipedia, CC4.0
Все локомотивы, будь то тепло-, электро- или паровозы, делятся на грузовые, пассажирские и маневровые.

Маневровые стоят немного в стороне, работая на станции. А пока давайте сравним два варианта магистральных локомотивов, одни из которых возят грузовые составы, другие – пассажирские.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внешне они похожи друг на друга до того, что несведущие не отличат один от другого. Однако попробуйте-ка проехать в пассажирском вагоне, прицепленном к грузовому локомотиву – уверен, вам бы не понравилось, по нескольким причинам.

Словенский грузовой локомотив Class 541 Taurus . image
Словенский грузовой локомотив Class 541 Taurus .
David Gubler | Википедия, в общественном достоянии

Скорость

Этот поезд полз бы заметно медленнее. Как правило, используемые сейчас на железных дорогах грузовые локомотивы рассчитаны на конструкционную скорость до 120 км/ч, а пассажирские – до 160 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все дело в тяговых редукторах , которые в локомотиве играют ту же роль, что и коробка передач в автомобиле. У грузового редуктор имеет более низкое передаточное число, позволяя ему развивать большую тягу, нужную, чтобы стронуть с места тяжелый состав. Но и скорость в результате он развивает не столь высокую.

Плавность хода

Тормозные системы у этих двух типов отличаются:

  • грузовые локомотивы оснащаются пневматической тормозной системой,
  • пассажирские – более продвинутой электропневматической.

Не углубляясь в их устройство, можно сказать, что электропневматические тормоза позволяют всем вагонам тормозить одновременно. При использовании пневматической же вагоны тормозят с задержкой, начиная с передних. Образуется «волна», которая чувствительно дергает каждый следующий вагон, вызывая сильный дискомфорт у пассажиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, и сам локомотив страдает от такого рывка, поэтому раму грузовых локомотивов усиливают по сравнению с пассажирскими.

Энергия

Пассажирские локомотивы питают электроэнергией отопительные системы вагонов. У грузовых этой функции нет.

Почему иногда состав везет «неправильный» локомотив

Например, на пассажирской линии Горячий Ключ – Сочи пассажирские составы тянут именно грузовые локомотивы. Точнее, грузопассажирские – по-грузовому мощные, но дооснащенные системами, которые есть только у пассажирских поездов. Причина в том, что на горных железных дорогах нужны локомотивы, развивающие большую тягу, чтобы втаскивать поезд в гору.