Для чего нужны столбики вдоль рельсов: не все так, как вы думали

Читать язык железных дорог – бесполезное, но залипательное занятие. Если вы согласны с этим утверждением, наш новый «урок» посвящен столбикам – высоким и низким, одноцветным и полосатым.
Для чего нужны столбики вдоль рельсов: не все так, как вы думали
(c) Каверзин А. В. | Wikipedia
На железной дороге существует не один, а целых три вида столбов. Все они носят черно-белую окраску, а функции у них разные.

Предпочитаете смотреть, а не читать? В конце статьи вы найдете 6-минутный видеоролик на ту же тему от Youtube-канала «Под стук».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вдоль магистральных путей ставят километровые столбы – через каждый километр, как сказал бы капитан Очевидность. Высотой они примерно в человеческий рост, а цифра на столбе означает расстояние от начала пути. Цифры на столбике с разных сторон отличаются, поскольку каждая отсчитывает расстояние от своего конца.

Километровый столб на железной дороге
(c) Lukdmi | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, на Транссибирской магистрали, самой длинной железной дороге в мире, более 9000 столбов. Причем, если верить статье по истории этой дороги в Российской государственной библиотеке, в Москве есть столбик 0/9288 км, а во Владивостоке 0/9298. Опа! Получается, что в одну сторону дорога на 10 км длиннее, чем в обратную? Какая-то релятивистская механика! Впрочем, возможно, что имела место простая опечатка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пикетные столбы

Между рельсами также есть низкие столбики, цифры на которых начинаются с 0 и заканчиваются 9, а затем нумерация начинается снова. Вы наверняка догадались, что эти столбы ставят через каждые 100 метров – правда, очень приблизительно, как автор убедился лично, замерив расстояние между несколькими из них. Ошибку в 10 м их установщики явно считают допустимой. Точку их установки называют пикетом, а сам столбик пикетным (на заглавном фото).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И километровые, и пикетные столбы используются для коммуникаций между разными железнодорожными службами. Перед поездкой машинист локомотива получает листок со списком участков, на которых временно ограничена скорость или работает путевая бригада. Машинисты встречных локомотивов могут по беспроводной связи предупреждать друг друга о препятствиях, которые они заметили на конкретном участке пути.

Предельные столбики

Третий тип столбов устанавливается там, где пути сходятся, образуя стрелку или пересекая друг друга в форме буквы X. В зависимости от типа междупутья, они могут быть белыми с черной «шапочкой» и основанием, или полосатыми.

Предельный столбик
(c) Ural-66 | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предельный столбик указывает точку, в которой расстояние между осевыми линиями сходящихся путей равно 4,1 м. Пользуются ими в основном составители поездов – работники железных дорог, сцепляющие и расцепляющие вагоны. Столбик предупреждает, что ставить вагоны или локомотив к стрелке ближе нельзя, иначе их заденет состав, проходящий по соседнему пути.

Нажми и смотри