Статью можно прослушать

Летают ли авиалайнеры над Северным полюсом: да, и это стоит сделать хотя бы раз в жизни

Периодически самолеты используют маршрут через вершину Земли. Для пассажиров это особый опыт, а для пилотов – вызов, требующий специального обучения. Однако такой полет сулит выгоды и для них.
Рома Назаров
Рома Назаров
Летают ли авиалайнеры над Северным полюсом: да, и это стоит сделать хотя бы раз в жизни
Created by techinsider.ru using the GigaChat web app
Послушать текст
Содержание

Возможность перелета через Северный полюс была доказана почти 100 лет назад советским экипажем под командованием знаменитого летчика Валерия Чкалова. Несмотря на это, вплоть до 21 века небо над вершиной мира по большому счету оставалось пустым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему раньше боялись летать над Арктикой

Опасения вызывала недостаточная надежность самолетов: от самых северных широт до ближайшего полноценного аэродрома – тысячи километров, и в случае вынужденной посадки дотянуть до них было бы крайне сложно.

Однако с годами авиатехника становилась все более совершенной. Сначала был снят запрет для четырехмоторных самолетов, а с 2011 года Управление гражданской авиации США – орган, на который оглядываются авиакомпании всего мира, – разрешило и полеты двухмоторных авиалайнеров через северный маршрут.

аэропорт кулусук
Algkalv - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторым препятствием была холодная война между США и СССР, из-за которой советское небо было закрыто для международной авиации. А как вы дальше увидите, смысл в таких перелетах есть только в том случае, если часть пути проходит над российской территорией.

Холодная война была важным препятствием для перелетов авиалайнеров через Северный полюс.

2010-е годы были временем, когда над Северным ледовитым океаном стало довольно оживленно, в полярном небе появились многочисленные белые следы самолетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
маршрут авиалайнера через арктику экран навигатора
Swanson Dinner - Quora

Однако в 2022 году эта активность снова заметно спала из-за военного конфликта между Россией и Украиной: большинство иностранных авиакомпаний теперь опасаются летать этим путем.

Зачем это нужно

Летать через Северный полюс или близко к нему выгодно из-за меньшего расстояния между многими городами северного полушария. Вы легко можете это проверить, если у вас есть глобус. Например, полет из Нью-Йорка в Гонконг сокращается примерно на два часа, если срезать маршрут через полюс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Летать через полюс до сих пор рискованно

Условия над Северным ледовитым океаном довольно специфические. Во-первых, температура воздуха может опуститься до точки замерзания авиационного керосина. Пилоты преодолевают эту трудность, временно уменьшая высоту полета, хотя при этом им приходится спускаться в более плотные слои атмосферы, где выше сопротивление воздуха.

Космическое излучение – другая проблема. Большую часть поверхности Земли от него защищает магнитное поле планеты. Но на полюсах линии поля загибаются и входят вертикально, пропуская больше излучения. За один полет пассажиры не получают опасных доз радиации, однако экипаж, регулярно совершающий такие рейсы, накапливает более высокую дозу, чем работники атомных электростанций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
магнитное поле земли
aps.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, о магнитном поле: вблизи магнитного полюса Земли магнитный компас перестает работать корректно. Эта территория в международной авиации называется зоной магнитной нестабильности (AMU), объясняет Суонсон Диннер, с 1998 года летающий командиром на авиалайнерах семейства Boeing.

«Самолеты должны быть надлежащим образом оборудованы, экипажи – должным образом обучены, а операторы – иметь разрешение на проведение "полярных операций". Они также должны иметь разрешение на навигацию в AMU. Если разрешения нет, приходится выбирать маршрут в обход магнитного полюса, а не по прямому маршруту. Так было в моей авиакомпании: мы были авторизованы для полярных операций, но не для AMU, поэтому мои маршруты не были прямыми».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
прибор плановой навигационной идентификации
Essential Pilot

Необычный опыт для пассажиров

Многие путешественники рассказывают, что такие полеты по-своему интересны, рассказывает сайт Pilot Mall. Чтобы предотвратить замерзание топлива, пилоты снижаются до высоты около 3000 метров над Арктикой, так что пассажиры могут вблизи полюбоваться на часть света, куда большинство людей никогда не попадает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ради такого зрелища авиакомпании иногда отправляют самолеты к полюсу, даже если вылет и прилет происходят из городов, расположенных довольно близко к экватору. Известно, что авиакомпания Emirates совершала таким образом 17-часовые рейсы из Лос-Анджелеса в Дубай.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«В течение многих лет я регулярно пролетал над Северным полюсом на Boeing 747, – вспоминает Стьюзен Холмс, бывший командир авиалайнера, вышедший на пенсию. – Я имею в виду настоящий Северный полюс, а не магнитный. Конечно, нам требовалась специальная подготовка на случай, если бы мы потеряли всю инерциальную навигацию и остались только с компасом, и были бы обречены летать по кругу. Процедура, позволявшая выбраться из полярного региона без приборов, называлась "полярный прыжок".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
северное сияние из иллюминатора
VancouverIsAwesome.com

Во время одного из моих первых полетов, когда мы приближались к Северному полюсу, мы, конечно же, держали курс на север. Как только мы его пересекли, все сигнальные лампы начали мигать, и наш HSI (индикатор плановой навигационной обстановки), сделав поворот на 180°, теперь показывал курс на юг. Это было потрясающе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Был также полет зимой, когда все время было темно, и мы наблюдали захватывающее северное сияние».

А вот над Южным полюсом самолеты почти никогда не летают – по первой ссылке ниже читайте, в чем причина.