Какой была жизнь в гигантских дирижаблях довоенной эпохи

C точки зрения пассажиров, путешествие на «цеппелине» больше напоминало круиз на морском лайнере, нежели полет на самолете. Что касается пилотов и других членов экипажа, их опыт, скорее, можно сравнить с управлением подводной лодкой, и вот почему.
Какой была жизнь в гигантских дирижаблях довоенной эпохи
Universal History Archive
Короткий золотой век дирижаблей пришелся на 1920-е и 1930-е годы.

Это пояснение нужно для тех, кто только начинает знакомиться с историей авиации. Чтобы получить представление о том, какими были воздушные корабли той эпохи, представьте себе, что знаменитый лайнер «Титаник» поднялся в небо. Оболочки таких дирижаблей, как «Граф Цеппелин» или «Гинденбург», курсировавших в то время между Европой и Америкой, по размеру могли сравниться с корпусом легендарного корабля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Круиз через океан

Путешествие на этих аппаратах было по карману только обеспеченной публике. Кстати, то же самое можно было сказать полвека спустя про сверхзвуковые лайнеры Concorde — забавное совпадение, не правда ли. Простой люд продолжал путешествовать по суше или по воде — плацкартными вагонами или пароходами в каютах 2 или 3 класса.

Авиаперевозчики, управлявшие флотом дирижаблей, конкурировали не с самолетами, а с пароходными компаниями. Соответственно, на борту дирижабля создавался уровень комфорта, сравнимый с тем, что получали пассажиры 1 класса на морских лайнерах. У каждого проезжающего была своя каюта, по комфорту и убранству похожая на купе СВ-вагонов или корабельные каюты. Стандартом были ресторан и салон на борту, полноценный камбуз и прочие удобства той эпохи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Обеденная комната знаменитого дирижабля LZ 129 Hindenburg image
Обеденная комната знаменитого дирижабля LZ 129 Hindenburg
Bundesarchiv, Bild
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сходство с кораблем усиливала тишина на борту и отсутствие качки. В отличие от самолетов, которые ощутимо швыряет на взлете и посадке, даже современных реактивных, большие дирижабли могло только чуть заметно покачивать. Звук моторов в кабине создавал чуть слышный ненавязчивый гул.

Наконец, и вид из окон на океан напоминал вид из окон верхней палубы большого корабля, ведь летали дирижабли на относительно небольшой высоте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По местам, срочное погружение

Экипаж видел путешествие совсем под другим углом, объясняет Том Фарриер, военный пилот в отставке и энтузиаст авиационной истории. Управлять дирижаблем труднее, чем самолетом, особенно если речь идет о махине, в длину превышающей 230 м. Начать с того, что дирижабль летит на небольшой высоте и относительно малой скорости, поэтому сильно подвержен капризам погоды. Пилоты той эпохи явно отличались большим мастерством, если могли сохранять их под контролем и даже в ветреную погоду филигранно подводить к стыковочной мачте.

А кроме того, их положение в воздухе нужно все время корректировать. Объем газа в оболочке под действием разных факторов то увеличивается, то уменьшается — из-за этого дирижабль набирает высоту или снижается. В ходе полета расходуется топливо и запасы на борту, поэтому меняется вес воздушного корабля и его распределение.

Если так смотреть, дирижабли заметно напоминают подводные лодки — экипажу субмарины тоже нужно работать рулями и то продувать, то заполнять цистерны, чтобы сохранять нейтральную плавучесть и правильный дифферент.