Статью можно прослушать

Литий плохо, натрий еще хуже: давайте соединим их, предлагают ученые

Команда ученых из двух университетов с Британских островов разработала первый в мире «полноэлементный двухкатионный аккумулятор». В нем одновременно задействованы ионы лития и натрия, а в результате резко повысилась емкость и устойчивость источника питания.
Рома Назаров
Рома Назаров
Литий плохо, натрий еще хуже: давайте соединим их, предлагают ученые
Alan Place — University of Limerick
Послушать текст
Содержание

Ваш нынешний смартфон, по сути, одноразовый. Через пять-семь лет его батарея окончательно потеряет емкость и вздуется, и гаджет придется выбросить. А вот устройства следующего поколения смогут служить гораздо дольше: исследователи из Лимерикского университета создали новый тип аккумулятора, который обещает изменить будущее электромобилей и портативной электроники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
вздувшийся аккумулятор айфона
Mpt-matthew - Wikipedia

Литий против натрия

До сих пор исследователи всего мира совершенствовали литиевые и натриевые батареи по отдельности, на каждом пути встречая свои сложности.

Литий-ионные аккумуляторы – это сегодняшний стандарт для смартфонов, ноутбуков, электросамокатов и электромобилей. Они обеспечивают неплохую плотность энергии, но со временем теряют емкость, плохо переносят холод и могут загореться при повреждении. Трудности производства лития делают их еще и дорогими в производстве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ребенок на электросамокате
AngryJulieMonday - Flickr
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решить эти проблемы могли бы натрий-ионные батареи. Они безопаснее, долговечнее и устойчивее к морозу, а сырье для их производства дешево и доступно. Их главный недостаток – низкая плотность энергии. Но все это не имеет значения, потому что промышленность пока не научилась их выпускать большими объемами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
натриевые аккумуляторы
The Battery Show Asia

Почему два катиона лучше одного

Новая конструкция объединяет преимущества обеих технологий, нивелируя их недостатки. В созданном ирландскими учеными образце натрий играет роль основного носителя зарядов. Между тем, добавление лития в электролит увеличило емкость фактически в два раза – при том, что самого металла нужно в разы меньше, чем для чистого литий-ионного аналога.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гибридная батарея еще и требует гораздо меньше кобальта и других экологически вредных компонентов.

Добавление небольшой доли лития в электролит увеличило емкость почти в 2 раза.

Этот научный прорыв – заслуга группы ученых из университетов Лимерика в Ирландии и Бристоля в Соединенном королевстве. Исходная идея принадлежит доктору Сайеду Абдулу Ахаду из ирландского вуза: он и доцент Хью Джини выполнили основную часть исследовательской работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Доказать, что натрий-ионные аккумуляторы можно «прокачать» за счет двухкатионного электролита, удалось впервые, сказал доцент Джини для пресс-релиза университета.

Прелесть достижения в том, что двое ученых смогли заставить работать анод с высокой теоретической емкостью. Раньше этого не удавалось достичь, объяснил Ахад.

ноутбук, наушники, планшет
PxHere
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как сделать Li+Na стабильным

Детальное описание подхода ученых заняло бы слишком много места в этой статье – если интересно узнать больше, читайте оригинальную статью в журнале Nano Energy.

Если кратко, то улучшение достигнуто за счет взаимодействия ионов лития и натрия во время зарядки и разрядки. Литий выступает в роли «усилителя емкости», помогая при этом системе сохранять стабильность. В испытаниях опытный образец выдерживал до тысячи циклов без заметной деградации.

В испытаниях опытный образец выдерживал до тысячи циклов без заметной деградации.

Если удастся масштабировать эту технологию, литий-натриевые аккумуляторы будут на порядок практичнее и удобнее нынешнего поколения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
электромобиль volt на зарядке
rawpixel

Натрий работает — теперь попробуем калий

Воодушевившись результатом, ученые теперь планируют исследовать новые комбинации материалов и ионных систем – например, с кремниевыми анодами или парами вроде литий-магний и калий-литий. Это может привести к появлению следующего поколения аккумуляторов, которые позволят электронике и транспорту служить дольше и тратить меньше ресурсов планеты.